Проект "Мир вокруг ребенка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ
ПРОЕКТ
«МИР ВОКРУГ РЕБЕНКА».
Составила: воспитатель Новикова Г.А.
2011 г.
Проект «Мир вокруг ребенка».
1. Информационная характеристика образовательного проекта.
1.1. Автор проекта:
Новикова Галина Александровна – воспитатель МДОУ №4 «Калинка».
1.2. Руководитель проекта:
Ковальчук Людмила Николаевна – старший воспитатель МДОУ №4 «Калинка».
1.3. Участники реализации проекта:
Новикова Галина Александровна - воспитатель МДОУ №4 «Калинка».
1.4. База экспериментальной работы:
Старшая группа МДОУ №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ.
1.5. Сроки реализации проекта:
2. Актуальность.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Так как исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе и искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. По словам И.А.Савенкова, «…для ребенка естественнее и, потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познание» является:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В процессе работы с детьми, мы обратили внимание на то, что у детей встречается и познавательная пассивность. Причины такой пассивности часто лежат в ограниченности интересов ребенка.
Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии познавательной активности показали, что в группе
- 12% детей с высоким уровнем развития познавательной активности,
- 54% со средним уровнем развития познавательной активности,
- 34% детей с низким уровнем развития познавательной активности.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает своими руками, то все усваивается прочно и надолго.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопрос;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке;
- уметь доказывать и делать выводы.
Цель: влияние поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий на развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Задачи:
развивать познавательную активность детей, посредством экспериментальных действий, формируя целостную картину мира, расширяя кругозор;
развивать представление детей о физических свойствах и явлениях окружающего мира;
развивать у детей любознательность в процессе наблюдений;
формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания целостной картины мира, способствующих развитию речи;
учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
разработать перспективный план опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста;
привлечь родителей к совместной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста будет более успешным, если:
обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, психолога, музыкального руководителя для развития познавательной активности;
создать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования, библиотека «умных книг»);
привлечь родителей к экспериментированию в домашних условиях.
Методы деятельности:
практические (опыты, эксперименты);
наглядные (модели, схемы и т.д.);
словесные (пояснения, рассказ);
Структура проведения экспериментирования:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
Этапы осуществления проекта:
Подготовительный:
рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
организация уголка экспериментирования;
диагностика (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова).
Основной:
пополнение уголка экспериментирования;
составление плана кружковой работы по опытам и экспериментам;
создание картотеки опытов и экспериментов;
использование элементов экспериментирования на занятиях: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные;
чтение художественной литературы («Физика для малышей» Л.Л.Сикорук изд. Педагогика, 1983 г., «Большая энциклопедия для дошкольников»), загадки, стихи;
Заключительный:
сравнительный анализ диагностики (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова);
Работа с родителями:
- родительские собрания;
- мастер-класс «Вместе с мамой на кухню»;
- буклеты;
- использование информационных стендов, папок-передвижек.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:
у детей будут развиваться умения
- активно познавать мир;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и самостоятельно находить на них ответы;
- делать выводы и объяснять полученный результат.
Это именно те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе.
у родителей
- повысится уровень знаний в вопросах организации и проведения экспериментов и опытов;
- появится интерес к воспитательно-образовательному процессу.
Заключение.
Экспериментальная работа развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим, с основами математических знаний, а также прививает навыки безопасного поведения в быту, в природе и т.д.
Следовательно, экспериментируя, ребенок легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его успехов в дальнейшем обучении.
Перспектива.
В своей дальнейшей работе буду продолжать совершенствовать навыки экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, начиная с младшего возраста, т.к. именно в младшем возрасте формируется познавательный интерес и любознательность.
Используемые источники:
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В.А. Москва «РОСМЭН» 2002г.
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.
Савенков А.И. Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Академия развития 2009.
Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...
Дрюжилюбный, спокойный климат вокруг ребенка
Как психологический климат в семье может влиять на физическое здоровье ребенка? – Здоровье ребенка зависит от множества факторов, в том числе и от психологического климата, который скл...
Ребенок и мир вокруг него
Ребенок...
«Живой мир вокруг ребенка»
В моей статье речь пойдет о том , как часто нужно гулять с ребенком и важность наблюдения живой природы вокргу него."День, проведенный без прогулки - зря прожитый день"....
Консультация для родителей №3. Математика вокруг ребенка.
Консультация для родителей...
Консультация "Мир вокруг ребенка"
Консультация "Мир вокруг ребенка"...
"Один дома" - опасности вокруг ребенка
Конспект занятия по ОБЖ «Опасности вокруг нас» в средней группеЦель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источника...