«Отчет по экологическому воспитанию детей группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет «Кузнечик»»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_ekologii.docx | 128.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Отчет по экологическому воспитанию детей группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет «Кузнечик»»
Подготовила:
воспитатель I кв.категории
Горбунова О.М.
Покачи 2019 г.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, песочные часы и т. д.), размещены ящики с почвой, комнатными растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологической тропе, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.
Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.
Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.
Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....
Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет....
Годовой отчет о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности №3 «Теремок» за 2018-2019 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка» города Котовска Годовой отчет о про...
Отчет по экологической акции в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Капельки» и сложным дефектом «Росинки».
Вот уже больше 20 лет проводится ежегодная Всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц зимой», а 15 января отмечается как «День зимующих птиц»....
Спортивно-экологическое развлечение для детей группы общеразвивающей направленности с 5-6 лет «Берегите природу»
Спортивно-экологическое развлечение для детей группы общеразвивающей направленности с 5-6 лет«Берегите природу» Программные задачи: формировать у детей представление о правилах поведе...
Экологическая викторина «Мы юные экологи» (для детей группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)
Цель: Прививать детям желание бережно относиться к природе, охранять её и любить.Задачи:учить правилам поведения на природе;закреплять знания детей о живом мире;развивать познавательный интерес к...
Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "
Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно....