Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Знакомство с Африкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Казакова Светлана Владимировна

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Знакомство с Африкой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Знакомство с Африкой»

Подготовил: воспитатель

Казакова Светлана Владимировна

Саратов 2025 г.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Знакомство с Африкой»


Программное содержание:

Образовательные задачи: уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли)

Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.

Развивающие задачи: развивать пространственное мышление. Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Развивать смекалку, зрительную память, воображение, навыки контроля и самоконтроля. Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать и принимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающие задачи: закреплять у детей навык следить за своей осанкой, положением рук, ног и головы во время работы за столом, способствовать формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга»«Гудок парохода»«Звуки джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир пустыни», презентация «Саванна», наряды туземцев, амулеты Дружбы, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, нам принесли какую-то коробку. Интересно, что же в ней лежит? Как вы думаете? (дети высказывают предположения)

Воспитатель открывает коробку, достает глобус и письмо.

- Вы знаете что это? (ответ детей)

-Вместе с глобусом еще лежит письмо. Здесь написано, что оно адресовано вам.

Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я знаю, что в вашей группе есть ребята, которые не всегда умеют дружно играть. А у меня есть волшебные амулеты дружбы, которые помогут вам меньше ссориться, жить дружно и весело. Приезжайте ко мне в Африку. Как добраться до моего континента вам поможет глобус. С уважением вождь племени Тумба- юмба» .

-Ну что ребята, отправимся в путешествие за амулетами?

- Кто-нибудь сможет показать на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку, если затрудняются показываю сама)

Берега Африки омывают два океана.

- Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)

Раздается гудок парохода.

Отправляемся в путь. Скажем волшебные слова:

Ца- Ца- Ца – путешествие начинается

СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса.

-В Африку мы отправимся на корабле. Я буду капитаном. Занимайте места.

-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.

Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».

“Африка! Африка!

Волшебная страна.

Отправимся мы в Африку,

Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,

Как звери там живут…

Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”

Воспитатель смотрит в бинокль

-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют – кит).

Слайд 1-кит

А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется? (акула)

Слайд 2 -акула

-Вот мы и добрались до Африки. Сойдём на сушу

Слайд 3-карта Африки

-Ох, как тут жарко! Настоящее царство горячего песка и яркого солнца. Как называется это место?

- Пустыня. От какого слова произошло слово пустыня? (пусто, пустынно) В Африке несколько пустынь. Самая большая –пустыня Сахара (дети продолжают предложение).

Совершим небольшую прогулку по пустыне Сахара. Здесь дуют горячие ветра, месяцами не бывает дождей. Могут ли в таком месте жить растения? (ответы)

-Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка.

Слайд 4-верблюжбя колючка

У нее очень длинные корни. Догадайтесь для чего? (чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей)

-К жизни в пустыне приспособились и животные. Отгадайте загадку.

“Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (верблюд)

Слайд 5 -верблюд

Верблюда называют кораблем пустыни.

Почему? (движения плавные, как у корабля).

- Верблюд – домашнее или дикое животное? (дети отвечают)

-Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. Верблюды очень сильные и выносливые. Длинная густая шерсть защищает их тело от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды.

-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, тушканчик, гадюка, скорпион, варан).

Физминутка:

Африканский бегемот

В гости к слонику идёт.

Непременно по пути,

Также хочет он зайти:

К зебре, льву и носорогу.

Покажи ему дорогу!

-Нам пора отправляться дальше.

-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.

Показ презентации «Саванна». -6 слайд.

7 слайд

- Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей)

8 слайд Это баобабы (показ слайда). Это громадные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Понаблюдаем за обитателями саванны. Какое животное вы видите?

9 слайд.

- Это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (дети отвечают). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык. Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)

- А вот и африканские гиганты. Кто это?

10 слайд. Самое удивительное у слона – хобот.

-Зачем слону хобот? (ответы детей) (если дети затрудняются подсказать, что с помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет.) А также, им он играючи может перенести довольно толстое дерево.

- Африканские коняшки одеваются в тельняшки.

Что же это за коняшки? (ответы детей)

11 слайд. Это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?

12 слайд –носорог

-О, какое большое и опасное животное? Как его называют

- Почему его так назвали? (ответы детей) – потому что, у него на носу большой рог.

-А для чего ему этот рог?

-Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)

- А каких хищных животных Африки вы знаете?

13 слайд. Это - лев. Как его еще называют? (Царь зверей)

14 слайд. Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.

-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

“И петь не поет и летать не летает… Кто же это?

15 слайд -Это страус. почему его считают птицей? (У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.) Масса страусинных яиц достигает до полутора или даже 2-х килограммов.

16 слайд. В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться и отдохнуть

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и их детёныши»

У крокодила (крокодильчик)

У слона (слоненок)

У льва (львёнок)

У страуса (страусенок)

У жирафа (жирафик)

У бегемота (бегемотик)

У носорога (носорожик)

-Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.

-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей).

Слайд17 джунгли

Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы –вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли –царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети назыывают – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.

Звучит минусовка «Крики индейцев»

-Слышите, деревня племени Тумба-юмба недалеко. Нам надо торопиться.

-Ну, наконец, мы с вами добрались до деревни африканских жителей. Тут никого нет. Наверное, туземцы на охоте. Смотрите, здесь какая-то записка.

«Здравствуйте, дети из племени детского сада. Мы на охоте. Чтобы получить амулет Дружбы, вам нужно выполнить задания.»

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Дети делятся на 3 команды. В каждой природной зоне – пустыне, саванне, джунглях – нужно найти лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее и где животное обитает.

-Молодцы, справились с заданием. Я думаю, вы заслужили амулеты Дружбы. Его нужно отвезти в наш детский сад.

Звучит гудок парохода.

-Нам нужно спешить на корабль.

Дети садятся на корабль.

Итог занятия.

-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось?

-Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...

конспект ООД по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему : "Бумага и её свойства"

Загадывание загадки. Просматривание выставки предметов из бумаги. Краткая история создание бумаги с иллюстрациями. Познавательно- исследовательская деятельность: рассматривание через увеличительные ст...

Конспект ООД по окружающему миру в подготовительной к школе группе с применением ЦОР Тема: «Какой бывает лес»

Конспект ООД по окружающему мирув подготовительной к школе группе с применением ЦОРТема: «Какой бывает лес»Цель: Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.Образовательные зад...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "В мире профессий"

Путешествие детей старшего дошкольного возраста в волшебный Город Профессий....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Весна шагает по планете».

Цель : Формировать у детей представление о характерных признаках весны Задачи:Познание:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;Воспитывать любовь к природе.Ра...