Познавательно-исследовательский проект "Чудесная водичка" в младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе

«Чудесная водичка»

 

Всем нужна водичка:

И рыбке, и птичке, и деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда помогает нам вода!

 

Участники проекта - дети младшей группы, воспитатели, родители

Вид проекта – познавательно-исследовательский

Продолжительность – краткосрочный

Срок реализации – одна неделя

 

Цель проекта : знакомство со свойствами воды

                            воспитание бережного отношения к воде

                            формирование умений экспериментирования с предметами

                            развитие мелкой моторики

                            обогащение словарного запаса

 Задачи проекта : познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее 

                                 значением и свойствами 

                                 развивать наблюдательность с помощью игр с водой

                                 научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно

                                 выполняя указания воспитателя

                                 получать удовольствие от выполненной работы в коллективе

 

Предполагаемый результат :     развитие познавательного интереса, наблюдательности и   

                                                           творческих способностей

                                                           повышение речевой активности, активизация словаря по

                                                           теме «Вода»

                                                           закрепление знаний о культуре гигиены

 

 

 

 

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап.

Составление плана мероприятий

Подбор материала для практических игр и занятий

Изготовление атрибутов к играм и непосредственной образовательной деятельности

Подбор литературы: стихи о воде, потешки

Подбор игр-экспериментов с водой

Подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды плавающими, заводными игрушками

 

Знакомство с окружающим. Введение детей в игровую ситуацию («Чудесная водичка. Для чего она нужна?»).

Познакомить детей с водой.

 -Для чего нужна вода?

 -А какая вода? ( без цвета, без запаха, без вкуса)

-Откуда берется вода?

 

  1. Практический этап. Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

 

Тематические беседы:

 

 «Водичка, водичка, умой мое личико…» (для чего нужна вода, как мы ее используем, полезна ли вода, надо ли ее беречь, как мы можем экономить воду)

 «Всем нужна водичка» (вода в природе, как используется вода в природе, кому она нужна, кто живет в воде, как нужно воду беречь)

 

Наблюдение: «Как няня моет посуду»

                            «Дождик, дождик за окошком…»

                             На прогулке за явлениями природы

 

Игры, забавы, опыты с водой:

 

«Лейся, водичка»,

«Водичка прозрачная»,

«Вода не пахнет»,

«Разноцветная водичка»,

«Тонет- не тонет»,

«Кораблики»,

«Вкус воды»

«Рыбалка»

 

 

Сюжетно-ролевые игры- « Купание куклы Маши»

                                               «Вот как моем наши ручки»

 

 

             Чтение художественной литературы-  К. И. Чуковский « Мойдодыр»

                                                                         А. Барто «Девочка чумазая»

                                                                         Б. Заходер «Дождик»

 Чтение и разучивание потешек- «Водичка, водичка, умой мое личико» «Ай, лады,                                                                     

                                лады, лады, не боимся мы воды…»  « Ах, водичка хороша…» «Два  

                                веселых гуся»  

                                «Зайчишки, зайчата, мылись вы, ребята?»

 

 

 Слушание музыки-  Д. Кабалевский «Грустный дождик»

                                     Гр.Непоседы «Виноватая тучка»

                                     Звуки природы «Дождь»

 

Речевые игры-  «Дождик, дождик…» «Знаем, знаем, да, да, да, в кране прячется    вода…» «Дождик»

 

Пальчиковые игры- «Капал дождик на ежонка…» «Рыбки плавают в воде…» «Дождик» «Дождик, кап…»

 

Физминутки -«Льется чистая водица…»« В воду удочку закинем» «Дождик, лейся…»

 

Массаж тела- «Грибной дождик»

 

Подвижные игры- «Солнышко и дождик» «Перепрыгни через ручеек» «Дождик, дождик…»

 

Художественно-эстетическое развитие- Рисование пальчиками «Дождик»

                                                                           Лепка «Сосульки»    

Рассказывание по сюжетным картинкам-  «Как огород поливают» «Как пьют воду птицы из лужицы»  

     

Просмотр мультфильма «Приключения Капитошки»

 

Игра-развлечение с мыльными пузырями

                                                                      

 

 

 

Опыты и эксперименты с водой

Опыт №1: «Лейся, водичка».

Воспитатель берет два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливает воду из одного в другой.

-Что происходит с водой?  Она льётся. 

-Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.

-Итак, какая вода?  Жидкая.

-Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «Водичка прозрачная».

 - Ребята, мы с вами набрали в один стакан воду, а в другом стакане у нас налит сок(или молоко)Сейчас я положу палочку в каждый стакан. Посмотрите, в каком стакане видно палочку?  Видно палочку в стакане с водой, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.

-  Давайте проверим, была ли  палочка в стакане с соком(или молоком)? (воспитатель выливает сок из стакана(или молоко) , дети убеждаются, что в нем была палочка) .

Опыт №3: «Вода не пахнет».

 - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет.  Что вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются).  Вода не имеет запаха.

 -  А теперь узнаем, пахнет ли сок?  Да! Пахнет сладким, вкусным!

 Опыт №4: "Вкус воды".

 -А теперь определим вкус воды. Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус? Вода не имеет вкуса.

  - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?  Вода стала сладкая!

 -  А теперь  добавим в стакан с водой кусочек соли. Какого вкуса теперь вода? Соленого.   - Молодцы! Вы отлично справляетесь с работой. Осталось самое сложное задание. Возьмите ложу с соком лимона и растворите его в воде. Какого вкуса теперь вода?  Кислая, как лимон! 

 -Вода, оказывается, волшебная, потому что она превращается в такой вкус, который в нее добавят! Значит, вода может иметь разные вкусы!

Опыт №5: «Разноцветная водичка»

Воспитатель демонстрирует детям баночку с водой.

 

 

- Что налито в этой баночке? (Чистая вода.) А это что? (Краска.) Посмотрите, я взяла и добавила немного красной краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода? (Красная.)

Возьмем другую баночку с водой.

- В эту баночку я добавлю синюю краску. Какая стала вода? (Синяя.)

В третью  баночку с водой, добавляем  желтую краску.

 Какая стала вода? (Желтая.)

- Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? (Высказывания детей.)

- Проверим. Сейчас я что-то брошу в банку. (Воспитатель , не называя предмета, бросает его в банку.)

- Скажите, что я бросила? (Высказывания детей.)

Воспитатель просит ребёнка бросить в окрашенную воду предмет, не называя его.

-Видно, что лежит в банке? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная.)

Значит, если воду закрасить, то в ней можно прятать игрушки и их не будет видно.

Опыт №6 «Тонет-не тонет»

Воспитатель приглашает детей пройти к столу, где стоят таз с водой и коробочка с предметами для опыта (камушки, мячики, кубики)  Воспитатель берет камушек и спрашивает у детей, что это? (Ответы детей). После этого предлагает опустить его в воду и посмотреть, что произойдет. Спрашивает у детей, что произошло с камнем? (Ответы детей). При затруднении детей с ответами, воспитатель помогает им и говорит, что камушек утонул. Далее в воду опускают дети кубики,мячики,плавающие игрушки. После того, как все предметы будут опущены в воду, подводится итог опыта. Кубики, мячики, игрушки не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А камушки утонули в воде, потому что они тяжелые.

Игра-забава «Кораблики»

Перед детьми таз с водой(«море»). На столе бумажные кораблики. Запустим кораблики  в «наше море». Почему они плавают? Они бумажные, легкие, поэтому плавают.

-Что нужно сделать, чтобы кораблик поплыл? Нужно на него подуть.

Кораблику, чтобы плыть, нужен ветер. Давайте подуем, создадим ветер, и тогда наши кораблики быстрее  поплывут.

Опускаем в воду заводные плавающие игрушки, наблюдаем, как они  плавают.

Игра-забава «Рыбалка»

Перед детьми таз с водой. В воде плавают пластиковые коробочки от киндер-сюрпризов-«рыбки». Дети (пара,двое,трое…) ловят «рыбок» ложками-«удочками» в приготовленные ведерки. Кто больше поймает?

                                    

 

 

Потешки

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

 Водичка-водичка, умой (имя ребёнка) личико,

(Имя) кушал кашку, испачкал мордашку.

Чтобы (имя) был чистым всегда,

Помоги, водичка, умыть (имя) личико.

 

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чистая водичка умоет наше личико.

Вымоет ладошки, намочит нас немножко.

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чисто умываемся, маме улыбаемся!

 

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

 

Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке.

 

 

Зайчишки, зайчата, мылись вы, ребята?

Мыли лапки? Мыли!

Мыли ушки? Мыли!

Мыли хвостик? Мыли!

И теперь вы чистые, зайчата пушистые!

 

Речевые игры

 

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

 

Знаем, знаем - да-да-да!

 В кране прячется вода!

 Выходи, водица!

 Мы пришли умыться!

 Лейся понемножку

 Прямо на ладошку!

 Будет мыло пениться

 И грязь куда-то денется!

 

 

 Дождь, дождь, дождь с утра.   (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

 Веселится детвора!                   (легкие прыжки на месте)

 Шлёп по лужам, шлеп-шлеп.   (притопы)

 Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп.      (хлопки)

Дождик, нас не поливай,          (грозят пальцем)

 А скорее догоняй!                     (убегают от "дождика")

 

Пальчиковые игры

 

Капал дождик на ежонка (слегка надавливаем, поглаживаем мизинец)

 Капал дождик на лисенка (поглаживаем безымянный пальчик)

Капал дождик на зайчонка (поглаживаем средний пальчик)

 Капал дождик на волчонка ( поглаживаем указательный пальчик)

 А на мишку не попал ( поглаживаем большой пальчик)

 Он в своей берлоге спал ( пригибаем большой пальчик к ладошке,  формируем кулачок)

 

 

«Рыбки плавают в воде»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

 

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются).

- Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны).

- То зароются в песке (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения,   как будто раскапываете песок).

 

 

 

 

«Дождик»

Дождик, дождик, веселей!

(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей!

(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи!

(изображать «брызги»)

Зря в окошко не стучи!

(правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще:

(изображать «брызги»)

Станет травка гуще!

(скрестить ладоши, пальцы растопырены)

 

Дождик – кап! (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)

То сильней, то тише.

Не стучи, не стучи, (Грозят пальцем.)

Не стучи по крыше!

Непослушный какой! (Укоризненно качают головой.)

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (Манят руками.)

И в тепле погрейся! (Кладут ладони на плечи, скрестив руки на груди.)

 

Физ.минутки

 

Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями.)

 

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота –

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

(слова текста сопровождаем действиями)

 

«Дождик, лейся»

Дождик капнул на ладошку ( правой рукой касаемся левой)

На цветы ( круговое движение правой рукой)

И на дорожку ( обе руки перед собой)

Льётся, льётся - ой-ой-ой! ( покачивание головы)

Побежали мы домой. ( бег на месте)

 

 

 

 

 

Массаж тела «Грибной дождик»

 

Дождевые капли, (хлопают правой ладонью по левой)

Прыгайте в ладошки! (так же хлопают по правой ладони)

Дождевые капли, (шлепают ладошками по ножкам)

Вымойте мне ножки! ( от лодыжки вверх)

Дождевые капли, (стучат правой рукой по левому плечу сзади)

Бейте по спине! (левой рукой стучат по правому плечу)

Дождь грибной, но нужно ( тянутся обеими руками вверх)

Подрасти и мне! ( выпрямляя спину)

 

 

Подвижные игры

«Дождик, дождик…»

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: обручи.

Описание игры. Обручи лежат на полу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят(«гуляют») и говорят хором (или один):

 Дождик, дождик, что ты льешь?

 Погулять нам не даешь.

После слов "погулять нам не даешь" дети встают в обручи. Кому обруча не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

 

«Солнышко и дождик»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

Описание: Дети присаживаются на корточки. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - останавливаются и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.

3 – вариант. Дети встают в круг.

                  Смотрит солнышко в окошко ,                       Идут по кругу.

                   Светит в нашу комнатку.

                Мы захлопаем в ладоши,                                   Хлопают стоя на месте.

                    Очень рады солнышку.

                   Топ-топ-топ-топ!                                                 Ритмично притопывают на

                   Топ-топ-топ-топ!                                                              месте.

                   Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!                                        Ритмично хлопают в                   

                   Хлоп-хлоп-хлоп                                                                ладоши.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит: «Солнышко светит», игра повторяется.

 

«Перепрыгни через ручеек»

Цель: учить прыгать легко, на двух ногах; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.

Описание : На земле чертятся две расходящиеся линии. В самом узком месте их ширина равна 20 см, в самом широком 70 см – это ручеек. Дети встают у истока ручейка (в самом узком месте) и по сигналу воспитателя начинают перепрыгивать через ручеек по очереди. Выигрывает тот ребенок, которому удастся перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова» I младшая группа.

Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; ...

О. о. Социально-коммуникативное развитие . Тема "От улыбки станет всем теплей" 2 младшая группа

Данный материал помогает детям определить суть понятий "добро" и "зло"....

Конспект СОД (познавательно-исследовательская деятельность) «Часы всем нужны» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Данный материал поможет воспитателю в процессе совместной образовательной деятельности закрепить с детьми знания о видах часов и вызвать желание научитьс...

Проект по самообразованию "Хлеб-всему голова" в младшей группа

Проект по самообразованию во второй младшей группе тема "Хлеб - всему голова"...

Конспект занятия по физическому развитию: "От улыбки станет всем светлей" вторая младшая группа.

Этот конспект занятия пригодится и будет полезен педагогам и родителям второй младшей группы. Поможет познакомить с правилами нравственно-этического воспитания, воспитать культуру поведения, а также д...

Проект "Хлеб всему голова" в младшей группе 2022-2023 уч.г.

Проект "Хлеб всему голова" в младшей группе 2022-2023 уч.г....