Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Знакомство с жилищем и бытом русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы на тему:
«Знакомство с жилищем и бытом русского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_zhilishchem_i_bytom_russkogo_naroda.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы на тему:
«Знакомство с жилищем и бытом русского народа»
Цель: Формирование интереса и любви к традициям русского народа и представление детей о старинном русском быте, интереса к русским традициям.
Задачи:
- познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар) с русскими народными играми, пословицами, поговорками;
- формировать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.
Материалы и оборудование: — «музей — выставка» (с предметами быта: печь, лавка, дорожка, скатерть, лапти, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, колыбель и т.д.); — русские народные костюмы; — материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: русские народные платки. Баранки.
Ход занятия:
(Звучит русская народная мелодия).
Воспитатель (далее хозяюшка): Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей к себе. А вот и они…
Дети стоят нарядные в русские народные костюмы. Входят в музыкальный зал, под русскую народную музыку их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки.
Хозяюшка: Ой, вы гости дорогие, все нарядные, какие. Здравствуйте, добры молодцы, Здравствуйте, красны девицы! С порога поспешите, В избу проходите. Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. (кланяются).
Хозяюшка: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Хозяюшка: Добры молодцы и красны девицы! По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу. Для вас у меня место готово Красному гостю — красное место. Проходите, присаживайтесь. (дети проходят и присаживаются на лавочку).
Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил. В каждом доме была самая нарядная и красивая комната — горница. В ней было принято принимать гостей. — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: Печь.
Хозяюшка: Правильно. — В старинной русской горнице половину места занимала печь. Печь — это сердце дома. Печь кормила семью и обогревала дом, к печи делали лежанку на которой спали малые дети и старики, а так же сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. — Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяюшка: Правильно. Я вас ждала к себе в гости, тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь калачи к чаю.
Дети: садятся за столы и приступают к работе (на столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста).
Хозяюшка: Ребята, прежде чем мы приступим к лепке калачей, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»:
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Будет очень вкусно! (Гладят живот)
Хозяюшка: А теперь напомню вам, как лепить калачи: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края переплетают и слепляют.
Готовые калачи дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь. (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).
Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем. Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«В чем варили кашу, щи в русской печи? «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?»
Дети: Чугунок.
Хозяюшка: Правильно, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок или горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит, отдает, А сам в угол идет».
Дети: Ухват.
Хозяюшка: Правильно, это ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Хозяюшка: Кроме того, в избе всегда был медный сосуд причудливой формы с двумя ручками по бокам для кипячения воды, который называется самоваром. Внутри него была специальная топка, которую наполняли углями. Она и нагревала залитую в самовар воду. С его появлением заваривать чай стало гораздо легче — раньше для этого надо было долго растапливать печь, а с самоваром весь процесс стал занимать всего несколько минут. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Слушайте про него загадку. «В небо дыра, в землю дыра, А посередине — огонь и вода».
Дети: Самовар.
Хозяюшка: Правильно, это самовар. Послушайте и отгадайте дети ещё одну загадку про то что должно было быть у каждого человека в избе. «По моей тарелке Лодочка плывёт. Лодочку с едою Отправляю в рот»
Дети: Ложка.
Хозяюшка: Правильно, это ложка. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети и под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Хозяюшка: Молодцы ребята. Хорошо у вас получалось играть на ложках. А пока мы с вами играли поспели в печи и наши баранки! «Ах-качи, качи-качи Глянь баранки- калачи С пылу, с жару из печи Все румяны горячи!»
Пора вам в детский сад возвращаться Калачами угощаться. До свиданья, в добрый час Провожу сейчас я вас. Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!
Воспитатель: В старину вещи необходимые в хозяйстве называли «домашняя утварь». Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях?
Дети: Да-а-а-а, очень понравилось.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на этой встречи?
Дети: Про русскую избу с предметами русского быта.
Воспитатель: А что вы сегодня стряпали?
Дети: Калачи.
Воспитатель: А из чего?
Дети: С теста лепили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Пересказ авторской сказки Калинкиной Е.Б. «Покатились»
Логопедическое занятие по развитию связной речи лексико-грамматических категорий было разработанно и проведено для воспитателей групп семейного воспитания на базе нашего ДОУ....
"По Волге широкой" конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группе
Программное содержание:углубить знания детей о родной республике, многонационального Поволжья, её промышленностью, достопримечательностями, бытом.Воспитательные задачи:воспитывать интерес к жизн...
Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Тема: «Музыка в гармонии с природой».
Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Тема: «Музыка в гармонии с природой»....
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебные слова" или «Нежданная гостья»
Конспект занятия направлен на формирование у детей представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, закрепление представлений о нравственном по...
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»...
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Люблю березку русскую»
Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России....
Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Шапка невидимка"
Цель: Формировать позитивную мотивацию к школьному обучению, развивать познавательные процессы, закреплять полученные знания на занятии по подготовке к школе....