НОД по духовно-нравственному воспитанию в группе общеразвивающей направленности 3-5 лет "Красота русско-народной избы".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Марина Николаевна Ганина

Закомство детей с  народным бытом русской избы, приобщение к истокам русской народной культуры развивает у них духовно-нравственные качества, формирует интерес к малым формам фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»

НОД по духовно – нравственному воспитанию в группе общеразвивающей направленности

с 3 до 5 лет

«Красота русско – народной избы»

Выполнила:

воспитатель Ганина М.Н.

(высшая кв.категория)

с. Мурзицы, 2024 г.

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора как богатейшему источнику познавательного, нравственного и духовного развития детей.

Задачи:

  • познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (изба, горница, печь, чугун, ухват, ложка, самовар, сундук, веретено, коромысло, половик, лавка, скатерть, скалка, сарафан, платок);
  • воспитывать у детей уважение к истории русского народа и его традициям, близким людям, любовь к своей Родине;
  • приобщать дошкольников к истокам русско-народной культуры, активизируя их духовно-нравственные качества;
  • развивать у детей внимание, связную речь, мелкую моторику, творческое воображение, двигательную активность.

Активизация словаря: горница, изба, печь, сундук, самовар, ухват, сундук, коромысло, веретено, половик, скатерть, скалка, сарафан, платок.

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание иллюстраций с изображением русской народной одежды и предметов быта; заучивание песен, пословиц, поговорок, потешек, чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, просмотр презентации, разучивание подвижных народных игр, встреча с мастером по изготовлению русских народных игрушек.

Дидактическое оснащение и оборудование: предметы домашнего обихода, русский народный костюм, ноутбук и колонки с записью русских народных песен, материалы для работы с тестом, атрибуты к народным играм, сушки и баранки.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Состав группы воспитанников: мальчики и девочки группы общеразвивающей направленности 3-5 лет.

Мотивация дошкольников: игровая, познавательная, социальная.

Организация детской деятельности: способ организации – фронтальный; методы и приёмы – словесный, наглядный, практический, игровой, поощрение.

Предполагаемый результат: знакомство детей с русской избой и старинными предметами народного быта приобщает их к истокам русской народной культуры. Так, на занятии дети узнают о том, что чай их прабабушки и прадедушки пили из самовара, ели суп и кашу из чугунков из русской печи деревянными ложками. Чугунки из печи доставали при помощи прихватки и ухвата, одежду хранили в сундуках, на деревянный пол стелили половики, воду носили при помощи коромысла, для пряжи использовалось веретено.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры развивает у них духовно-нравственные качества,  воспитывает уважение к родным и близким людям, к своему народу. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться как педагогами, так и родителями. Поэтому особенно важна работа души и разума ребёнка, чтобы процесс освоения духовности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. А проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляется и приобретает общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Детский сад благотворно влияет на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости.

Актуальность и проблема духовно-нравственного

воспитания дошкольников 

   «В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу-школу добрых чувств.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь…»

В.А.Сухомлинский.

        Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена  стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

        Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни.

        Другим основанием особого внимания к проблеме являются благоприятные возможности и необходимость начинать духовно-нравственное воспитание  в раннем  дошкольном возрасте. То, какие нравственные качества развиваются у ребёнка, зависит  от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В наше непростое время специалисты, занимающиеся нравственным воспитанием детей младшего возраста, бьют тревогу. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Почему это происходит?

Одной из причин является то, что сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме, нравственности, духовности. Родители, воспитатели и учителя в основном занимаются развитием в детях таких качеств, как интеллект, память, умение вести себя в обществе. При этом недостаточно внимания уделяется развитию свойств личности и души детей.

Среди этих и многих других причин есть еще одна серьезная причина – жизнь детей наполнена  самой разнообразной негативной информацией. Они  часами сидят у экрана, играют в компьютерные игры. И тогда у многих  в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами творения поселяется разрушительный мир, так как  у них хорошо развито наглядно-образное восприятие своего окружения.

        Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие, как

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к электронным устройствам, заменяющим интерес к книгам и истинным ценностям межличностного общения.

        Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Поэтому задачами педагогов являются преодоление отрицательных факторов, следование ФГОС и ФОП ДО, ориентирование подрастающего поколения на базовых национальных ценностях, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что  слабым местом в этой деятельности является семья.

Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным воспитанием?

Это прежде всего любовь к Родине, семье, природе, воспитание  уважения к другим людям и сверстникам. Это корни, связывающие с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей раскрывают ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Педагоги же не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Таким условием является формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни, что создаёт возможность ориентироваться в ней, является основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения.

Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители и воспитатели знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо знать стихи, песни, загадки о природе и использовать их во время прогулок и наблюдений. Но мы должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и воспитывать заботливое отношение к окружающим.

        

Ход занятия – путешествия.

I. Вводная часть:

1. Организация начала совместной деятельности.

 Вступительное слово воспитателя.

Звучит музыка «А в доме горит огонек».

 - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом.  (Играет музыка , все попадают в избу. Хозяйка избы встречает детей у входа в сарафане и платке).

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь на лавочки. Горница у меня небольшая да красивая какая! Сядем рядком, да поговорим ладком. А вы знаете, что такое изба(ответы)

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)

-В стародавние времена, да и в наше время, ребята,  у каждого человека был дом. 

-  Люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но, в отличие от елки, опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо, тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей.

- Посмотрите, детки, какая красивая на мне одежда, сарафан, платок. А как вы думаете, где хранятся у меня вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

- Прячет бабушка там вещи, сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите этот шкаф зовут… (сундук)

- Правильно, ребятки, это сундук! Давайте мы с вами вместе произнесем это слово! Готовы? «Сун-дук». Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

- Мы в лесок шагаем с мамой, я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок яркий ситцевый ….(платок)

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках

II. Основная часть:

1. Знакомство с русской избой, с русской печью.

- Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся.

 — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

- Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Еще говорили «Печь всему голова» . Она кормит, сушит, греет, лечит.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. И люди называли ее русской печкой – матушкой.

-  «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

- «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт (ухват)

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

ети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

- Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?

-  Для того, чтобы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.

2. Физкультминутка.

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки ,булочки и калачи-

Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)

Вот чему мы научились, очень вкусно получилось! (вытягиваем руки вперед)

3. Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста.

- Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик)

- А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят баранки и выкладывают на поднос)

- Молодцы! Красивые баранки у вас получились! А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись.

4.Музыкальная игра на деревянных ложках.

- Мы уже с вами сказали, что суп да кашу варили в чугунке, а  чем, ребята, ели суп да кашу? ( деревянными ложками) .

- А раньше ложками не только ели, но и играли на них. А давайте мы тоже с вами поиграем на ложках.

(Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках).

(Хозяйка подводит детей к столу, где стоит самовар)

5. Беседа о самоваре и коромысле.

- Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Послушайте загадку:

И шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит,

Он наелся угольков, вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает! (самовар)

- Правильно! Это самовар! Он большой, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А вы знаете, откуда брали воду и как её носили? (Нет)

- Воду брали из колодца. Там она была очень холодная. Приносили её в вёдрах при помощи коромысла. А к чаю подавали сушки, бублики, баранки. Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? Ххозяйка надевает варежку-прихватку и достает баранки из печки ухватом). Угощайтесь!

III. Итог занятия.

- Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

Где люди хранили свою одежду? (в сундуке)

Что в избе дает тепло? (печка)

В чем кипятили воду? (самовар)

Откуда и при помощи чего приносили воду? (колодец, коромысло)

В чем варили суп да кашу? (чугунок)

Чем вытаскивали горячий чугун из печки? (ухват)

- Вы, ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания! Счастливо вам добраться до детского сада!

Рефлексивно-оценочная часть: это возможность осмысления способов и приёмов работы в процессе занятия как у педагога, так и у детей. Дошкольники в русской избе с большим интересом рассматривали предметы быта и одежду, которыми пользовались их прадедушки и прабабушки, задавали много вопросов. Педагог в свою очередь побуждал каждого ребёнка к выражению своего отношения к определённой ситуации, к своей деятельности. А воспитателем были достигнуты цель и задачи мероприятия.

Список литературы.

  • Ананьев Б.Г. «Воспитание дошкольников». - М.:Спарк.-2010 г.
  • Буре Р.С. «Основы нравственного воспитания детей».-М.:Перспектива.-2009 г.
  • Година Г.Н. «Нравственность и воспитание».-М.:Спарк.-2011 г.
  • Запорожец А.В. «Воспитание детей в раннем возрасте».-М.:Просвещение.-2010 г.
  • Козлов С.А. «Сущность нравственного воспитания дошкольников».-М.:Владос.-2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей 6 до 7 лет на тему: «Путешествие по России»

Цель НОД: развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: обобщение и систематизирование у детей знаний о России, формирование  уважительного отношени...

Проект по духовно-нравственному просвещению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Русская изба»

Проблема:  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работ...

«Отчет по экологическому воспитанию детей группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет «Кузнечик»»

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития....

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Тема: «Я — гражданин России»

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.Тема: «Я — гражданин России»...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет. «Россия — Родина моя»

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, гордость за свою Родину.ЗадачиОбразовательные:Закреплять и обобщать знания детей о нашей стране. Формировать представление о России...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности 3-4 года «9 мая — День Победы»

план-конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию (младшая группа)...