Проект " Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дружко Екатерина Викторовна

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolumbina_druzhko.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мир вокруг нас

Исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Дружко Е.В.,

воспитатели

Полысаево 2022

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………..…3

Актуальность  проекта………………………………………………………..…..6

Цели и задачи  проекта………………………………………………………..….7

План мероприятий……………………………………………………….…..……8

Оценка результатов реализации  проекта………………………………….…..12

Литература……………………………………………………………………..13

Паспорт проекта

Название

«Мир вокруг нас»

Тип проекта

Исследовательский

Разработчики проекта

Дружко Екатерина Викторовна, воспитатель ГКУЗ ПДР «Родничок»

Руководитель проекта

Старший воспитатель ГКУЗ ПДР « Родничок» Земцова Ольга Петровна

Исполнители

Дети старшего дошкольного возраста

Родители (законные представители)

Воспитатели

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Сроки реализации проекта

Ноябрь 2022года – июль 2023года

Цели и задачи проекта

.

Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитание любознательности, активности, формирование знаний о науке, профессиях.

Задачи:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Основные принципы проекта

Принцип  доступности

Принцип систематичности и последовательности                              

Принцип  наглядности и занимательности

Принцип  научности                            

Принцип динамичности

Этапы реализации проекта

1.  Организационный этап

(ноябрь 2022года)

2. Практический этап

(ноябрь 2022 года – июль 2023года)

3. Заключительный этап

( 2023 года)

Перечень основных мероприятий

Викторина «Все обо всём»

Ожидаемые конечные результаты

 Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Ресурсное обеспечение

1.    Кадровое: воспитатели группы

2. Центр по экспериментированию. Наборы индивидуальные: трубочки-соломинки,  воронки,  лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

3. Информационно-методическое: методическая литература по данной теме, информация интернета.

Актуальность проекта

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

В проекте «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Проект позволит разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметно-пространственную среду в группе.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Цель и задачи проекта

Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитание любознательности, активности, формирование знаний о науке, профессиях.

Задачи:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач;

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе – оформление центра по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей

План мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

I Организационный этап (ноябрь2022 года)

Ноябрь

Изучение методической литературы,  современных технологий, отбор диагностического материала по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Диагностика.

«Наша Земля. Знакомство с  глобусом».

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом.

Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь».

Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом».

Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

II Практический этап (ноябрь2022 года – июль2023 года)

Декабрь

«Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?»

Дидактические игры: «Явления природы», «Назови лишнее».

Советы родителям: «Всё обо всём» – увлекательная, познавательная и уникальная по своему содержанию энциклопедия, в которой можно найти ответы практически на любые вопросы.

Январь

«Удивительные камни».

Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма,  размер, характер поверхности и т.д.),   «Плавает - тонет».

Дидактические игры: «Что для чего», «Найди свой камешек». 

Консультация «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества».

Февраль

«Эта удивительная соль».

Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте; вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого;  стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.
Экспериментирование: «Волшебные свойства соли».

Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Март

«Волшебница вода».

Цель: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах и состояниях  воды.

 Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Экспериментирование: «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе»,  «Тонет -  не тонет».

Моделирование: «Круговорот воды в природе».

Дидактические игры: «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу».

Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Апрель

«Воздух - невидимка».

Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Экспериментирование: «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели».

Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха».

Советы родителям «Игра детей – дело взрослых». Опыты и эксперименты с воздухом и водой.

Май

«Загадочный магнит».

Цель: расширять представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла); развивать у детей познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность.

Экспериментирование: «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук».

Дидактические игры: «Магнит», «Рыболов».

Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами».

Июнь

 «Волшебное электричество».

Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также  с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. 

Экспериментирование: «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы».

Использование электронного конструктора «Знаток».

Дидактические игры: «Сколько лампочек в квартире?»,

«Выбери лишнюю картинку»,  «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо».

Консультация для родителей «Электричество полезно, но опасно».

III Заключительный этап (июль 2023года)

Июль

Викторина «Все обо всём».

Цель: способствовать закреплению полученных знаний и умений; развивать познавательную  активность;  стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций.

Диагностика.

 

Советы для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» 

Оценка  результатов реализации  проекта

Краткосрочные результаты:

  • Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  • Появится положительная динамика по результатам диагностики.
  • Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.

Долгосрочные результаты:

  • Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
  • Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • Активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и мультимедийных презентаций.

Литература

  1. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
  2. Кудрова, И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. – С. 14-21.
  3. Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. – С. 123-127.
  4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
  5. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
  6. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  7. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников / О. В. Дыбина – М.: Сфера, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.

В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...

Экологический проект " Мир вокруг нас". Авторы проекта: Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

С помощью этого проекта хотелось познакомить детей с удивительным миром природы! Углубить и расширить их знания о растениях, птицах, насекомых и тд. Дать представления о некоторых природных явлениях....

Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»

ПроектТема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

Проект «Физика вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является эксп...