интегрированное занятие "Путешествие по экологической тропинке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тип: интеллектуально-развивающее.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы.
Планируемые результаты: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zhuravleva_i.p.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
Путешествие по экологической тропинке
(на станции «Зеленая аптека»)
Старше-подготовительная группа
Тема: Путешествие по экологической тропинке
(на станции «Зеленая аптека»)
Тип: интеллектуально-развивающее.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы.
Планируемые результаты: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Словарная работа: корневище, органы растений.
Материал: Красная книга растений области, живые экземпляры лекарственных растений, лопата, лейки.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд (обращает внимание детей на листовку-призыв): «Дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного XXI века. Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней».
Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей.) Правильно – тропа, тропинка – это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать и узнаем много удивительного и интересного. Сегодня наше путешествие мы посвятим изучению лекарственных растений.
Наша планета Земля
Очень щедра и богатая:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет,
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим,
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Л. Савчук
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
Воспитатель: Правильно ежик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Зеленая аптека», кто же это нас здесь встречает?
Дети. Доктор Айболит.
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте, Доктор Айболит. Почему ты такой грустный?
Доктор Айболит.
У меня в Африке заболели ребята,
У них ангина, скарлатина и бронхит,
И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл…
Воспитатель. О чем ты забыл, Доктор Айболит?
Доктор Айболит. Забыл, какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам.
Воспитатель. Не расстраивайся, Доктор Айболит. Наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать их для твоих пациентов.
Доктор Айболит. Я буду вам очень благодарен.
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем доктору? Смотри, доктор, лекарство растет прямо у нас под ногами, смотри!
Доктор Айболит (обращает внимание детей на растущий одуванчик).
Ребята, посмотрите, какое чудо.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.
Что это такое? (одуванчик)
Воспитатель. Давайте его рассмотрим. Как вы его узнали? (по цвету). Ребята, ярко-желтые мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзину, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня). Что это? (корень). Какой он? (ответы детей). Что от него отходит? (множество подземных отростков, которые называются корневище). Для чего корневище? (в нем запасаются питательные вещества). Правильно, корневище у одуванчика – мощное. Еще что есть? (листья). Какие они? (резные). Есть стебель? (ответы детей). Потрогайте его. На что он похож? (на дудочку). Давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать? (выкопать ямку, посадить одуванчик, и закапать корень). А что мы сейчас должны сделать? (полить). Правильно. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях, собирают лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожог). Давайте польем растение (берут лейку и поливают). Зачем нужно поливать растения? (мы с вами пьем, когда нам хочется, а растение нужно поливать, ведь оно также хочет пить). А если не поливать растение, что произойдет? (оно погибнет).
Доктор Айболит. Какие болезни лечит одуванчик?
Дети. Если мама или папа не могут уснуть ночью – у них бессонница, то им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память, и они о чем-то забывают. Улучшить память им поможет настой из корня одуванчика.
Воспитатель. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением мы должны сначала подержать листья одуванчика в соленой воде 30 минут, и только после этого делать салат. Как вы думаете, для чего это нужно сделать? (ответы детей). Правильно, это необходимо делать, чтобы удалить горечь, которая в небольшом количестве содержится в листьях одуванчика.
Доктор Айболит. Ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.
Дети. Глазок золотой, умытый росой,
В небо синее глядит и за солнышком следит!
Стоит солнышку нахмуриться –
Золотой глазок прищурится.
Физкультминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу на восток. «Растут», тянутся к солнышку
Так прекрасны, так тонки
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, стряхивают руки
Как упавшая слеза. Руки к глазам и в стороны
Листик ярок и зелен, качают руками
С ветерком играет он,
Стебель крепок и упрям, руки вперед - назад
Он согнется тут и там, наклоны в стороны
Даже буря не сломает, круговые вращения
Лишь немного помотает. Раскачиваются из стороны в сторону
Всех приветствует головкой, ладошки под подбородком
Улыбается, звенит, «Фонарики», повертели ладошками
Свежесть дарит, наслажденье, Повороты
Береги его малыш!
Доктор Айболит. Смотрите, а я еще какое-то растение нашел. Что это?
Воспитатель. Давайте посмотрим. Ребята, вы знаете это растение. (Подорожник). Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (Упругие, с прочными, словно капроновыми, жилками). Какие листья по форме? (овальные). Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почку с корня). Что это? (корень). Верно ребята, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмем в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий, я расскажу вам в группе.
Доктор Айболит. Каким больным поможет подорожник, что он лечит?
Дети. Заживляет ранки.
Воспитатель. Правильно ребята. Давайте сорвем листик подорожника и проведем аккуратно салфеткой по листику. Что осталось на салфетке? (пыль). Верно, на салфетке пыль, значит, наш листочек тоже пыльный. Сможем ли мы приложить его к ранке? (нет, он грязный). Что мы должны сделать? (помыть лист, смыть с него пыль).
Доктор Айболит. Ну, в этом я вам смогу помочь. Вот здесь у меня есть на столике вода и соль. Сейчас мы сделаем раствор: одну столовую ложку и соли на два литра воды, растворяем соль в воде. Затем надо дать воде постоять 15 -20 минут.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор? (чтобы убрать микробов). Моем листья подорожника. Кто мне в этом поможет? Ребята, как вы думаете, для чего мы это сделали. (Чтобы убрать микробы). Что будем делать дальше? (потрем его и приложим к ране).
Доктор Айболит. Какие еще болезни можно вылечить подорожником?
Дети. Отвар подорожника лечит болезни горла.
Доктор Айболит. Как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки неблизкий.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения и расскажем о правилах сбора и хранения лекарственных растений.
Дети. Травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и полях. Есть они и нашей экологической тропе. Высушивают и хранят в темном сухом месте.
Воспитатель. Ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения.
Дети. Нельзя собирать около дорог, заводов других промышленных предприятий, в черте города.
Воспитатель. Почему знаете? Тогда я вам расскажу. Как мы с вами дышим, так и растения дышат, поэтому впитывают в себя все то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека.
Воспитатель. Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?
Доктор Айболит. Спасибо большое, помогли все вспомнить, теперь я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь. (Дети прощаются, Доктор Айболит уходит).
Воспитатель: Ребята, на какой станции мы с вами сегодня побывали? («Зеленая аптека»). С какими лекарственными растениями на ней мы познакомились? (Одуванчик, подорожник). Сегодня вы стали юными друзьями природы, природы родной, - знатоками и любителями. В память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Зимние развлечения".
Интегрированная прогулка построена на играх и игровых упражнениях с художественным словом....
Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Приключения в осеннем лесу".
В конспекте прослеживается тесная взаимосвязь экологии и физической культуры....
План-конспект интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе....
План-конспект интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....