Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.
рабочая программа (средняя группа) по теме

Лаптева Екатерина Александровна

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_srednyaya_gruppa-mir_prirody.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Теремок»

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                     Заведующий МДОУ

                                                                                                                     детский сад №15 «Теремок»

              ____________М.В.Попова

             «____» _____________ 2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Экологическое воспитание»

для группы общеразвивающей

направленности с 4 до 5 лет

     

Разработала: Лаптева Е.А., воспитатель

Квалификационная категория:  I категория

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе

комплексной образовательной программы  «Детство»  

под ред.  В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой

 

Программа принята   на  педагогическом совете МДОУ

Протокол от «31» августа 2010 1

 

2010 год

Пояснительная записка

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение  к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Занятия по экологическому воспитанию в МДОУ д/с №15 «Теремок» проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятия 20 мин. Всего 18 занятий в год. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная(сентябрь), итоговая(май).

       Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. « Изодеятельность», где используются произведения живописи в природе по сезонам.
  2. «Художественная литература»,где  используются произведения о природе.
  3. «Музыкальное воспитание»,где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
  4. «Физическое воспитание»,где прививаются основы здорового образа жизни развлечения на улице.

        Задачи:

  1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать , описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
  3. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.

 

 Реализуя приоритетное направление деятельности МДОУ – социально-личностное развитие детей дошкольного возраста,  в работе  используются:

  1. Социоигровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
  2. Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных  способов действия, умений и навыков, а принципов действия.
  3. Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного  поиска способов и средств  решения проблемных задач.
  4. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволяющая воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.

Широко применяются здоровьесберегающие технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников
  2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (физкультминутки, двигательная ритмика, минутки покоя)

Содержание программы

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, карасем), птицами (волнистые попугайчики, канарейки).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (по-
мидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник),
с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).        
в

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Принимать участие в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Перспективный план по разделу «Экологическое воспитание»

                         

Сентябрь.

  1. Сравнение комнатных растений  (герань душистая и бальзамин).

ЦЕЛЬ: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев. Закрепить умение в обследовательских действиях.

  1. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

ЦЕЛЬ: Учить составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

Октябрь.

  1. Что растёт в лесу.

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о значении леса в жизни. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Кто живёт в лесу.

ЦЕЛЬ: Учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Развивать зрительное восприятие, память. Активизировать и расширять словарь.

Ноябрь.

  1. Какие разные птицы.

ЦЕЛЬ: Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птицы появляются из яйца.

  1. Осень.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать причинные связи. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание.

Декабрь.

1.Сравнение диких и домашних животных.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания и представления о животных. Учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детёнышей. Учить сравнивать и обобщать. Развивать способность имитировать движение.

2.Наблюдение за хомяком.

ЦЕЛЬ: Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; освоению детьми представление о способах ухода за хомяком; расширение представлений о повадках хомяка, его потребностях.

Январь.

1.Как зимуют дикие звери.

ЦЕЛЬ: Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь.

2.Как живут растения зимой.

ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.  Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

Февраль.

1.Кто мы? Какие мы?

ЦЕЛЬ: Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия»девочка»- «мальчик». Развивать пространственные представления. Развивать местную и общую моторику.

2.Советы Доктора Айболита.

ЦЕЛЬ: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

Март.

  1. Кому нужна вода.

ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать бережное отношение к воде.

  1. Наблюдение за рыбкой.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о рыбке и условиях её жизни в аквариуме. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Активизация словаря: «тело овальной формы», «плавники», «чешуя», «перышки».

Апрель.

1. Как узнать растение.

ЦЕЛЬ: Обобщить представление о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и называть части растений. Формировать представления о потребности растений (тепло, свет, влага, земля).

2. Сравнение вороны и воробья.

ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о жизни птиц. Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение, интерес.

Май.

1.Путешествие в весенний лес.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

2.Времена года.

ЦЕЛЬ: Закреплять представления детей об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Требования к уровню подготовки.

                                   

К концу года дети должны:

Знать:

- Животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы)

-Растения (деревья, кустарники, цветы, их характерные признаки).

- Животные и растения-живые, им необходимы определенные условия жизни.

-Органы растений и их функции.

-Стадии роста и развития животных и растений.

-Основные признаки диких и домашних животных.

-Правила поведения на природе.

Иметь представление:

- О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы.

-О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе.

-О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом.

-О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь:

--Обеспечивать уход за растениями и животными.

-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, полив растений, рыхление почвы и т.д.).

Диагностика представлений и умений детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по разделу программы "Экологическое воспитание".

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, допуская ошибки, исправляет их при небольшой помощи взрослого.

3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки исправляет самостоятельно или совместно со взрослым, уровень сформированности представлений соответствует стандарту.

2 балла - ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует.

1 балл – ребенок не может выполнять задание даже при непосредственной помощи педагога, уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.

Задание №1

Дидактическая игра «Назови одним словом». Цель: Умение классифицировать фрукты, овощи, ягоды, с использованием наглядного материала.

        Ребёнок по просьбе воспитателя находит картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, при этом объясняя свой выбор.

Задание №2

Дидактическая игра «Помоги бабочке». Цель: Умение различать по внешним признакам  дерево, кустарник, цветок.

        Ребёнок по просьбе педагога сажает бабочку на дерево, куст или цветок.

Задание№3 

Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом». Цель: Закрепление знаний о диких и домашних животных.

Дети расселяют диких и домашних животных.

Задание №4

Дидактическая игра «Мама и детки». Цель: Уточнять знания детей о детёнышах животных.

Предложить найти потерявшихся деток (картинки с изображением детенышей домашних и диких животных). На фланелеграфе изображены взрослые животные, дети к ним подбирают детенышей.

Задание №5

Дидактическая игра «Помоги растению (цветам, деревьям), чтобы оно не погибло». Цель: Формирование у детей знаний об уходе за растениями и создания оптимальных условий для их роста и развития.  

С помощью карточек (изображение лейки, палочки для рыхления, солнца, воды, подкормки, удобрения) ребенок показывает и рассказывает как помочь растению. Или воспитатель в уголке природы показывает бальзамин, фикус, герань с высохшей землей и просит ребенка действиями помочь растению, уточняет у него, что необходимо для роста растения.

Задание №6

Дидактическая игра «Путешествие жучка». Цель: Закрепление знаний о частях и строении растений.

Набор карточек с изображением жучка (майский жук или божья коровка) и с изображением одуванчика (корень, стебель, лист, цветок). Воспитатель передвигает жучка по растению и выясняет у ребенка: «Где сидит жучок?»

Задание №7

Дидактическая игра «Путешествие гномика по временам года». Цель: Закрепление знаний о временах года и сезонных явлениях.

Подбор картинок с характерными признаками четырех времен года и игрушка «Гномик». Предложить ребенку вместе с веселым гномиком полюбоваться золотой осенью (зимой, весной, летом): ребенок подбирает карточки с изображением признаков времени года и рассказывает о них.

Итоговый уровень по разделу «Экологическое воспитание»

Высокий уровень        29 - 35 баллов

Выше среднего               22 - 28 баллов                    

Средний уровень           15 – 21 балл    

Ниже среднего  – 8-14 баллов

 Низкий уровень   ниже 7 баллов

Список литературы

  1. Добро пожаловать в экологию О.А. Воронкевич, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2006 г.
  2. Уголок природа в детском саду. М.М.Марковская
  3. Игровые экологические занятия с детьми. Л.Б.Молодова
  4. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада». М.: Просвещение, 1981 – 80с.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  6. Молодова Л.Н. «Экологические праздники для детей», «Учебно-методическое пособия для воспитателей детских садов и учителей начальной школы». Мн.: «Асар», 1999 – 128с.
  7. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки: Экология для малышей». М.: Прометей; Книголюб, 2002, 104с.
  8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?», книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2002, 96с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по здоровью» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Образовательная область «Физическое развитие». Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит календарно-перспективное планирование воспитания культурно-гигиенических навыков и закаливание...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей разновозрастной группы (4-6 лет) на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее рабочая программа) разработана в соответствии с основной образова...

Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная группа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_...

Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_____»_______...

Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет вторая младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_____»_______...

Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...