Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История Нижнего Новгорода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Преснякова Наталия Валерьевна

Знакомство детей с историей родного города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История Нижнего Новгорода».

Задачи: Познакомить с родным городом, с историей основания Нижнего Новгорода, воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Нижегородского края, бережное отношение к историческому прошлому города. Материалы: презентация.

Словарная работа: легенда, Дятловы горы, княжество, «постриг», таракань Ханская, основатель

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций города Нижнего Новгорода, беседы о городе, слушание стихов, песен о Нижнем

Ход занятия

1.-Ребята, сколько вам лет?

-А сколько лет вашей маме? (папе, бабушке, дедушке?)

-У всех людей разный возраст.

-Как вы думаете, если ли возраст у городов или всем одинаковое количество лет?

-Сколько лет Нижнему Новгороду?

-Нашему родному городу 798 лет.

-Наш Нижний Новгород очень старый.

-Посмотрите, как у нас красиво!

(показ фотографий с видами Нижнего Новгорода)

Крутизна откоса, даль родного плёса

Голубые дали дивно широки,

Город мой любимый. Край неповторимый,

Нижний на слиянии Волги и Оки. (Юрий Блинов)

-Дети, а вы любите свой город?

- Как называют жителей Нижнего Новгорода?

-Значит, и вы нижегородцы.

-Вы ещё больше полюбите его, когда узнаете о нём много интересного.

-Хотите познакомиться с легендами и преданиями о Нижнем Новгороде?

- Что такое легенда? (рассказ о выдающемся событии или поступке человека,  которое  воспринимается как достоверное).

2.Дятловы горы – это высокие холмы, когда-то покрытые дремучими лесами. На них и был построен наш город. Почему же Дятловы горы так назвали? Об этом нам расскажет легенда.

- Давным-давно, когда город строили, звонко стучали топоры, а ещё громче на деревьях стучали дятлы, как будто спорили с людьми, кто трудолюбивее и веселее. Восхищались строители, как такая маленькая птичка спорит с человеком! И уважительно назвали горы Дятловыми.

- Так рассказывает легенда, которую сочинили люди. А учёные объясняют название Дятловых гор так – в этих лесах было много дятлов.

Туманна Волга, тихий плеск весла –

Из Городца - Радилова на стрежень

Плывёт ладья. Вокруг поёт весна!

На Дятловых горах цветёт подснежник…(Ольга Серова)

(показ фотографий с видами Дятловых гор)

3.Физминутка«Мой город»

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать, (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Пятёрочка» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

4.Есть легенда – сказка об истории основания Нижнего Новгорода.

- В стародавние времена в одном княжестве в семье князя Всеволода Большое Гнездо родился четвёртый сын. Назвали его Георгий (Юрий). А всего в этой большой семье родилось восемь сыночков и четыре дочки. Детки княжеские рано вступали в жизнь взрослую. Был такой обряд на Руси – «постриг». Когда княжескому сыну исполнялось три года, отец его сажал на коня. С этого дня начиналось обучение воинскому искусству. Выучился он этому делу лучше других братьев. Узнал про то государь-отец. Обрадовался. «Защищай наше княжество», - говорит. Случилась война с Южной ратью. Долго они бились, только Георгий повалил князя на землю. Стал тут князь молить Георгия: «Не бей меня! Я за тебя дочь свою Агафьюшку замуж отдам. Отпусти меня с миром. » « Хорошо», - сказал княжич. И привезли Агафью в княжие терема. И на другой день была свадьба весёлая. Княжич всем хорош – и лицом, и нравом. Отец Всеволод поставил его на Великокняжий престол – главным князем. А Константин, старший брат Георгия, сказал: «Не бывать этому!» Погоревал Георгий, да делать нечего. Решил не затевать войны с братом. И отправился в Городец-Радилов. С ним жена его и Священник Симон, и друзья его. И жил он там в большой милости. По пути присмотрел он место прекрасное – Горы Дятловы. Дерева высокие. Луга широкие. Ручеёк протекает, а в нём вода ключевая, хрустальная. «А что, - сказал Георгий, - место знатное, здесь и быть городу!» И начали строить Новград Нижний. Перво-наперво поставил он храм в честь Архангела Михаила. И призвал небесное воинство охранять город и границу Земли русской. Узнал Константин – стыдно ему стало. Позвал он брата: «Не хочу больше спорить. Возвращайся во Владимир и будь князем Великим.» «Ну, да ладно уж, будь по-твоему», - сказал Георгий и вернулся в стольный град с женой и с Симоном, и с ближними своими. Стал княжить во Владимире.

- Нижний Новгород – так называется город, где мы живём. Он был заложен великим князем Георгием Всеволодовичем в 1221 году. Новгородом назывался любой вновь построенный город – Новый город. Наш город получил название Новгород Нижний, потому что он был самым нижним городом на реке Оке.

(показиллюстраций исторической сказки)

5.Итог

- Что нового вы узнали на занятии?

- Понравились легенды? Какая? Почему?

- Кто основатель Нижнего Новгорода? Какой был Георгий Всеволодович?

- Ребята, зачем надо знать историческое прошлое нашего города?

- Дети, вы родились и живёте в Нижнем Новгороде, вы – нижегородцы, вы – новое поколение, вы – частица родины – России, вы – хозяева Родины. Каждый из вас должен знать историю своего города, своей семьи и гордится, что вы живёте в такой замечательной стране, где помнят и чтят героев. Вы – наше будущее, не забывайте про прошлое!  

Есть над Волгой и Окой добрый, славный город мой – 
Нижний Новгород любимый, этот город мне родной!
Здесь, на Дятловых горах, у народа на глазах,
Третья выросла столица, славя ярмарку в веках.
Город мой страну спасал, от врагов оберегал,
Стал «карманом» всей России и её обогащал!
Пусть страна большая – Русь. Городов в ней много – пусть.
Только Новгородом Нижним я от всей души горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...