Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.
рабочая программа (средняя группа) по теме
Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_gruppa-mir_prirody.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Теремок»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
детский сад №15 «Теремок»
____________М.В.Попова
«____» _____________ 2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Экологическое воспитание»
для группы общеразвивающей
направленности с 4 до 5 лет
Разработала: Лаптева Е.А., воспитатель
Квалификационная категория: I категория
Рабочая программа составлена на основе
комплексной образовательной программы «Детство»
под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой
Программа принята на педагогическом совете МДОУ
Протокол от «31» августа 2010 № 1
2010 год
Пояснительная записка
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Занятия по экологическому воспитанию в МДОУ д/с №15 «Теремок» проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятия 20 мин. Всего 18 занятий в год. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная(сентябрь), итоговая(май).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- « Изодеятельность», где используются произведения живописи в природе по сезонам.
- «Художественная литература»,где используются произведения о природе.
- «Музыкальное воспитание»,где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
- «Физическое воспитание»,где прививаются основы здорового образа жизни развлечения на улице.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать , описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
Реализуя приоритетное направление деятельности МДОУ – социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, в работе используются:
- Социоигровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
- Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия.
- Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач.
- Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволяющая воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.
Широко применяются здоровьесберегающие технологии:
- Технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников
- Компенсаторно-нейтрализующие технологии (физкультминутки, двигательная ритмика, минутки покоя)
Содержание программы
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, карасем), птицами (волнистые попугайчики, канарейки).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (по-
мидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник),
с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). в
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Принимать участие в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Перспективный план по разделу «Экологическое воспитание»
Сентябрь.
- Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).
ЦЕЛЬ: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев. Закрепить умение в обследовательских действиях.
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
ЦЕЛЬ: Учить составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.
Октябрь.
- Что растёт в лесу.
ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о значении леса в жизни. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.
- Кто живёт в лесу.
ЦЕЛЬ: Учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Развивать зрительное восприятие, память. Активизировать и расширять словарь.
Ноябрь.
- Какие разные птицы.
ЦЕЛЬ: Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птицы появляются из яйца.
- Осень.
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать причинные связи. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание.
Декабрь.
1.Сравнение диких и домашних животных.
ЦЕЛЬ: Закрепить знания и представления о животных. Учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детёнышей. Учить сравнивать и обобщать. Развивать способность имитировать движение.
2.Наблюдение за хомяком.
ЦЕЛЬ: Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; освоению детьми представление о способах ухода за хомяком; расширение представлений о повадках хомяка, его потребностях.
Январь.
1.Как зимуют дикие звери.
ЦЕЛЬ: Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь.
2.Как живут растения зимой.
ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
Февраль.
1.Кто мы? Какие мы?
ЦЕЛЬ: Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия»девочка»- «мальчик». Развивать пространственные представления. Развивать местную и общую моторику.
2.Советы Доктора Айболита.
ЦЕЛЬ: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.
Март.
- Кому нужна вода.
ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Наблюдение за рыбкой.
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о рыбке и условиях её жизни в аквариуме. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Активизация словаря: «тело овальной формы», «плавники», «чешуя», «перышки».
Апрель.
1. Как узнать растение.
ЦЕЛЬ: Обобщить представление о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и называть части растений. Формировать представления о потребности растений (тепло, свет, влага, земля).
2. Сравнение вороны и воробья.
ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о жизни птиц. Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение, интерес.
Май.
1.Путешествие в весенний лес.
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
2.Времена года.
ЦЕЛЬ: Закреплять представления детей об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.
Требования к уровню подготовки.
К концу года дети должны:
Знать:
- Животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы)
-Растения (деревья, кустарники, цветы, их характерные признаки).
- Животные и растения-живые, им необходимы определенные условия жизни.
-Органы растений и их функции.
-Стадии роста и развития животных и растений.
-Основные признаки диких и домашних животных.
-Правила поведения на природе.
Иметь представление:
- О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы.
-О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе.
-О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом.
-О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
--Обеспечивать уход за растениями и животными.
-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, полив растений, рыхление почвы и т.д.).
Диагностика представлений и умений детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по разделу программы "Экологическое воспитание".
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, допуская ошибки, исправляет их при небольшой помощи взрослого.
3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки исправляет самостоятельно или совместно со взрослым, уровень сформированности представлений соответствует стандарту.
2 балла - ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует.
1 балл – ребенок не может выполнять задание даже при непосредственной помощи педагога, уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.
Задание №1
Дидактическая игра «Назови одним словом». Цель: Умение классифицировать фрукты, овощи, ягоды, с использованием наглядного материала.
Ребёнок по просьбе воспитателя находит картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, при этом объясняя свой выбор.
Задание №2
Дидактическая игра «Помоги бабочке». Цель: Умение различать по внешним признакам дерево, кустарник, цветок.
Ребёнок по просьбе педагога сажает бабочку на дерево, куст или цветок.
Задание№3
Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом». Цель: Закрепление знаний о диких и домашних животных.
Дети расселяют диких и домашних животных.
Задание №4
Дидактическая игра «Мама и детки». Цель: Уточнять знания детей о детёнышах животных.
Предложить найти потерявшихся деток (картинки с изображением детенышей домашних и диких животных). На фланелеграфе изображены взрослые животные, дети к ним подбирают детенышей.
Задание №5
Дидактическая игра «Помоги растению (цветам, деревьям), чтобы оно не погибло». Цель: Формирование у детей знаний об уходе за растениями и создания оптимальных условий для их роста и развития.
С помощью карточек (изображение лейки, палочки для рыхления, солнца, воды, подкормки, удобрения) ребенок показывает и рассказывает как помочь растению. Или воспитатель в уголке природы показывает бальзамин, фикус, герань с высохшей землей и просит ребенка действиями помочь растению, уточняет у него, что необходимо для роста растения.
Задание №6
Дидактическая игра «Путешествие жучка». Цель: Закрепление знаний о частях и строении растений.
Набор карточек с изображением жучка (майский жук или божья коровка) и с изображением одуванчика (корень, стебель, лист, цветок). Воспитатель передвигает жучка по растению и выясняет у ребенка: «Где сидит жучок?»
Задание №7
Дидактическая игра «Путешествие гномика по временам года». Цель: Закрепление знаний о временах года и сезонных явлениях.
Подбор картинок с характерными признаками четырех времен года и игрушка «Гномик». Предложить ребенку вместе с веселым гномиком полюбоваться золотой осенью (зимой, весной, летом): ребенок подбирает карточки с изображением признаков времени года и рассказывает о них.
Итоговый уровень по разделу «Экологическое воспитание»
Высокий уровень 29 - 35 баллов
Выше среднего 22 - 28 баллов
Средний уровень 15 – 21 балл
Ниже среднего – 8-14 баллов
Низкий уровень ниже 7 баллов
Список литературы
- Добро пожаловать в экологию О.А. Воронкевич, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2006 г.
- Уголок природа в детском саду. М.М.Марковская
- Игровые экологические занятия с детьми. Л.Б.Молодова
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада». М.: Просвещение, 1981 – 80с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
- Молодова Л.Н. «Экологические праздники для детей», «Учебно-методическое пособия для воспитателей детских садов и учителей начальной школы». Мн.: «Асар», 1999 – 128с.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки: Экология для малышей». М.: Прометей; Книголюб, 2002, 104с.
- Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?», книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2002, 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по здоровью» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Образовательная область «Физическое развитие». Средняя группа (4-5 лет).
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит календарно-перспективное планирование воспитания культурно-гигиенических навыков и закаливание...
Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей разновозрастной группы (4-6 лет) на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее рабочая программа) разработана в соответствии с основной образова...
Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная группа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_...
Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_____»_______...
Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет вторая младшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_____»_______...
Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...
- Мне нравится (1)