дидактический материал по теме "Экологические тропы старшая группа"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Птичья гостиная
Беседа на тему: О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.
Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще
вы знаете? Чем птицы питаются в природе? Почему улетают зимовать в
теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы,
исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в
теплые страны, где нет зимы и морозов, чтобы удовлетворять потребность в
пище. Как называются птицы, которые улетают в теплые страны?Как
называются птицы, которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите
перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы
детей).
Почему птицы летают
Воспитатель:Почему же птицы летают? (Дети высказывают
свои предположения). Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из
ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью
преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и
несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.
Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы
думаете какую роль играют перья для птиц? (Ответы детей).
Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем
картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены
для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти
перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они
тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие
перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они
согревают птицу.
Птицы наши друзья
Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.
Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».
Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи, комары, кукушки, чибисы, чижи, аисты, лягушки, совы и ватрушки. Ой, как много в мире птиц: пеликанов и синиц, Зимородков и клестов, попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи, есть колибри, соловьи. Голуби, кукушки, пеночки-простушки, дятел, сокол и сова (днем в дупле сидит она).
В поле перепел кричит. Знаешь, их так много есть, что и всех не перечесть.
Нас сражают пением и буйным оперением!
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
Дидактическая игра «Угадай, что за птица, по словам - описаниям»
*Красногрудый, малоподвижный, зимующий, толстоклювый (снегирь)
* Бойкий, маленький, чирикает, смелый (воробей)
* Ныряет, плавает, крякает, серая (утка)
* Крупный, пестрый, всеядный, «лесной доктор»(дятел)
Пословицы и поговорки о птицах:
Знает сорока, где зиму зимовать.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Красна птица опереньем, а человек - уменьем.
Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит.
Всякая птица к своей стае летит.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Каждая птица своим носом кормится.
За морем и синица - птица.
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
Загадки о птицах
1. По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач -
Насекомых ест всех (грач).
2. Эту птицу знает всякий:
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день..(скворец).
3.Жить чужим птенцам мешает,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
счёт годам ведут...(кукушки).
4.Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрная шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
6. Эта птица у природы
Как живой прогноз погоды,
Громче всех она орёт,
Если скоро дождь пойдёт. (Ворона.)
7.Пусть я птичка — невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
8. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)
9.Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)
10.Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети:
- Где болит? Тук-тук!
А, нашёл! Тук, тук! (Дятел.)
11.Крылатые кошки в лесу объявились!
Заохали мышки и в норки забились.
- Мы вовсе не кошки, честное слово:
Но нас берегитесь! - воскликнули...(совы).
12. Стучу — голова болит.
Не стучу — голодный! (Дятел.)
13. Всё время стучит, деревья долбит,
Но он их не калечит, а — лечит. (Дятел.)
14. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)
15.На шесте дворец,
На дворце певец. (Скворец.)
16.Прилетел к нам , наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт, поёт, поёт. (Соловей.)
17.Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец.)
18.Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить
И кормиться? (Грач.)
19.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
20. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица.. (грач).
21.На вербе с треском рвутся почки,
На речке лёд трещит в ночи,
И гнёзда вью без проволочки
На ветках первые..(грачи).
Метеоплощадка
Беседа на тему «Как предсказать погоду, наблюдая за окружающим миром»
Есть научные предсказания погоды по данным метеорологических станций. Но составить прогноз –это сложная задача. Синоптики же могут дать точных сведений о погоде для каждой местности. Они составляют прогнозы для больших территорий по областям, краям или частям их.
Предсказать погоду можно и по местным признакам. Для этого надо постоянно следить за различными явлениями природы, поведением животных, растений- «живых барометров» Они теснее, чем человек, связаны с природой, более приспособлены к погоде и раньше, чем человек, чувствуют приближение ненастья или наступления ясных дней.
Неплохо «предсказывает» погоду мокрица-огородный сорняк. Если до 10 часов утро не раскрываются ее белые цветки звездочки, то днем можно ожидать дождя.
Одуванчик складывает свои пушистые шарики перед дождем. Ранневесенние цветы(мать-и-мачеха) голубая перелеска, ветреница и др.)перед дождем и на ночь закрываются.
Некоторые растения «предчувствуют» приближение холода. Так, молодые соцветия моркови и анютиных глазок опускают головку вниз и точно засыпают при понижении температуры.
Очень чутки к изменениям погоды птицы. Если куры сидят насупившись, хохлятся, то будет дождь. Купаются птицы в пыли-ожидай ненастье.
Неплохой «синоптик» лягушка. Если она по суше прыгает, то ждите дождь, а если в воде сидит, то, хотя и тучи на тебе, дождя не будет.
У насекомых свое «бюро погоды». Комары и мухи перед дождем больно кусают. Перед хорошей погодой мухи рано просыпаются и начинают гудеть.
Рано улетели пчелы из улья за нектаром-это к хорошей погоде, а перед дождем они спешат в улей. Если паук ремонтирует вечером гнездо или выводит новые тенета завтра будет ясная погода.
Есть много примет по которым можно делать прогноз.
Вот некоторые из них:
- «Сильная роса к ясному дню».
- «С утра парит-дождь дарит».
- «Сбежались тучки в одну кучку-дождь будет».
- «Облака плывут против ветра-дождю».
- «Летний туман-к лесной погоде».
- «Если после тишины зашумит ветер-значит идет циклон».
При прогнозе погоды следует полагаться не на один, а несколько признаков, указывающих согласно на изменение погоды.
Беседа на тему «Что такое погода, климат»
На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.
Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.
У нас на очереди новое незнакомое определение – «климат». Как вы считаете, климат отличается от погоды или нет? А чем? Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, а летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
Мы с вами разобрались, что же такое погода, давайте теперь разберемся что же такое климат. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
Погода отличается изменчивостью, многообразием и – в то же время – повторяемостью, может повторятся. Многолетний режим погоды в определённом месте — это климат. (это как человек со своим устоичивым характером) В каждом месте Земли — свой климат. Он из года в год один и тот же. А вот погода может преподносить сюрпризы.
Д/И «Подбери признаки к предмету».
*Зима – холодная, снежная, морозная, лютая, ветряная, суровая…
* День – ветряный, ясный, пасмурный, морозный, снежный, солнечный, теплый, холодный…
* Ветер – холодный. Северный. Сильный. Умеренный, теплый. Прохладный. Слабый…
*Облака—белые, серые, большие, маленькие, низкие, кучевые, перестые…
«Когда это бывает?»
учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Загадки о явлениях природы с ответами
Меня никто не видит,
А всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит (Гром и молния)
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит. (Гром и молния)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам. (Град)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина
У неё теперь ангина. (Град)
Похож с виду на горох,
Где пройду — переполох. (Град)
Летит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает. (Ветер)
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)
Гуляет в поле,
Да не конь,
Летает на воле,
Да не птица. (Ветер)
По морю голубому
Гуси белые плывут. (Облака)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже —
Тем дождик ближе. (Облака)
По небу высоко
Плывёт вата далёко. (Облака)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
Белая простыня
Всю землю обошла. (Облака)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Чёрная птица одним крылом
Всю землю накрывает,
Дождём посыпает. (Туча)
Ни воды, ни берега,
Ни куста, ни дерева:
Всё заволокло,
Будто молоком. (Туман)
Вечером родится, ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)
Вечером на землю слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса)
Повис в небе яркий мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Краше сказочных цветов —
Он раскрашен в семь цветов. (Радуга)
Посмотри-ка: в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная. (Радуга)
Невидимка этот
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Воздух)
Он людям необходим,
Но людям невидим. (Воздух)
Что без ветра шумит? (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
Очень добродушная,
Мягкая, послушная,
Но, когда захочет,
Даже камень точит. (Вода)
Всю зиму лежал,
А весной убежал. (Снег)
Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло —
Оно всё сошло. (Снег)
На дворе, на холоде — горой,
А в избе, в тепле — водой. (Снег)
Осенью рождается,
Весной умирает,
Зимой землю согревает. (Снег)
Пушистый ковёр —
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при луне
Серебром блестит. (Снег)
Вился, вился белый рой,
Лёг на землю — стал горой. (Снег)
Бел, да не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)
Что за звёздочка такая
На жакете, на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь — вода в руке? (Снежинка)
С неба — звездой,
А в руке — водой. (Снежинка)
Мухи белые летели,
На поля, на крыши сели,
Не сочтёте белых мух,
Что летают, словно пух. (Снежинки)
Кто только зимой растёт? (Сугроб, сосулька)
Сухой ручей
Кому нужна вода
План проведения беседы:
1.Чтение загадки:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук.
Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать!
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды!
2. Обход детей групповой комнаты, моечной, умывальной комнаты.
Дети выясняют, кому нужна вода в группе (растениям, пить воду, мыть посуду и пол и другое, в игровом уголке мыть игрушки, стирать кукольную одежду).
3. Рассказ воспитатели «Откуда пришла вода к нам?» Дети осматривают водопроводные трубы, пробуют холодную и горячую воду.
4. Рассказ воспитателя о бережном отношении к воде. Показ презентации «Бережем водные богатства»
5. Коллективный труд «Уберем в игровом уголке» Дети стирают кукольную одежду и развешивают ее для сушки.
6. Мытье рук водой под гимн из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое ….»
7.Домашнее задание детям: пронаблюдать, кому дома нужна вода и как ее используют дома, поиграть дома в игры с водой и потом в детском саду рассказать об этом.
Познавательная беседа на тему «Река»
Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором вы любите купаться летом.
Отгадайте загадку.
Она бежит, искрится,
На солнце серебрится,
Огибает берега
Полноводная ... (река).
Верно! Это река.
♦ Что такое река?
Это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока до устья. По суше течет много рек.
♦ Какие бывают реки?
Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.
Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.
Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.
С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.
♦ Задумывались ли вы, как возникает река?
У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.
♦ Что такое русло реки?
Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.
Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.
Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.
В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.
Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.
Дидактическая игра «Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы».
♦ Видели ли вы реку?
♦ Какая это река — горная или равнинная?
♦ Знаете ли вы, как она называется?
♦ Широкая эта река или узкая?
♦ Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?
♦ Какие у реки берега?
♦ Что растет на берегах реки?
♦ Какая водится в реке рыба?
♦ Ловили ли вы рыбу в реке?
♦ Купались ли вы в реке?
♦ Куда впадает эта река?
Дидактическая игра « Назовите рыбу, которая водится в реках».
В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.
5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепление знаний о плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Оборудование: мяч
Описания игры: Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепление знаний о животных леса, луга, водоёмов.
Описание игры: Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
- Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепление знаний о воде, о водоёмах и их обитателях.
Оборудование: ромашка
Описание игры: Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1.Что такое вода? (Жидкость)
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
10. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
«Тропа здоровья»
Беседа на тему «Что значат для человека руки и ноги?»
Ребята, вы наверное слышали такие выражения как «Без него как без рук», или «У меня руки связаны». Это так, попробуйте посидеть со связанными руками! Удобно нет. Понимаете теперь, как важны руки человеку? А какие они у нас замечательные. У кого ребята руки умелые, их называют золотыми.
Такого совершенного органа, как руки, нет ни у одного животного. Даже у обезьяны, хотя её рука также похожа на руку человека.
Иногда нашим рукам нужна тренировка. Тогда они станут более сильными и ловкими. Можно выбирать любые занятия,но помни: Если любишь кататься на велосипеде - учись правильно падать. Ни в коем случае не падай ни вперед, ни назад – только набок, подгибая ноги. Если собрались в поход, надевай удобную обувь, лучше – на шерстяной носок, так будет теплее ногам.
Руки и ноги ребята, требуют особого ухода и заботы о них. А если не заботиться о них, не тренировать их и не укреплять тренировками, то с ними могут происходить неприятности.
Ребята, а вы любите бегать босиком? Но не всегда можно это сделать. Потому что не везде есть травка, может быть мусор. Можно поранить ноги.
А вы знаете, как правильно подстригать ногти на руках и ногах? На руках ногти подстригайте, закругляя уголки. Только не слишком глубоко! Под ноготь может попасть инфекция. На ногах ногти нужно подстригать прямо, не закругляя. Тогда ногти не будут врастать в кожу пальцев, под них не могут проникнуть грязи и микробы.
И еще одна неприятность может случиться с ногами – плоскостопие! Ребята у того у кого плоскостопие, не может быстро бегать и делать спортивные упражнения. Плоскостопие – это плоская стопа. Плоскостопие обычно бывает при слабых мышцах и связках и связках стопы. Таким детям нужно укреплять стопу. Для этого есть специальные упражнения и средства.
Беседа «Скелет – наша опора».
-Ребята как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)
-Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.
Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы.
- Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг).
-Что защищает грудная клетка? (сердце, легкие).
-Назовите части скелета, покажите, где они находятся (череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).
-О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы –главные «силачи». Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.
Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.
-Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.
-Какое значение имеют мышцы?
-Как они помогают человеку? (мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)
-Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.
-Что поможет это сделать? (физкультура и спорт.)
-Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?
-Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Скажите, что напоминает двигающийся мускул?
-Вот, что интересно! Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т.е. мышонок.
-Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? (пища)
-Какие продукты необходимо употреблять? (те, в которых в большом количестве соли кальция, - творог, молоко; также полезны овощи, фрукты)
-Что же делать, если случилось несчастье? Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет).
Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись.
-Ребята, а сейчас ответьте на вопрос, что вы узнали нового из нашей беседы?
-Что помогает укреплять мышцы и кости?
Гимнастика на тропе здоровья
Комплекс № 1
Гуси ходят все гуськом, (Идут на пятках, руки за спиной)
Индюшата - индюшком. (Идут на носках, руки на поясе)
Лягушата – лягушком, (Идут с разведением носков в стороны, руки – «лягушачьи лапы»)
Поросята – пороськом. (Идут с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперёд, руки за спиной)
Я люблю ходить гуськом по тропиночке с дружком, (Идут мелким шагом)
Только сам хожу я чаще лягушком и кувырком. (Поскакивают).
Комплекс №2
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба друг за другом в колонне по одному.
- Ходьба на носках, руки на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием ног.
- Бег в медленном темпе в колонне по одному.
«Деревенское подворье»
Беседа: «Как появились домашние животные»
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей, и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим. Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих.В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
Беседа: «Как я забочусь о своем питомце».
Цель: закрепить знания об уходе за домашними животными и птицами, воспитывать к ним заботливое отношение. Вопросы: Как ухаживаете за животными и птицами? (кормим, поим, убираем). Из чего едят животные, птицы? (из миски, кормушки). Из чего пьют? ( из поилки). Что едят? (специальный корм, молоко, зерно и т.д.) Составить небольшой рассказ о домашних животных и птицах.
Беседа: «Домашние животные у нас дома». Цель: закрепить знания о домашних животных и птицах, продолжать развивать связную речь.
Вопросы:
Назовите домашнего питомца.
Расскажи о нем (какая шерсть, хвост, глаза, усы).
Повадки животного.
Польза.
Дидактическая игра «Домашние животные»
Цель: Закрепить знание о домашних животных, учить употреблять существительные в единственном и множественном числе, подбирать к ним определения.
Дидактическая игра «Один - много» (домашними животными и их детенышами)
кошка - кошки
собака – собаки
корова - коровы
лошадь – лошади
котенок - котята
щенок – щенки
теленок - телята
жеребенок – жеребята.
«Отгадай загадку о животном».
Задание: Отгадать загадки о домашних животных.
1. У него четыре лапки,
В лапках – цап-царапки
Пара чутких ушей
Он гроза для всех мышей. (Кошка).
2. Она ходит по лугам,
Молоко приносит нам.
День и ночь траву жуёт
Да в хлеву она живет (Корова).
3. Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива.
Цок-цок – стучат копытца.
Ты не хочешь прокатиться (Лошадь).
4. С хозяином дружит,
Домик он сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака).
Глазки - вишенки зелёные,
В лапках - сабельки точёные.
(Кошка)
Что за зверь со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки!
(Котёнок)
Чёрное тихонько дремало на полу.
Серое тихонько пряталось в углу.
Чёрное тихонько лапой шевельнуло,
Серое проворно хвостиком вильнуло.
(Кот и мышь)
До чего ж богата норка:
Слева - сыр, а справа - корка.
Прямо - риса зёрнышки,
Колбаса, подсолнушки
И засохший мандарин,
Словом - целый магазин!..
Ну, а кто всего хозяйка,
Сам попробуй угадай-ка.
(Мышь)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
(Собака)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать -
И не хочет отдавать.
(Щенок)
Ходит по двору весь день
Царь в короне набекрень,
Громко шпорами звенит,
Грозно подданным кричит:
- Заморите червяка,
А не то намну бока!..
(Петух)
Мы построили на даче
Домик маленький, собачий.
Лает наш щенок: «Ура!
У меня есть ...».
(Конура)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов.
(Курица)
Жёлтый одуванчик
По двору идёт,
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюет.
(Цыплёнок)
Когда плывёт - прекрасен,
Когда шипит - опасен.
(Гусь)
Ходит вразвалку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова - пешком.
Лапы широкие,
Сплющенный нос...
Что это за птица?
Ответь на вопрос!
(Утка)
Важно по двору ходил
«Отель для насекомых»
Беседа: «Удивительный мир насекомых».
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,
у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи –друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.
Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.
Правила поведения при встрече с насекомыми.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух,приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
Беседа: «Опасные насекомые»
И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.
- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
ЗАГАДКИ:
«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,
Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)
Медок собирает». (Пчела.)
«Я работа в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)
«На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)
«Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит –
Будет плохо». (Оса.)
«Не зверь, не птица – нос как спица». (Комар.)
«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)
Игра «Кто, где живет?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых.По сигналу: «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Игра «Отгадай, какое это насекомое».
ЦЕЛЬ: описать характерные особенности задуманного насекомого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: Дидактическая игра "Кто чем питается?"
Муниципальное дошкольное образование учреждение № 130<<Центр развития ребёнка - детский сад>> Кто чем питается? Дидактическая игра...
Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.
Веселые упражнения по развитию речи....
Путешествие по лесным тропинкам. Старшая группа.
1.Звучит музыка леса.2.СОС - деревья гибнут, нужна срочная помощь.3.От чего гибнут деревья.4.Кто спасает деревья?5.Игра "Разрезные картинки" (птицы).6.Задание детям "Кто быстрее построит муравейник?"7...
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по математическим тропинкам» Старшая группа
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группеТема: «Путешествие по математическим тропинкам»Программное содержание:- закреплять ...
Целевая прогулка «Путешествие по летней экологической тропе» (старшая группа)
Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев...
"Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста разным видам рассказывания на основе технологий моделирования"
Дидактический материалпо обучению детей старшегодошкольного возраста разным видамрассказывания на основетехнологий моделирования...
Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу
Использование методов моделирования, сочинение синквейнов....