Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Тема занятия: Весеннее дыхание
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Цель занятия: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи занятия:
Образовательные: Формировать представления о живой и неживой природе весной; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой
Развивающие: Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе
Планируемый результат занятия: называют и узнают растения леса; проводят наблюдения и замечают изменения; знают и проговаривают правила поведения в лесу.
Подготовительная работа: Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов); провести беседу об охране природы; познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.); побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
Материалы и оборудование: иллюстрации растения леса, стихи и рассказы М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Фета и др., загадки, блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш, ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности | Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать, придя в лес. • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен. • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли. Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет О каком времени года говорится в стихотворении? - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? | игровой, сюрпризный момент, создание ситуации заинтересованности, создание ситуации успеха.
Форма коллективная
Беседа |
Слушают воспитателя
Ответы детей | Создание хорошего настроения Включение в образовательную деятельность
|
2 | Основной этап |
| ||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации
| Сегодня поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Остановка 1 Секреты неживой природы. Послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? Какие признаки весны вы услышали? - Какой весенний месяц самый холодный? -Самый теплый? Почему? Теперь представим себе небо. Какое оно весной? - Какие осадки выпадают весной? - Бывают ли весной грозы? Когда? Хочу пригласить вас сегодня в лес, В добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес. Если внимательны будете дети Тайны чудесные откроете эти. Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого Юный лес в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет. Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет. Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? |
Рассказ
Указание
Отгадывание загадки
Беседа |
Слушают воспитателя
Выполняют задания воспитателя
Отвечают на вопросы
| Заинтересованы, ребята проявляют любознательность |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | -Что происходит с травянистыми растениями? Физкультминутка Ветер веет над полями, Там немного отдохнём. Остановка 2. Мир первоцветов. Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Воспитатель: Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни. - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу. - Почему же подснежники зацветают так рано? Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения. «Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет. Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу. После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было. Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем» Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета. Кто знает этот цветок? Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые. Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры. Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку. Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара. Давайте рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка. Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну. - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? Тюльпаны Нарциссы Маки Анютины глазки Незабудка Петуния - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? | Вопросы
Физкультминутка
Беседа
Фронтальная форма
Художественное слово
Рассказ
Вопросы |
Выполняют физкультминутку (Дети плавно качают руками над головой.) (Потягивания — руки вверх.) (Ходьба на месте.)
Отвечают на вопросы
Варианты ответов
Слушают воспитателя
Варианты ответов
Ответы детей
| Используют речь для выражения своих мыслей
| |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Остановка 3 Ребятам о зверятах А еще кого мы можем встретить в лесу? -А кто из этих животных живет в нашем лесу? Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши. -Кто из животных меняет цвет весной? - Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной? Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов. Беседуют о том, как сохранить природу. | Фронтальная форма
Беседа
Вопросы
Беседа | Ответы детей
Варианты ответов |
| |
3 | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности
| - Понравилась ли вам наше занятие? -Что новое вы сегодня узнали? - Как нужно относиться к растениям и животным и почему? -Зачем нужен лес?
| Беседа Рефлексия
Вопросы
| Ответы детей | Подводят итоги деятельности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_miro2.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром
Ф.И. студента: Бочкова Софья
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Тема занятия: Весеннее дыхание
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Цель занятия: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи занятия:
Образовательные: Формировать представления о живой и неживой природе весной; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой
Развивающие: Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе
Планируемый результат занятия: называют и узнают растения леса; проводят наблюдения и замечают изменения; знают и проговаривают правила поведения в лесу.
Подготовительная работа: Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов); провести беседу об охране природы; познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.); побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
Материалы и оборудование: иллюстрации растения леса, стихи и рассказы М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Фета и др., загадки, блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш, ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности | Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать, придя в лес. • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен. • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли. Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет О каком времени года говорится в стихотворении? - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? | игровой, сюрпризный момент, создание ситуации заинтересованности, создание ситуации успеха. Форма коллективная Беседа | Слушают воспитателя Ответы детей | Создание хорошего настроения Включение в образовательную деятельность |
2 | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Сегодня поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Остановка 1 Секреты неживой природы. Послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? Какие признаки весны вы услышали? - Какой весенний месяц самый холодный? -Самый теплый? Почему? Теперь представим себе небо. Какое оно весной? - Какие осадки выпадают весной? - Бывают ли весной грозы? Когда? Хочу пригласить вас сегодня в лес, В добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес. Если внимательны будете дети Тайны чудесные откроете эти. Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого Юный лес в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет. Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет. Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? | Рассказ Указание Отгадывание загадки Беседа | Слушают воспитателя Выполняют задания воспитателя Отвечают на вопросы | Заинтересованы, ребята проявляют любознательность | |
Этап ознакомления с материалом | -Что происходит с травянистыми растениями? Физкультминутка Ветер веет над полями, Там немного отдохнём. Остановка 2. Мир первоцветов. Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Воспитатель: Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни. - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу. - Почему же подснежники зацветают так рано? Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения. «Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет. Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу. После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было. Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем» Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета. Кто знает этот цветок? Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые. Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры. Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку. Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара. Давайте рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка. Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну. - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? Тюльпаны Нарциссы Маки Анютины глазки Незабудка Петуния - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? | Вопросы Физкультминутка Беседа Фронтальная форма Художественное слово Рассказ Вопросы | Выполняют физкультминутку (Дети плавно качают руками над головой.) (Потягивания — руки вверх.) (Ходьба на месте.) Отвечают на вопросы Варианты ответов Слушают воспитателя Варианты ответов Ответы детей | Используют речь для выражения своих мыслей | ||
Этап практического решения проблемы | Остановка 3 Ребятам о зверятах А еще кого мы можем встретить в лесу? -А кто из этих животных живет в нашем лесу? Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши. -Кто из животных меняет цвет весной? - Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной? Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов. Беседуют о том, как сохранить природу. | Фронтальная форма Беседа Вопросы Беседа | Ответы детей Варианты ответов | |||
3 | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | - Понравилась ли вам наше занятие? -Что новое вы сегодня узнали? - Как нужно относиться к растениям и животным и почему? -Зачем нужен лес? | Беседа Рефлексия Вопросы | Ответы детей | Подводят итоги деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД "Ознакомление с окружающим"
Формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения признаков у объекта....
Технологическая карта по ознакомлению с предметным миром в 1 младшей группе "Игрушки"
Предлагаю конспект по проведению занятия по ознакомлению детей второй группы раннего возраста с предметным миром на тему "Игрушки"...
Технологическая карта проведения НОД по окружающему миру на тему «Мы живем в России».
Технологическая карта проведения НОД по окружающему мируна тему «Мы живем в России»....
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова».
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова»....
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования "В гости к Барбоскиным"Тема: «В гости к Барбоскиным»Возрастная группа: старша...
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром
Создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о растениях леса....
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему: "День заповедников и национальных парков".
Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему: "День заповедников и национальных парков" для подготовительной к школе группы...