интегрированное занятие "Путешествие по экологической тропинке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тип: интеллектуально-развивающее.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhuravleva_i.p.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

Путешествие по экологической тропинке

(на станции «Зеленая аптека»)

Старше-подготовительная группа

Картинки по запросу картинка на тему лекарственные растения для детей доуКартинки по запросу картинка на тему лекарственные растения для детей доу

Тема: Путешествие по экологической тропинке

(на станции «Зеленая аптека»)

Тип: интеллектуально-развивающее.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Словарная работа: корневище, органы растений.

Материал: Красная книга растений области, живые экземпляры лекарственных растений, лопата, лейки.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд (обращает внимание детей на листовку-призыв): «Дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного XXI века. Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней».

Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей.) Правильно – тропа, тропинка – это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать и узнаем много удивительного и интересного.  Сегодня наше путешествие мы посвятим изучению лекарственных растений.

Наша планета Земля

Очень щедра и богатая:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

                                       Л. Савчук

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке?  

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

Воспитатель: Правильно ежик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Зеленая аптека», кто же это нас здесь встречает?

Дети. Доктор Айболит.

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, Доктор Айболит. Почему ты такой грустный?

Доктор Айболит.

 У меня в Африке заболели ребята,

У них ангина, скарлатина и бронхит,

И раны болят  у них, а я забыл, забыл, забыл…

Воспитатель. О чем ты забыл, Доктор Айболит?

Доктор Айболит. Забыл, какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам.

Воспитатель. Не расстраивайся, Доктор Айболит. Наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать их для твоих пациентов.

Доктор Айболит. Я буду вам очень благодарен.

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем доктору?  Смотри, доктор, лекарство растет прямо у нас под ногами, смотри!

Доктор Айболит (обращает внимание детей на растущий одуванчик).

Ребята, посмотрите, какое чудо.

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.

Что это такое? (одуванчик)

Воспитатель. Давайте его рассмотрим. Как вы его узнали? (по цвету). Ребята, ярко-желтые мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзину, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня). Что это? (корень). Какой он? (ответы детей). Что от него отходит? (множество подземных отростков, которые называются корневище). Для чего корневище? (в нем запасаются питательные вещества). Правильно, корневище у одуванчика – мощное. Еще что есть? (листья). Какие они? (резные). Есть стебель? (ответы детей). Потрогайте его. На что он похож? (на дудочку).  Давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать? (выкопать ямку, посадить одуванчик, и закапать корень). А что мы сейчас должны сделать? (полить). Правильно. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях, собирают лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожог).  Давайте польем растение (берут лейку и поливают). Зачем нужно поливать растения? (мы с вами пьем, когда нам хочется, а растение нужно поливать, ведь оно также хочет пить). А если не поливать растение, что произойдет? (оно погибнет).  

Доктор Айболит. Какие болезни лечит одуванчик?

Дети. Если мама или папа не могут уснуть ночью – у них бессонница, то им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память, и они о чем-то забывают. Улучшить память им поможет настой из корня одуванчика.

Воспитатель. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением мы должны сначала подержать листья одуванчика в соленой воде 30 минут, и только после этого делать салат. Как вы думаете, для чего это нужно сделать? (ответы детей). Правильно, это необходимо делать, чтобы удалить горечь, которая в небольшом количестве содержится в листьях одуванчика.

Доктор Айболит. Ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.

Дети. Глазок золотой, умытый росой,

В небо синее глядит и за солнышком следит!

 Стоит солнышку нахмуриться –

Золотой глазок прищурится.

Физкультминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу на восток.                 «Растут», тянутся к солнышку

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса,                      стряхивают руки    

Как упавшая слеза.                            Руки к глазам и в стороны

Листик ярок и зелен,                         качают руками

С ветерком играет он,

Стебель крепок и упрям,                   руки вперед - назад    

Он согнется тут и там,                       наклоны в стороны

Даже буря не сломает,                      круговые вращения                

Лишь немного помотает.                  Раскачиваются из стороны в сторону

Всех приветствует головкой,            ладошки под подбородком

Улыбается,  звенит,                           «Фонарики», повертели ладошками    

Свежесть дарит, наслажденье,         Повороты

Береги его малыш!

Доктор Айболит. Смотрите, а я еще какое-то растение нашел. Что это?

Воспитатель. Давайте посмотрим. Ребята, вы знаете это растение. (Подорожник). Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (Упругие, с прочными, словно капроновыми, жилками). Какие листья по форме? (овальные). Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почку с корня). Что это? (корень). Верно ребята, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмем в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий, я расскажу вам в группе.

Доктор Айболит. Каким больным поможет подорожник, что он лечит?

Дети. Заживляет ранки.

Воспитатель. Правильно ребята. Давайте сорвем листик подорожника и проведем аккуратно салфеткой по листику. Что осталось на салфетке? (пыль). Верно, на салфетке пыль, значит, наш листочек тоже пыльный. Сможем ли мы приложить его к ранке? (нет, он грязный). Что мы должны сделать? (помыть лист, смыть с него пыль).

Доктор Айболит. Ну, в этом я вам смогу помочь. Вот здесь у меня есть на столике вода и соль. Сейчас мы сделаем раствор: одну столовую ложку и соли на два литра воды, растворяем соль в воде. Затем надо дать воде постоять 15 -20 минут.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор? (чтобы убрать микробов). Моем листья подорожника. Кто мне в этом поможет? Ребята, как вы думаете, для чего мы это сделали. (Чтобы убрать микробы). Что будем делать дальше? (потрем его и приложим к ране).

Доктор Айболит. Какие еще болезни можно вылечить подорожником?

Дети. Отвар подорожника лечит болезни горла.

Доктор Айболит. Как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки неблизкий.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения и расскажем о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

Дети. Травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и полях. Есть они и нашей экологической тропе. Высушивают и хранят в темном сухом месте.

Воспитатель. Ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения.

Дети. Нельзя собирать около дорог, заводов других промышленных предприятий, в черте города.

Воспитатель. Почему знаете? Тогда я вам расскажу. Как мы с вами дышим, так и растения дышат, поэтому впитывают в себя все то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека.

Воспитатель. Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?

Доктор Айболит. Спасибо большое, помогли все вспомнить, теперь я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь. (Дети прощаются, Доктор Айболит уходит).

Воспитатель: Ребята, на какой станции мы с вами сегодня побывали? («Зеленая аптека»). С какими лекарственными растениями на ней мы познакомились? (Одуванчик, подорожник). Сегодня вы стали юными друзьями природы, природы родной, - знатоками и любителями. В память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Зимние развлечения".

Интегрированная прогулка построена на играх и игровых упражнениях с художественным словом....

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Приключения в осеннем лесу".

В конспекте прослеживается тесная взаимосвязь экологии и физической культуры....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...