НОД "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ульянчик Екатерина Викторовна

НОД "Живая и неживая природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии                                                    для детей средней группы

 «Живая и неживая природа»

Цель: формирование у детей представлений  об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

1.Познавательное развитие:

  • развивать у детей познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
  • познакомить дошкольников  с понятиями « живая природа», «неживая природа»; формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано;
  • научить отличать живую природу от неживой, используя признаки живой природы;
  • закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

2. Социально-коммуникативное развитие: 

  • Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

3.Речевое развитие:

  • Активизировать словарный запас детей, воспитывать культуру речевого общения.

4. Художественно-эстетическое:

  • Воспитывать  умение видеть красоту окружающего мира.

5. Физическое развитие:

  • Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный: кукла – девочка Почемучка, картинки с изображением домиков (2 шт.), картинки с изображением объектов живой и неживой природы, моделей – признаков живого, тарелочка с подкрашенной водой, салфетка.
  • раздаточный: «Экологический светофор» (по одному на каждого ребёнка), набор картинок для составления «Картины природы».

Индивидуальная работа: во время беседы привлечь внимание  неактивных детей.

Ключевые слова: живая природа, неживая природа, человек – часть природы.

Ход совместной деятельности:

1. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки!

2. Основная часть

Педагог:  Ребята, а вы знакомы со словом природа? А что оно означает?

(Дети высказывают свои предположения  о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы).

Педагог: Природа – это всё, что существует вокруг нас и не сделано руками человека. Давайте посмотрим вокруг – что является природой? (выслушиваются ответы детей).

Всю природу  можно разделить на живую и неживую. Я предлагаю нам  отправиться в  мир «живой» и «неживой» природы»  вместе с нашей куклой – девочкой Почемучкой и научиться отличать живую природу от неживой.

Педагог: А по каким признакам можно определить, что природа живая?

 Во-первых, это - рост. Всё живое растёт. Вот курица (демонстрация картинки).Она сразу стала такой большой? (Ответы детей)

Педагог:  Действительно, сначала из яйца появился маленький цыпленок. Проходит время, и он становится большим, самостоятельным. Значит, какой важный признак живой природы?

Дети: Рост.

Педагог: Следующий признак – питание. Все живые существа хотят кушать.

Педагог:  Для того чтобы расти, быть сильными и здоровыми, надо хорошо питаться. Без этого мы можем погибнуть. Значит, второй признак…?

Дети: Питание.  

Педагог: А как же будут питаться, пить воду растения? У них же нет рта (ответы детей). Растения берут  питание  из земли своими корнями.

Демонстрация опыта «Как растение поглощает воду корнями».

 Педагог: Следующий признак живого вы скажете сами, взглянув на рисунок                               (демонстрация картинки с изображением носа).

Выслушиваются ответы детей.

Педагог: Это дыхание. Все живые существа дышат. И даже растения дышат.

Педагог: Следующий признак живого – появление потомства у всех живых существ. У кошки появляется - …, у собаки - …, у курицы - …(ответы детей)

Педагог: А объекты неживой природа не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство(педагог по очереди убирает картинки).

Игра «Живая и неживая природа»

Наша  девочка Почемучка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей?  На один мольберт с изображением красного домика поместите картинки с изображением живой природы, на мольберт с синим домиком – с неживой природой.

Педагог:  А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек  растёт, дышит, кушает, даёт потомство – значит, он - часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе.

3. Игра «Картина природы».

4.«Экологическая игра «Правила    поведения в лесу».

1.На полянке посидели                                   Все попили и поели,                                              А потом пошли домой —                                       Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять,                                    Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали                                         И в веночки заплетали.                                            А полянка вся пуста —                                           Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно -  уходя из леса домой,                      Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,                                           Не шумели, не кричали,                                 Ягодки собирали,                                             Веточки у дерева не ломали!                    Правильно?

7.Муравьиный дом в глуши –                                   Ты его не тормоши,                           Муравьишкам помоги,                                    Домик их огороди! Правильно?

6. Насекомых не давите,                                  Если встретите в лесу,                              Насекомые природе                                             Много пользы принесут!                      Правильно?

5. Поведение итога занятия. 

Педагог: Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей)                        Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...