Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего возраста "Весеннее настроение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бобылёва Любовь Александровна

Данный конспект будет полезен воспитателям дошкольных учреждений для развития эмоциональной сферы детей, формирования представлений о весенних изменениях в природе, для воспитания познавательного интереса к природе и для речевого развития детей. Поставленная проблемная ситуация создаёт мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности и игровых упражнений позволяет сохранить у детей активность на протяжении всего занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24, комбинированного вида»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Весеннее настроение», для детей старшего дошкольного возраста

Конспект подготовила воспитатель высшей квалификационной категории

Бобылева Л.А.

 г. Гатчина 2024год

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Весеннее настроение», для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательно-речевой активности и эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Форма организации коллективной деятельности - совместная деятельность педагога с детьми)

Задачи:

Обучающие: формировать представления детей о времени года-весне, создавать условия для расширения и уточнения признаков весны; уточнять высказывания детей, помогая им более точно и грамотно строить ответ на заданный вопрос, способствовать запоминанию детьми стихотворения с помощью последовательно расположенных иллюстраций; формировать навыки связного высказывания предположений и заключения простейших выводов, формировать умение отстаивать свою точку зрения; пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций.

 Развивающие: развивать эмоциональную сферу детей; развивать внимание, мышление, память, развивать мелкую и общую моторику рук.

Воспитательные: формировать навыки восприятия речи воспитателя, выполнения поставленной задачи самостоятельно, воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, соотносить собственные эмоции с состоянием природы и с погодой.

Методы: практические, словесный, наглядный;

Приёмы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); беседа, указание, пояснение; объяснение; педагогическая оценка; просмотра видеоматериалов.

Материал и оборудование: воздушный шарик с письмом, ноутбук, И.Д., картинки цветов, ленты на каждого ребёнка, обруч,

Предварительная работа;

 Беседы о весенних признаках; рассматривание иллюстраций, картин о весне;

Заучивание стихов и чтение художественной литературы о весне;

Наблюдения за погодой во время прогулок;

Подвижная игра: «Мы цветочки»; пальчиковые гимнастики «Шаловливые сосульки», «Весна»

Краткий ход.

1.Вводная часть 

 Организационный момент

 В. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Здравствуйте! Доброе утро!

 «Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой. «Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд. «Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями». «Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

Доброе утро, ребята.

Дети: доброе утро!

В.- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Чтобы передать искорку тепла друг другу давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте, как из ладошки в ладошку переходит частица теплоты и доброты, что живет в наших сердцах. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения!

2. Основная часть

В. - Смотрю я на вас, ребята, пытаюсь догадаться, а какое у вас сейчас настроение?

Дети: Весёлое, хорошее, радостное, замечательное, прекрасное.

В. - Внимательное, доброе отношение друг к другу утром — залог его хорошего настроения в течение дня.

А что может повлиять на ваше настроение, чтобы оно вдруг испортилось?

Ответы детей (ссора с другом, когда на меня кричат; когда мама сердитая; когда со мной не играют; когда обижают; когда дети дерутся; когда забирают игрушку; когда заставляют есть; когда у меня что-то не получается; когда меня обзывают; когда долго не забирают домой.)

В. - Чтобы этого не случилось, все мы должны: уважать друг друга; уметь извиняться, если чем-то обидел другого; не злиться на товарища; прощать, забывать обиды и снова дружно играть; не говорить плохих слов другим, даже когда сердит на него; делиться игрушками, не драться.

В. – А скажите мне пожалуйста, влияет ли на наше настроение солнце? (ответы детей)

Пойдемте, подойдем к окну и поздороваемся с солнышком, подпитаемся его энергией.

Дети подходят к окну. Чтение стихотворения «Здравствуй солнце» с показом соответствующих движений.

                    Здравствуй солнце золотое, (протягивают правую руку вверх к солнцу)

                    Здравствуй небо, голубое, (протягивают левую руку вверх)

                    Здравствуй вольный ветерок (двумя руками машут над головой)

                    Здравствуй маленький дубок (двумя руками машут в низу, показывая маленький дубок)

                    Здравствуй утро, здравствуй день, (дети придумываю движение самостоятельно)

                    Нам здороваться не лень. (показывают на себя, кланяются друг другу)

В.- Ребята, сегодня ко мне прилетел шарик, с конвертиком. А на конверте надпись: «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Здесь какое – то послание. Прочитаю!?

«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

     Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

     Воспитатель продолжает читать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

 На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

В.- Утром солнышко проснулось, ласково всем улыбнулось.

Лучик тёплый золотой мы сейчас возьмём с собой.

Будет он нас согревать - настроение поднимать!

А у нашего солнышка лучики есть?

Дети(нет)

В. -Да, солнышко нас не согреет, потому что лучики солнечные не могут пробиться на землю! Солнце закрыли тучи.

В.-Поможем солнцу согреть землю?  (да) Разгоним тучи и освободим солнечные лучики, чтобы они согрели всё кругом и зиме придётся уступить своё место весне.

Но для того, чтобы помочь солнышку и весне -  нужно выполнить задания. Готовы, вы, ребята, помочь весне прийти на нашу землю?

Для этого нужно выполнить несколько заданий, выполняя их вы будете постепенно отгонять тучи от солнца. Готовы?

Задание 1. – Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

 Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун,).

Солнце теплое, как … (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

 В. –молодцы, первый лучик освободился и уже греет землю

Задание 2. «Что бывает весной?»

В. -Нужно ответить на вопрос и обосновать свой ответ. Например, Воробьи возвращаются из жарких стран? (Нет воробьи не возвращаются из жарких стран, потому что они туда не улетают, а остаются зимовать у нас.)

Игра «Весной бывает – не бывает»

Например, Воробьи возвращаются из жарких стран? (Нет воробьи не возвращаются из жарких стран, потому что они туда и не улетают, а остаются зимовать у нас.)

Птицы вьют весной гнезда.

На деревьях весной распускаются почки.

Птицы весной улетают в теплые края.

Листья весной желтеют и опадают.

Весной на деревьях распускаются листья.

Весной расцветают первоцветы.

На реке весной тает лед

Солнышко весной светит все ярче.

Весной бывают сильные морозы.

Появляется на проталинах первая травка.

Весной становится теплее.

Люди весной собирают урожай.

Весной люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

В. –молодцы, второй лучик освободился и тоже согревает землю

Задание третье. Какие приметы наступающей весны вы знаете?  Помогут вам картинки (на экране И.Д.); дети перечисляют, составляя предложения.

Дети (Днём пригревает солнце; становится теплее, снег темнеет и тает; появляются первые проталины; возвращаются перелётные птицы, звонко щебечут строят гнёзда, радуются наступлению весны; снег тает и бегут ручьи; у диких животных появляются детёныши, расцветают первые цветы, на деревьях набухают почки, появляются серёжки.)

В. -Вот и третий лучик появился и солнце стало греть еще теплее и с крыш закапала капель.

Давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»

"Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)

Словно с нами говорит.             (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)

Плачут от тепла сосульки (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)

 И на крышах талый снег.   (Соединяем руки над головой углом)

 А у всех людей весною (Разводим руки в стороны)

Это вызывает смех!     (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)

 

 ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.               (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки (Так же)

Посмотрели вниз.           (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали думать, чем заняться?        (Чешем голову то левой рукой, то правой)

«Будем каплями кидаться!».      (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

 Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

 Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Задание 4. Послушайте стихотворение о весне, которое написала поэтесса Л. Аграчева

Весело аукнула из лесу весна,

Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней, прилетел к ней грач;

Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.

Всполошилась белочка, глянув из дупла, –

Дождалась пушистая света и тепла!

Гордо приосанился посветлевший бор;

На ветвях коричневых грянул птичий хор.

В. -С приходом весны все вокруг обновляется. Весенние стихи поэтессы передают настроение новизны и радости, которую приносит весна.

Попробуем запомнить его, чтобы потом выразительно прочитать его. А сделать это вам помогут картинки подсказки. (Слайд №1)

Молодцы!!1 Ребята! Вы запомнили и очень выразительно прочитали стихотворение

В. –И уже четвертый лучик освещает и согревает землю.

В. –Снова солнце в небе улыбается, снег растаял, ручейки звенят. И подснежник первый распускается, с юга птицы с песнями летят.

 Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы.

Давайте мы их оживим. Берите цветочки и выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы. (дети берут картинки первоцветов и встают в круг)

 

Воспитатель спрашивает у детей:

Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: ветреница, медуница, мать–и–мачеха, подснежник, ландыш, прострел, крокус, фиалка, гиацинт, пролеска.

Упражнение «Цветы» (слайд №2)

Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,

Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек

Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.

Подул ветерок,

Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки.

покачивают руками.

Затих ветерок.

Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

В. Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок».

Пятый луч освободился из-за тучки и солнышко засияло очень ярко и жарко!

И пришла пора весенняя, пришла пора цветения. И, значит, настроение у всех людей - весеннее!

 В. Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.

В. А как можно выразить свое весеннее настроение, свою любовь к весеннему времени года? Ответы детей.

Да, правильно ребята, его можно выразить мимикой лица, движением, каждый выражает настроение по-своему. Но ребята, настроение можно также выразить в живописи,

Художники показывают свое настроение на картине, (Слайд №3)

Писатель в литературе, поэт в стихах. Вот, например, стихотворение Н.Якимовой «Облака».

По небу плыли облака, а я на них смотрел. И два похожих облака, найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь, и даже щурил глаз, а что увидел я, то вам,

Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое смеется надо мной: «Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!». Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!» И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

А это стихотворение «Весна», И Токмаковой, вы многие знаете или слышали

К нам весна шагает Быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны.

А теперь послушайте, как композитор — это содержание передаёт в музыке.

 Слушайте музыкальную пьесу «К нам весна шагает быстрыми шагами». Предлагаю вам удобно расположиться, закрыть глаза и представить под музыку что – то хорошее, приятное: может, подарок или свою любимою игрушку, а может, весенний денек.

Заключительная часть (рефлексивный этап).

Итог занятия:

- Чем сегодня мы занимались? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

 Рефлексия

В. - Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Дети говорят. «Мы любим весну!»

Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

В. - Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.

В. - А сейчас нарисуйте облачко со своим настроением, свои эмоции на облаках, чтобы я смогла узнать, какое настроение было у вас на нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....