«Путешествие в прошлое бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лариса Владимировна Солобаева

план конспект и презентация к познавательному занятию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_prshloe_bumagi.docx26.68 КБ
Файл istortya_bumagi.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Средняя группа

Подготовила: воспитатель

Солобаева Л.В.

2024год.

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Задачи:

- познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами;

- воспитывать в детях бережное отношение к изделиям из бумаги;

– формировать умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам;

– уточнить, систематизировать и расширить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;

развивать интерес к миру природы;

– формировать привычку рационально использовать природные ресурсы.

Оборудование и материалы: волшебная палочка, камни, береста, кусочки ткани, краски, стакан с водой на каждого ребенка, образцы современных видов бумаг, опилки, предметные картинки для игр, стульчики для «машины времени».

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я, коснись рукой, тот же час окажется в музее.

Вокруг вас я обойду в музей быстро приведу.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Посмотрите, вот мы и очутились с вами в музее, далеко от детского сада. (Дети подходят к первому экспонату – камень и рассматривают его.)

Воспитатель: Я предлагаю Вам подумать и ответить, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей)

Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень - высекали на нем буквы.

Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему?

Дети. Он тяжелый.

Воспитатель. Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. А сейчас посмотрим на другой экспонат (показ глиняной дощечки). Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Я предлагаю Вам сравнить глину и камень и определить их свойства. (Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь).

Воспитатель: Сейчас подойдем и посмотрим на ткань. Для чего она нужна?

Дети: На ней можно писать.

Воспитатель: Давайте мы с Вами попробуем сложить ткань пополам и нарисовать на ней что-нибудь. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Удобно было рисовать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Рисовать трудно: ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.

Воспитатель: А сейчас подойдем и посмотрим на бересту. «Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста - это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годилась». Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку книги. (Дети выполняют задание, и приходят к выводу, что береста ломается, а значит она хрупкая).

Воспитатель: На чем же мы будем писать?

Воспитатель: «В древние времена из далекой восточной страны - Китая – купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу». Какая по качеству была первая бумага?

Дети: Она желтая, темная, плотная, шероховатая.

Воспитатель: Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении. - Показ образцов современных видов бумаги.

Воспитатель: Как люди используют бумагу?

Дети: На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель раздает картинки с изображением камня, глиняной дощечки, бересты и бумаги. - Дети работают группами по 4 человека.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель. - Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых - это предметы на которых можно писать, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для письма.

Воспитатель раздает карточки :

-камень, солнце, береста, бумага.

-глиняная дощечка, бумага, часы, береста.

-бумага, береста, камень, птица.

-береста, глиняная дощечка, стул, камень.

Дети работают самостоятельно. (По группам по 4 человека). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше посещение музея в прошлое бумаги, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза.

Вокруг вас я обойду, в садик вас верну.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

-Скажите мне, где мы с Вами были? (в музее).

-Что нового, вы узнали, пока были в музее?

Дети.

-Узнали, на чем раньше писали,

-Узнали о происхождении бумаги,

-Где впервые научились делать бумагу.

Воспитатель: - Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А на следующем занятии, мы с Вами узнаем какие свойства, имеет бумага.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в прошлое бумаги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Слюдянки» Составила : Солобаева Л.В 02.04.2024

Слайд 2

На чем мы пишем что-нибудь, На чем мы любим рисовать, Что можно скомкать и согнуть И даже трубочкой свернуть? А ну, попробуй угадать!

Слайд 3

Ребята, а вы любите рисовать? А на чём мы с вами рисуем? (Ответы детей). Правильно, на бумаге. А как вы думаете, всегда ли люди рисовали только на бумаге? Ребята, я сегодня приглашаю вас в музей , где узнаем прошлое бумаги .

Слайд 4

Давным-давно когда люди жили в пещерах, им необходимо было общаться между собой, что-то записывать, и для этого они стали использовать камень. На камне они высекали (вырубали) разные знаки и изображения.

Слайд 5

Это глиняные дощечки. Так как на камне было неудобно и сложно писать, люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину.

Слайд 6

Ткань с надписями в прошлом

Слайд 7

Посмотрите на следующий экспонат – это береста. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры.

Слайд 8

Люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.

Слайд 9

В древние времена из далекой восточной страны купцы привезли чудесные листы. Это была бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае.

Слайд 10

Завод по изготовлению бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

«Путешествие в прошлое бумаги»

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...

. «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель:  формировать целостную картину мира,  расширять    представления детей об окружающих предметах,  развивать познавательный интерес, воспитывать в детях бережное отно...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...