Проект «Физика вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский.
учебно-методический материал

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_fizika.pptx575.42 КБ
Файл 2proekt_fizika.docx27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром на тему: «Физика вокруг нас: звук, магнетизм, радуга» Выполнили: Воспитатели старшей группы МБДОУ №28 Пономарева Е.Ю. Селиверстова Н.В. Романенко И.Н.

Слайд 2

Актуальность: Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Слайд 3

Цель проекта: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 5-6 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития. Задачи проекта: 1. Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы. 2.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. 3.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.); 4.Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, звуки) 5.Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность 6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Слайд 4

Вид проекта: познавательно-исследовательский. Срок реализации проекта: июнь-август Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели . Предполагаемый результат: -приобретение новых знаний детьми об окружающем мире; -формирование у детей знания о физических явлениях; -проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности; -интерес и активное участие в проектной деятельности; -активное участие родителей в реализации проекта; -развитие речи, словарного запаса.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: «Звук» Подготовительный: -сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей; -подбор методов и приемов исследования личностных изменений детей; -информирование родителей о реализации данного проекта; -подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы; -оформление информационно-читательского уголка в группе; -изучение темы; -подведение итогов . Взаимодействие с родителями: - сбор бросового материала для изготовления « шумелок »; -организация совместной выставки детских музыкальных инструментов в группе; -организация проведение опыта для родителей и детей «Как сделать звук громче?». Формировать представление родителей и детей о характере звука- громкости, длительности , высоте.

Слайд 6

Практический этап: -беседа: «Шумовые и музыкальные звуки»; -дидактические игры «Что звучит?», «Музыка или шум?», «Испорченный телефон», «Музыкальные и немузыкальные звуки». Экспериментирование «Как распространяется звук?» Опыт «Где живет эхо?» Опыт «Как появляется песенка?» Заключительный этап: Оформление лепбука «Звуки вокруг нас». Взаимодействие с родителями: -рекомендации родителям: «Какую музыку нужно слушать детям»; -консультация на тему «Играя, развиваем речь детей».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28

 муниципального образования Усть-Лабинский район

Проект «Физика вокруг нас»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта июнь-август

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Авторы проекта:

Пономарева Евгения Юрьевна

Селиверстова Наталья Васильевна

Романенко Ирина Николаевна

Цель проекта:  создание условий  для развития поисково-познавательной деятельности детей  5-6 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи проекта:  

1. Учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.);

4.Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5.Развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Актуальность:

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Проблема:

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь  умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей. 

Предполагаемый результат:

-приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

-формирование у детей знания о физических явлениях;

-проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;

-интерес и активное участие в проектной деятельности;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-развитие речи, словарного запаса.

Проект проводился по трем направлениям: «Звук», «Магнетизм», «Радуга».

Направление «Звук»:

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные.  Звук – это упругие волны. Нужно разобраться в причинах их возникновения. Одна пословица гласит: «Покажи– и я забуду, расскажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому  исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Эксперимент – очень интересный и увлекательный процесс, как для детей, так и для взрослых.

Предполагаемые результаты:

- появление интереса к экспериментальной деятельности;

- возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности в познании мира звуков;

- проявление творческого самовыражения;

- умение логически мыслить и делать выводы;

Ожидаемый результат: обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении. 

Этапы проекта

Подготовительный:

 -сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

-подбор методов и приемов исследования личностных изменений детей;

-информирование родителей о реализации данного проекта;

-подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

-оформление информационно-читательского уголка в группе;

-изучение темы;

-подведение итогов.

Взаимодействие с родителями:

 -сбор бросового материала для изготовления «шумелок»;

-организация совместной выставки детских музыкальных инструментов в группе;

-организация проведение опыта для родителей и детей «Как сделать звук громче?». Формировать представление родителей и детей о характере звука- громкости, длительности, высоте.

Практический этап:

-беседа: «Шумовые и музыкальные звуки»

-дидактические игры «Что звучит?», «Музыка или шум?», «Испорченный телефон», «Музыкальные и немузыкальные звуки».

Экспериментирование «Как распространяется звук?»

Опыт «Где живет эхо?»

Опыт  «Как появляется песенка?»

Заключительный этап:

Оформление лепбука «Звуки вокруг нас».

Взаимодействие с родителями:

-рекомендации родителям: «Какую музыку нужно слушать детям»;

-консультация на тему «Играя, развиваем речь детей».

Направление  «Магнетизм»

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления , о значимости в жизнедеятельности человека.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.


Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта: развитие познавательной активности ребенка в процессе

экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

  • Формирование представлений о свойствах «магнита».
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
  • Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
  • Активизировать личностную позицию ребенка.
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
  • Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований. 

Этапы проекта

Подготовительный:

-подготовка методической литературы;

-сбор информации по теме;

-провести опрос среди детей: что они знают о магните.

Взаимодействие с родителями: оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде папки-передвижки.

Практический этап:

-беседа на тему: «Магнит, его свойства», «Применение магнитов в повседневной жизни».

-чтение М.Константиновский «Почему Земля магнит», журнал «Смешарики» -«Магнетизм»;

-просмотр видеоматериалов: мультсериал Фиксики-«Магнит», мультжурнал «Светлячок» выпуск 2;

Опыт «Свойства магнитов»;

Опыт «Все ли магниты имеют одинаковую силу?»;

Опыт «Может ли магнитная сила проходить через предметы;

-изготовление магнитного театра (сказка по выбору детей).

Взаимодействие с родителями: совместно с родителями провести фотовыставку «Магнитики на холодильнике».

Заключительный этап:

-итоговое ОД «Волшебство магнита»;

-Создание коллекции «Магнитики»;

Подведение итогов проекта, презентация.

Мониторинг знаний детей по теме: «Магнетизм».

Совместно с родителями была организована тематическая зона «Экспериментирование»;

Приобретены магнитные конструкторы.

Направление «Радуга»

Актуальность.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Летом, гуляя после дождя на улице, можно увидеть на небе радугу. И что удивительного, ведь радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко. Можно много раз видеть  радугу, и всегда это явление приводит всех  в восторг. У детей дошкольного возраста часто возникают  вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?» 

Мы  решили провести свое исследование и узнать тайну появления чудо - радуги.

Объект исследования: природное явление радуга.

Гипотеза: мы предположили, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Задачи:

▪ Узнать, что такое радуга.

▪ Выяснить условия появления радуги в природе.

▪ Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

▪ Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.


Этапы проекта

Подготовительный:

-подготовка методической литературы;

-подборка рассказов, сказок, стихов, картин, иллюстраций по теме;

-подготовка дидактического материала к проведению опытов;

- Опыт  «Экспериментирование с цветом;

- Опыт «Как получить радугу в домашних условиях»;

-просмотр обучающего фильма «Откуда берется радуга»;

-просмотр презентации: «Цвета радуги»;

-рассматривание радуги;

-закрепление цветов радуги

Взаимодействие с родителями: Рекомендации для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Практический этап:

-чтение художественной литературы по теме: В.Степанов «Волшебная радуга», Н.Термаскона «Сказка о радуге», С.Маршак «Радуга», А.Перельман «Радуга»;

- Опыт «Радуга на диске»;

- Опыт «Радуга на мыльных пузырях»;

-художественное творчество (рисование) «Радуга-дуга»;

-рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета?»;

- активное участие в наблюдении и проведении опыта с красками: желтый+красный=оранжевый - дети узнают о способах смешивания цветов;

-просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»;

-отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями: Проведение опыта в домашних условиях «Конфетная радуга»- выяснить, можно ли в домашних условиях получить радугу.

Заключительный этап:

-создание презентации о ходе проекта;

-интегрированное ОД «Радуга-дуга»;

-фотоотчет «Все секреты радуги»

-проведение викторины «Мир, который нас окружает»;

Анализ знаний, полученных за время проведения проекта.

Итог проекта: Знания, которые дети  получили в ходе реализации проекта, помогут им узнать, разгадать и объяснить тайну других природных явлений, сравнивать и анализировать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в первой младшей группе по познавательно - исследовательской деятельности "Кап, кап, кап".

Формирование представлений о свойствах водыу детей первого младшего возраста....

Экологический проект " Мир вокруг нас". Авторы проекта: Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

С помощью этого проекта хотелось познакомить детей с удивительным миром природы! Углубить и расширить их знания о растениях, птицах, насекомых и тд. Дать представления о некоторых природных явлениях....

Проект «Потешки» (младшая группа) Тема: «Развитие познавательно – исследовательской активности детей»

Проект «Потешки» (младшая группа) Тема: «Развитие познавательно – исследовательской активности детей»...

Участие Аниловской Анны гр. "Теремок" в проекте "Физика вокруг нас". (https://youtu.be/.Z4k6QpkQ8)

Участие Аниловской Анны гр. "Теремок" в проекте "Физика вокруг нас"....

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

Проект по познавательному развитию "Фантазёры"(развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством конструирования)

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Современные дети живут в эпоху активной информат...