Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»
проект (подготовительная группа) на тему

Фаткуллина Ф.Г.

Проект

Тема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_zvuki_vokrug_nas.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема проекта «Звуки вокруг нас»

Проблемные вопросы:

«Что такое звуки?», «Как они получаются?»,«Почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки.

Задачи: воспитывать интерес к звучащему миру, развивать наблюдательность,

развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Актуальность:все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Материально-техническое обеспечение проекта:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое обеспечение проекта:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат проекта:

  • Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
  • У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах.
  • Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
  • Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Реализация проекта

Пособия и материалы, задачи, опыты, дидактические и речевые игры, слушание и восприятие музыки.

«Почему все звучит?»

  • Закрепить у детей знание звуков улицы, дома.
  • Подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками.
  • Учить соотносить звуки и образы.
  • Развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление.

Темы, вопросы к занятиям.

  • «Музыка или шум»,
  • «Почему все звучит»,
  • «Откуда берется голос».
  • «Замри и слушай»;
  • «Где живут звуки?».

Литература:

«Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик;

А/з «Звуки окружающего мира»

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

М. Потоловский. «Лошадка»;Э. Григ. «Птичка»;Л. Дакен. «Кукушка»;Д. Россини «Кошачий дуэт».

Знакомство с деревянными звуками.

Задачи:

  • Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.
  • Вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

Используемый материал:

Деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки.

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон.

Музыкально-дидактические игры:

«Найди звук». «Коробочка с секретом». «Определи по ритму». «Палочка-стукалочка».

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

  • П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
  • Ю. Чичков. «Ложкари»;
  • В. Мурадели «Дятел».

Знакомство с металлическими звуками.

Задачи:

  • Развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами.
  • Учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах.
  • Формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

Используемый материал:

Металическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металически.

Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

Тема:«Как распространяется звук?»

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

  • «Колокольцы-бубенцы?»
  • «Туча», шотл. нар. песня.
  • М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»
  • В. Агафонников. «Сани с бубенцами»
  • З. Левина. «Неваляшки»
  •  В. Гаврилин. «Тройка»
  • Колокольный звон.
  • В. Кикта. «Гусляр Садко»

Знакомство с шуршащими звуками.

Задачи:

  • Развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки.
  • Побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя.
  • Воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

Используемый материал:

Бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

Музыкально-дидактические игры:

  «Почему не слышно?», «Сделай маракас»

«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,

«Мы-веселые мышата»

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

Знакомство со стеклянными звуками.

Задачи:

  • Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты,эксперименты)
  • Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами.
  • Развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его.

Используемый материал:

 Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

Тема:«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?»

Музыкально-дидактические игры:

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

  • К. Сен-Санс. «Аквариум»;
  • П. Чайковский.Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

Знакомство со звуками природы.

Задачи:

  • Заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов.
  • Учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка).
  • Развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

Используемый материал:

Пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч.

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Темы:«Звуки в воде», «Где живет эхо?»

Музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?»

Репертуар для слушания и восприятия музыки:

  • «Шаловливые сосульки».
  •  «Весенний фонтан» Т. Боровик.
  • «Осень» Г. Левдокимова.
  •  «Ветер» В. Степанова.
  • «Дождик и ливень»Г. Левдокимова.
  •  «Осень» Ю. Чичкова
  •  «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева.
  • «Зима» Г. Свиридова.
  • «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского.
  • «Весна» А. Вивальди.
  •  «Музыка»Г. Струве.

Итог проекта – Презентация –месяц май.

1.  Концерт подготовительной и старшей групп.

2.  Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.

В результате выполнения проекта у детей произойдет:

  • Развитие познавательных способностей.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответят на проблемные вопросы, подтвердят гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявятся творческие способности, произойдет развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми

музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Литература

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Паспорт проекта.Тема проекта"День матери"

             ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОР:БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНАВоспитатель ГБДОУ №16 Московского района Санкт-ПетербургаТЕМА ПРОЕКТА: «День Матери»ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВ...

Методический паспорт проекта. Тема проекта: «Человек и время»

Тема проекта: «Человек и время»Проблема: Зачем человеку знать время? Создание часов своими руками Тип проекта: вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – пра...

Образовательный краткосрочный проект Тема: «Волшебные звуки» (музыкальные инструменты)

Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах.Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в игровой форме по...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Связующая нить»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ направлен на организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей....

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики»

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики» (для воспитанников 4-5 лет)...

краткосрочный проект . Тема проекта: Музыка красок и радуга звуков

краткосрочный проект . Тема проекта: Музыка красок и радуга звуков...