Проект " Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас
Исследовательский проект
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Дружко Е.В.,
воспитатели
Полысаево 2022
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..…3
Актуальность проекта………………………………………………………..…..6
Цели и задачи проекта………………………………………………………..….7
План мероприятий……………………………………………………….…..……8
Оценка результатов реализации проекта………………………………….…..12
Литература……………………………………………………………………..13
Паспорт проекта
Название | «Мир вокруг нас» |
Тип проекта | Исследовательский |
Разработчики проекта | Дружко Екатерина Викторовна, воспитатель ГКУЗ ПДР «Родничок» |
Руководитель проекта | Старший воспитатель ГКУЗ ПДР « Родничок» Земцова Ольга Петровна |
Исполнители | Дети старшего дошкольного возраста Родители (законные представители) Воспитатели |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Сроки реализации проекта | Ноябрь 2022года – июль 2023года |
Цели и задачи проекта . | Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитание любознательности, активности, формирование знаний о науке, профессиях. Задачи: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; - Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); - Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); - Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость; - Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; - Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру |
Основные принципы проекта | Принцип доступностиПринцип систематичности и последовательностиПринцип наглядности и занимательности Принцип научности Принцип динамичности |
Этапы реализации проекта | 1. Организационный этап (ноябрь 2022года) 2. Практический этап (ноябрь 2022 года – июль 2023года) 3. Заключительный этап ( 2023 года) |
Перечень основных мероприятий | Викторина «Все обо всём» |
Ожидаемые конечные результаты | Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. |
Ресурсное обеспечение | 1. Кадровое: воспитатели группы 2. Центр по экспериментированию. Наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point. 3. Информационно-методическое: методическая литература по данной теме, информация интернета. |
Актуальность проекта
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В проекте «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Проект позволит разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметно-пространственную среду в группе.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Цель и задачи проекта
Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитание любознательности, активности, формирование знаний о науке, профессиях.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач;
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе – оформление центра по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей
План мероприятий
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
I Организационный этап (ноябрь2022 года) | ||
Ноябрь | Изучение методической литературы, современных технологий, отбор диагностического материала по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Диагностика. «Наша Земля. Знакомство с глобусом». Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом. Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь». Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом». | Анкетирование «Экспериментируем вместе с ребёнком». |
II Практический этап (ноябрь2022 года – июль2023 года) | ||
Декабрь | «Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности. Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?» Дидактические игры: «Явления природы», «Назови лишнее». | Советы родителям: «Всё обо всём» – увлекательная, познавательная и уникальная по своему содержанию энциклопедия, в которой можно найти ответы практически на любые вопросы. |
Январь | «Удивительные камни». Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников. Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма, размер, характер поверхности и т.д.), «Плавает - тонет». Дидактические игры: «Что для чего», «Найди свой камешек». | Консультация «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества». |
Февраль | «Эта удивительная соль». Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте; вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого; стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Узнай на вкус». | Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Март | «Волшебница вода». Цель: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах и состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности. Экспериментирование: «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе», «Тонет - не тонет». Моделирование: «Круговорот воды в природе». Дидактические игры: «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу». | Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». |
Апрель | «Воздух - невидимка». Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели». Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха». | Советы родителям «Игра детей – дело взрослых». Опыты и эксперименты с воздухом и водой. |
Май | «Загадочный магнит». Цель: расширять представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла); развивать у детей познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность. Экспериментирование: «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук». Дидактические игры: «Магнит», «Рыболов». | Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами». |
Июнь | «Волшебное электричество». Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Экспериментирование: «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы». Использование электронного конструктора «Знаток». Дидактические игры: «Сколько лампочек в квартире?», «Выбери лишнюю картинку», «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо». | Консультация для родителей «Электричество полезно, но опасно». |
III Заключительный этап (июль 2023года) | ||
Июль | Викторина «Все обо всём». Цель: способствовать закреплению полученных знаний и умений; развивать познавательную активность; стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций. Диагностика.
| Советы для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» |
Оценка результатов реализации проекта
Краткосрочные результаты:
- Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
- Появится положительная динамика по результатам диагностики.
- Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.
Долгосрочные результаты:
- Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
- Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- Активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и мультимедийных презентаций.
Литература
- Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
- Кудрова, И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. – С. 14-21.
- Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. – С. 123-127.
- Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
- Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
- Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников / О. В. Дыбина – М.: Сфера, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.
В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...
Мероприятия по осуществлению проекта "Воздух вокруг нас".
Воздух вокруг нас...

Экологический проект " Мир вокруг нас". Авторы проекта: Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.
С помощью этого проекта хотелось познакомить детей с удивительным миром природы! Углубить и расширить их знания о растениях, птицах, насекомых и тд. Дать представления о некоторых природных явлениях....

Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»
ПроектТема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...
Проект «Физика вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является эксп...