Экологическая тропа старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Перспективный план работы

 на экологической тропе детского сада

с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

 на экологической тропе детского сада

с детьми старшего дошкольного возраста

 Август

Программные задачи: Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять представления о растениях,

познакомить с понятиями «лес» и «сад». Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Способствовать формированию представления о чередовании частей суток и их некоторых характеристиках. В процессе ознакомления с природой использовать произведения художественной литературы, народные приметы.

Способствовать формированию представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Побуждать детей укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Вызвать желание устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Станции экологической тропинки

Содержание работы

Клумба непрерывного цветения

Уход за цветниками (посильная помощь: полив растений, рыхление почвы).

Посадка и деление корневищных многолетников (ирисов, лилий, примул и др.).

Сбор и сушка семян однолетних, двулетних цветочных растений.

Посадка на постоянное место рассады двулетников и многолетников.

Цель: вызвать желание у детей выполнять посильную помощь. Способствовать развитию и запоминанию о клумбе непрерывного цветения, о разнообразии однолетних,  двух летних и многолетних цветов. Обеспечить развитие  интереса к растениям, желание ухаживать за ними.

Фруктовый сад

Рассматривание плодового дерева «Слива», сравнение его с вишней.

Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстого «Косточка».

Игровое упражнение «Сбор сливы».

Цель: Расширять представления детей о плодовых деревьях их внешнем виде и строении. Прививать детям любовь к художественной литературе. Способствовать формированию умения анализировать, делать выводы.

Метеостанция

Наблюдение за ветром: «Для чего нужен ветряной рукав?»; «Как в природе можно определить направление ветра?»; «Почему ветер бывает теплый или холодный?» (использование компаса); «Ветер – помощник растений».

Игры «Что будет если….?» (если не будет ветра, если ветер все время будет холодный (горячий), если он будет очень сильный…) 

Сельский дворик

«Сельский домик» (рассматривание обитателей сельского дворика: животных, птиц).

Беседа: «Обитатели сельского дворика» Цель: Продолжать обогащать знания детей о домашних животных и домашней птицы, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку. Закрепить представление детей о содержании и кормлении домашних животных, подвести к пониманию, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Вызвать доброе отношение к животным, желание за ними ухаживать.

Веселый рюкзачок

Игры: «Туристическая тропа», «Знакомство», «Палатка», «Угадай-ка», «Питание туриста», «Пойми меня», «Первая помощь», «Снайпер».

Цель: обеспечить формирование знания детей по различным туристическим направлениям. Сплотить детей, способствовать  выработке  у  них  чувства  помощи  и  взаимовыручки. Поддерживать желание бережно относиться к природе.

Аптекарский огород

Обратить внимание детей на цветущие лечебные травы. Рассказать детям о назначении некоторых трав.

Рассказать о растениях, которые могут помочь туристу в походе, оказать первую помощь. Беседа «Мое любимое целебное растение».

Отель для насекомых

Беседы: «Обитатели отеля»; «Почему у бабочек крылья разноцветные?», «Как муравьи друг другу помогают», «Муравьиные соседи».

Наблюдение за бабочками (необычный окрас крыльев, как порхают, чем питаются, на что похожи). Загадки о муравьях.

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Интересные факты о бабочках и стрекозах

Участок леса

Беседы «Что такое лес?»; «Хвойный лес».

Игры «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»; «Кто быстрее обними всех медведей»,
«Беги в дом, какой назову».

Игра «Родственники» (нужно назвать как можно больше предметов, у которых есть что-то общее, и рассказать о них. Например: ёлка и ёжик, их объединяет наличие иголок и т.д.).

Альпийская горка

Обратить внимание на цветы, на их изменения с наступлением первого летнего месяца – июня.

Предложить детям описать понравившийся цветок.

Посильная помощь в рыхлении земли вокруг растений.

Беседа с детьми «Альпийская горка и ее обитатели».

Красная книга

Беседа о Красной книге «Охраняемые растения и животные родного края».

Рассказать детям, о диких животных родного края, занесенных в  Красную книгу, почему их туда занесли.

Огород

Вспомнить пословицы и поговорки о труде и огороде.

Рассматривание сельск. культур: как выросла рассада на огороде, что в них изменилось.

Сбор урожая.

Игра «Угадай по описанию?», «Вопрос – ответ», «Что сажают в огороде» (по методике ТРИЗ «Да», «Нет»).

Рябиновая аллея

Беседа на тему «По рябиновой аллее мы пройдемся и рябинушке ласково улыбнемся»

Рассказать, какую пользу приносят ягоды рябины людям, зверям, птицам.

Творческая мастерская: «Чудные картины из листьев рябины».

Площадка для отдыха

Чтение книжек – малышек.

Игры «Съедобное – несъедобное», «Волшебный сундучок», «Угадай по описанью».

Рисование мелками (человечков, сюжеты, буквы, цифры и т. д.).

Надувание мыльных пузырей.

Пускание бумажных самолетиков.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

 на экологической тропе детского сада

с детьми старшего дошкольного возраста

 Июнь

Программные задачи: Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Способствовать уточнению, систематизации и углублению знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, обеспечить формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности. Создать условия для детской исследовательской деятельности развития восприятия, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов в процессе ознакомления с природой.

Станции экологической тропинки

                                               Содержание работы

Клумба непрерывного цветения

Сравнить цветы по строению листьев, стебля, цветения. Вспомнить названия этих цветов. Сделать фотографии детей рядом с клумбой.

Цель: расширять и уточнять представления детей о природе. Формировать умение наблюдать, развивать наблюдательность. Способствовать развитию интереса к растениям, желание ухаживать за ними.

Фруктовый сад

Плодовое дерево «Груша».

Беседа «Почему садоводы любят грушу».

Груша выше и красивее яблони. Листья у нее зубчатые по краю. Она крепка, как дуб.

Игровое упражнение « Кто быстрее найдет грушу, яблоню, вишню», «Сравни плодовые деревья»

Цель: Обеспечить знакомство детей с многообразием родной природы : деревьями , кустарниками.

Метеостанция

Наблюдение за  явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду.

Наблюдение за интересным явлением: в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Цель: Создать условия для детской исследовательской деятельности развития восприятия, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов в процессе ознакомления с природой.

Сельский дворик

Беседа с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные», «домашние птицы».

Цель: Обеспечить формирование у детей представления о городе и деревне, умение сравнивать эти понятия, обогащать словарный запас детей деревенскими словами и фразами.

Веселый рюкзачок

Игра «Что будет, если…?»

Цель: обеспечить закрепление правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Аптекарский огород

Беседа о пользе лекарственных растений, способе их использования.

Растение «Подорожник»

Цель: Способствовать расширению кругозора детей в лекарственных травах, как их применять, чем они нам помогают. Способствовать познавательному развитию, умение различать лекарственные травы.

Отель для насекомых

Рассказ воспитателя «Что за чудо домик? И кто же в нем живет?»

Цели: способствовать развитию внимания, восприятия, речи; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Участок леса

Словесная игра «Экологический светофор».

Воспитатель называет действия, а дети  отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; слушать пение птиц; громко кричать; рвать большие охапки цветов.

Сбор природного материала для поделок.

Беседа с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывание загадок о них.

Словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.) Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)

Цель: Познакомить детей с понятием «лес», «луг», «сад». Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Альпийская горка

Наблюдение «Живое не живое»

Цель: Показать взаимодействие живой и не живой природы. Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей).

Красная книга

Познавательная беседа

«Красная книга» – Красная! Значит природа в опасности!

Красная книга – документ временного действия. Какие-то растения или животные могут уже не нуждаться в охране, а некоторые виды становятся редкими и их заносят в Красную книгу.

Цель: Формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля.

Огород

Рассмотреть мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Беседа с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них,  о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого;

Цель:  Сделать вывод о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Рябиновая аллея

Чтение стихов про рябину.

 Пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

Прослушивание песен про рябину.

Цель: Способствовать расширению и представлению детей о природе. Побуждать к наблюдению, развивать любознательность. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки , знакомить с народными приметами.

Площадка для отдыха

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса»

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Подвижная игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

Театрализованное представление в стихах «Огород доктора Айболита»

Цель: вызвать положительные эмоции, рассказать о все том что дети видели на экологической тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

паспорт по экологической тропе старшая, подготовительная группы

в этом документе представленны виды троп и их краткое описание, без карта- схемы....

Целевая прогулка «Путешествие по летней экологической тропе» (старшая группа)

Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев...

Квест-игра «Путешествие по экологической тропе» в группе старшего дошкольного возраста

Квест-игра  «Путешествие по экологической тропе»  в группе старшего дошкольного возраста....

Наблюдение за грибами на экологической тропе(старшая группа)

Наблюдение за грибами на экологической тропеЦель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.Задачи: - развивать наблюдательн...