Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: « Путешествие в древнюю Русь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvte_v_drevnyuyu_rus.docx | 234.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого НОД
по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшей группы
на тему: « Путешествие в древнюю Русь»
выполнили вос-ль : Булыцина А.К.
Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с убранством русской избы, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок, самовар)
Развивающие:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.
- формирование первоначальных патриотических чувств.
- расширять словарный запас по теме.
- обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ложки, чугунок.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
- приобщать к культуре своего народа.
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: презентация: «Быт в Древней Руси», ноутбук, запись музыкального произведения: «Жили у бабуси…».
Ход НОД
Вос-ль: Здравствуйте, люди добрые.
Если величать, так на пороге встречать.
Добро пожаловать к нам в гости. Милости просим.
Для каждого найдется доброе словечко и теплое местечко.
Воспитатель: Здравствуйте! Каждый день говорят люди друг другу это слово. А вы, дети, его говорите?
Дети: Да, говорим
Воспитатель: Где, кому и когда вы его говорите?
Дети: В детском саду, в гостях, при встрече со знакомыми.
Воспитатель: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Дети: Приветствие, пожелание здоровья.
Воспитатель: Здравствуйте, - от слова здравие - здоровье. Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое?
Дети: Доброе пожелание
Воспитатель: Верно. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем. Скажем здравствуйте своим друзьям и гостям.
Дети: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Воспитатель: Вот какое наше русское приветствие – не просто слово, а пожелание доброты. Не зря говорят: «Русские – народ доброжелательный»
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Ребята, в какой мы стране живем? Как она называется?
Дети: В России.
Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что такое старина?
Дети: Это старички. Это давно было.
Воспитатель: Верно. Старина – это очень старые, давние времена. Садитесь поудобнее на стульчики. Расправьте свои плечи. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как жили наши предки. А кто это – предки?
Дети: Это те, кто жил давно. Наши прапрадедушки, прапрабабушки.
Воспитатель: Молодцы! Правильно.
Путь сегодня у нас недалек и не близок.
Поведет нас дорожка туда,
Где прапрадеды наши жили,
В очень давние те года.
Русский народ славится своим гостеприимством. Как вы думаете, что означает это слово.
Дети: Гостей принимать, угощать
Воспитатель: Правильно. А теперь я предлагаю вам побывать в русской избе. Хотите ?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Наш волшебный колокольчик поможет нам в этом. Давайте станем в круг и скажем заветные слова:
В колокольчик зазвенели,
В старину перелетели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хотим в прошлом побывать!
Ну вот мы и в далекой старине. Нас встречает Хозяйка избы.
( В группе появляется Хозяйка избы и в руках хлеб с солью)
Хоз.: Всем здравие желаю! Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому! Есть такой обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью. Во все времена нашу Россию называют «хлебосольной» Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб - соль из рук!
( Вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс. Возвращаются к остальным детям. )
Зачем пожаловали?
Воспитатель - Хотим, чтобы вы познакомили нас с предметами русского быта.
1 слайд – ИЗБА
Хозяйка русской избы - Хорошо, проходите!
Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.
-А как вы думаете, что главное в деревенской избе? Но прежде чем вы ответите, послушайте загадку:
Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю?
Дети: печь.
Слайд 2 – ПЕЧЬ
Хоз: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.
Печка – деревенская кормилица.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.
Хоз: Правильно, печка творила чудеса. В ней выпекали хлеб с румяной хрустящей корочкой, готовили ароматные щи, необыкновенно вкусную кашу. Кашу варили разную. Давайте с вами вспомним, из чего какая каша получается.
Дидактическая игра « Каша». Воспитатель называет крупу,
а дети говорят, какая из нее получается каша.
(Из гречки – гречневая, из овса – овсяная, из риса – рисовая, из кукурузы – кукурузная, из перловки – перловая, из ячменя – ячменная)
Хоз: - Ай,да моодцы! Теперь вспомним чистоговорку про кашу : «Ша – ша – ша – наша каша хороша!»
Дети: (повторяют с разным выражением – восхищенно, вопросительно, утвердительно) Ша – ша – ша – наша каша хороша!
Хоз: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.
Слайд 3 – САМОВАР
Хоз: Выпускает жаркий пар
Древний чайник…
Дети: Самовар
Хоз: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.
Слайд 4 - ЧУГУНОК
Хоз: Что хозяйка в печку ставит?
Кто из вас ребята знает?
Дети: Чугунок
В древней Руси кострюли называли – чугунок.Он был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?
Слайд 5 - УХВАТ
Хоз: Бычок рогат, в руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает.
Дети: Ухват
Хоз: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей.
Слайд 6 – ДЕРЕВЯННАЯ ЛОЖКА
Хоз.: Следующий предмет - помощник:
Длиннохвостая лошадка,
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
Дети: деревянная ложка.
Воспитатель: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Но не только деревянной ложкой кушали, но также устраивали музыкальные концерты с ложкой.
Выходят 4 ребенка и играют деревянными ложками.
Слайд 7- ВЕСЕЛЫЕ ГУСИ (музыкальная игра)
Жили у бабуси Похлопать ложками перед собой.
Два весёлых гуся:
Один- серый, Отвести правую руку в сторону
Другой- белый Отвести левую руку в сторону.
Два весёлых гуся Похлопать ложками перед собой.
Мыли гуси лапки Скользящие хлопки ложками перед собой.
В луже у канавки,
Один- серый Отвести правую руку в сторону,
Другой – белый Отвести левую руку в сторону.
Спрятались в канавке Скользящие хлопки ложками перед собой.
Один- серый Отвести правую руку в сторону,
Другой – белый Отвести левую руку в сторону.
Спрятались в канавке Скользящие хлопки ложками перед собой.
Вот, - кричит бабуся,- Ложки прислонить к щёчкам, качать головой.
Ой, пропали гуси
Один – серый Отвести правую руку в сторону.
Другой- белый Отвести левую руку в сторону.
Гуси мои гуси Ложки прислонить к щёчкам , качать головой.
Один – серый Отвести правую руку в сторону.
Другой- белый Отвести левую руку в сторону.
Гуси мои гуси Ложки прислонить к щёчкам , качать головой.
Выходили гуси Руки опустить вдоль туловища ,раскачиваться .
Кланялись бабусе Наклониться вперёд, руки развести в стороны.
Один- серый Отвести правую руку в сторону
Другой- белый Отвести левую руку в сторону.
Кланялись бабусе. Наклониться вперёд ,руки развести в стороны.
Один- серый Отвести правую руку в сторону
Другой- белый Отвести левую руку в сторону.
Кланялись бабусе. Наклониться вперёд ,руки развести в стороны.
Слайд 8 – ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
Хоз: Какой замечательный концерт получился.
Давайте с вами продолжим знакомство с бытом Древней Руси.
Чем больше я верчусь, Тем, тем больше я толстею. Это веретено
В гребень шерсть она берёт, Тонкой ниточкой пушистой, Деткам пряжу отдает -это прялка
Хоз: Прялка и веретено — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Слай 9 – СУНДУК
Хоз: Дети, а еще в старину… узнаете, отгадав загадку:
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
Дети: Сундук
Хоз: Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.
Воспитатель: Я хочу предложить вам поиграть в игру и отгадать, чем занимались мужчины и женщины в древней Руси? (На доске висят схемы. Если дети называют занятия мужчин и женщин правильно, воспитатель размещает карточки в окошечках, дополняя ответы детей)
Мужчины зимой и летом охотились, ловили рыбу, ухаживали за скотиной (крупный рогатый скот, лошади, козы, овцы). Летом пасли животных, запасали сено и корма на зиму для животных, заготавливали дрова. Весной пахали, сеяли, осенью убирали урожай.
Зимой плели лапти, занимались резьбой по дереву, занимались и гончарным делом. Из глины изготавливали различную посуду, изделия для бытовых нужд, украшения. Глиняная посуда была очень популярна в Древней Руси. А само гончарное дело до сих пор живет, и в наши дни тоже изделия из глины пользуются популярностью.
Женщины ухаживали за детками круглый год, при чем семьи были большие, до 15 детей в семье, готовили пищу для всей семьи, летом пололи, окучивали, доили коров, ходили в лес по грибы, по ягоды, заготавливали целебные травы.
Зимой женщины пряли пряжу, вязали носки, варежки, ткали полотно для одежды, шили, вышивали.
Дети ходили в лес за грибами, ягодами, за медом диких пчел и помогали родителям во всех делах. Женщины занимались собирательством, собирали корешки, травы, ягоды. Девочки пряли и помогали мамам. Мальчики перенимали навыки у отцов.
Хоз: Какие вы молодцы!.А теперь я хочу проверить, все ли вы запомнили о чем я вам сегодня рассказывала , с чем я вас сегодня познакомила
Игра называется «Подбери пару». Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду называть разные слова . Ваша задача – подобрать слово одного предназначения из старинного и современного быта. Вы готовы?
Русская печь – электрическая печь; Веник – пылесос; Чугунок – кастрюля; Самовар – чайник; Изба - дом
Воспитатель: Здорово! Как быстро вы справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, в гостях хорошо, а дома …
Дети: Лучше.
Вос-ль:Пора и нам возвращаться домой. Скажем: «Спасибо» нашей гостеприимной хозяйке за угощение, за интересную беседу.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Попрощаемся с хозяйкой.
Дети: До свидания!
Воспитатель: А теперь встанем в кружок. Наш волшебный колокольчик поможет нам вернуться домой.
В колокольчик зазвенели,
И домой перелетели.
Раз, два, три, четыре, пять,
В детском садике опять!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Где же мы сегодня побывали? Что нового узнали?
Дети: Побывали в русской избе. Видели печку. Узнали, как люди жили раньше.
Воспитатель: А что еще мы видели в избе? Давайте вспомним и назовем эти предметы.
(Воспитатель показывает, а дети называют предметы)
Дети: Ухват, кочерга, чугунок, самовар.
Воспитатель: Молодцы!
. Все были активные, большое вам спасибо. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группы Тема «Путешествие в страну математики»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группыТема «Путешествие в страну математики»...
Конспект НОД по развитию речи и рисованию для детей старшей группы Тема: «Путешествие по произведениям
конспект занятия по развитию речи . Закрепление знаний детей призведений К Чуковского...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....
Конспект открытого занятия в форме квест - игры для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в весенний лес».
Конспект занятия в форме квест - игры для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в весенний лес»....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в королевство математики»
Развивающая задача:Развивитие внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Обучающие задачи:1. Учить составлять множество из разных элементов,...
Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы Тема: «Волшебный мир природы»
Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Программные задачи:Развивающие:Развивать у детей интерес к живописиРазвивать творческую индивидуальность, память.Развиват...
Конспект НОДа по познавательному развитию. Патриотическое воспитание для детей старшей группы. Теме: «Мой родной город - Ртищево»
Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу - Ртищево....