Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Зимующие птицы».
Задачи:
1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;
3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.
5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;
6. Расширить словарный запас детей : корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, прыгает и т. д.
7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
8. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.
9. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку», набор картинок к игре «Четвертый лишний», запись «Звуки природы – зима». Коробка с угощением для птиц: семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребят к нам прилетела необычная гостья.
Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.
Сорока: Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Воспитатель: Так какую новость ты нам принесла?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. Наступила зима, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? - (Перелетные)
-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)
Ребята, мои загадки отгадайте и узнаете какие птицы не улетают в тёплые края.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Выставить картинку воробья. - Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета). 2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока) - Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением) 3. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная) 4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка). (Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) 5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая. Каркунья хрипловатая. (Ворона). (Появляется картинка с изображением вороны) - Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое) 6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами. И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь) (Появляется картинка с изображением голубя) Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).
- Ребята, давайте рассмотрим этих птиц. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)
Вызвать «сороку», она называет части птицы, а дети отвечают на вопросы воспитателя.
- Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
- Какой птички не стало?
Воспитатель: Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима». Холодно зимой в лесу надо нам погреться.
Физ. минутка «Погреемся».
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:
Топ – топ – топ.
Мы согреем щеки, шею.
(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев).
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,
Да, да, да.
Воспитатель: вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц. Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.
Воспитатель: Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.
Игра «Собери птицу из частей». Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, назовите, каких птиц вы собрали?
Ребята, скажите, какие это птицы? (зимующие).
Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?
Игра «Кто как голос подает?»
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона - каркает - кар – кар!
Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!
Синица - щебечет - синь- синь- синь!
Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!
Голубь - воркует - груу- груу- груу!
Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу.
Воспитатель: Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу. Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие). Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.
- Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
Посмотрите, у меня в тарелочках различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?
Игра: «Птичья столовая»
Воробей – хлебные крошки.
Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек.
Синичка – любит сало.
Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.
Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка».
Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.
Сорока: спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.
Воспитатель: До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!
Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.А теперь идём одеваться на прогулку и угощение для приц в кормушку не забудем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...