Зимушка-зима
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование представлений детей о живой и неживой природе в зимний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka-zima.docx | 306.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91» города Ярославля
ПРОЕКТ «ЗИМУШКА- ЗИМА»
в подготовительной группе № 10 «Колокольчик»
Авторы проекта:
Алфеева Татьяна Ивановна,
2021 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 2 недели (13-24 декабря 2021 г.)
Участники: дети подготовительной группы № 10 «Колокольчик», родители группы, воспитатели Алфеева Т.И., Козлова В.В.
Актуальность проекта: в период дошкольного детства очень важно поддерживать у детей стремление к обогащению имеющихся у них знаний и навыков, к творчеству. Зимний период особенно интересен для детей. Работа над проектом даёт возможность каждому ребёнку продвинуться вперёд в своих представлениях о зиме, как о времени года, развить связную речь, предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность и проявление самостоятельности в различных мероприятиях, игровой деятельности, умение планировать и работать к коллективе.
Проблема проекта: все дети любят зиму, но не задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли живым существам хорошо зимой, и что было бы, если зимой не было бы снега…. Проект даёт возможность детям получить ответы на интересующие их вопросы, и помогает сформировать целостную картину о зимних явлениях.
Цель: формирование представлений детей о живой и неживой природе в зимний период, посредством создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.
- Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
- Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
- Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Задачи для детей:
- Расширять свои представления о характерных особенностях зимней поры.
- Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.
- Расширять свой словарный запас и интонационную выразительность.
Задачи для родителей:
- Создать в семье благоприятные условия для развития личности и речевых навыков ребенка через беседы, чтение художественной литературы, наблюдений и игр во время прогулок с детьми.
- Развивать мелкую моторику рук детей при изготовлении творческих работ.
- Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задача для педагогов:
- Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Материалы и оборудование: ИКТ для показа презентаций, мультфильма, книга-лэпбук «Волшебная книга Деда Мороза», обучающие карточки «Зима», иллюстрационный материал, книжный уголок «Библиотека Снеговика», настольные игры, конструкторы, выносное оборудование для прогулки (санки, лыжи, лопаты, формы для лепки из снега, ледянки), материалы для творчества и изо-деятельности детей, новогодние украшения.
Ожидаемые результаты по проекту:
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
- повышение познавательной, физической и творческой активности.
Формы реализации проекта:
- Беседы, НОД
- Наблюдения
- Досуговая деятельность
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность детей
- Чтение художественной литературы
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
Второй этап – основной (практический):
- Проведение бесед
- Чтение художественной литературы
- Словесные игры
- Дидактические игры
- Художественный труд
- Подвижные игры.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: «Подвижные игры зимой. Зимние развлечения», «Спортивный отдых детей зимой», «Безопасность во время новогодних праздников».
- Оказание помощи в оформлении группы к Новому году,
- Участие в зимних конкурсах.
Третий этап заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта
- Выставка детских работ «Зимушка-зима»
Продукты проекта:
-Оформление группы к новому году: «Новогоднее окно», «Фотозона «В гости к Дедушке Морозу».
- Творческие работы детей, совместное творчество детей и родителей,
- Новогодний утренник.
- Исполнение ролей детьми группы на праздничных мероприятиях в группах младшего дошкольного возраста.
- Видео-клип «Новый год в кругу семьи»
План реализации проекта:
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром: Беседы: - «Цикл бесед по безопасности детей зимой» НОД по познавательному развитию: - «Как узнать зиму», - НОД «Снегурочка» Просмотр познавательного мультфильма: «Что такое зима» Конструирование и ручной труд: - «Дерево в снегу», - «Превращение цилиндра в зайчика» Цикл наблюдений: - за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом) -за красотой и богатством зимних красок - за птицами - за деревьями, растущими на территории детского сада |
Художественно-эстетическое развитие | Декоративное рисование: - «Морозные узоры» Пластилинография: - «Зима в лесу» Ручной труд: - «Снеговик Снежок Морозович» (в технике Пейп-арт) - «Чашка для Деда Мороза» Музыка - Слушание музыкальных произведений: «Времена года» П.И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Творческая мастерская: - «Украшаем новогоднее окно» - «Создаём новогоднюю композицию «В гости к дедушке Морозу» Раскрашивание: - «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Новый год» |
Речевое развитие | НОД по речевому развитию: - «Зимушка – зима», Презентация: - «Здравствуй, гостья зима!» (о творчестве знаменитых русских поэтов) Составление рассказов на тему: - «Зимние забавы» Словесные игры: - «Какой, какая, какие?», - «Как сказать по-другому?», - «Скажи наоборот» - «Кто где зимует?» Чтение художественной литературы: - Г. Скребицкий «На лесной полянке» - В. Архангельский «Летят пушистые снежинки» - Э. Успенский «Проказы старухи зимы» - Н. Носов «На горке» - Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». - Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». - Разгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок по теме «Зима» |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: - «Снежинки», - «Что прячется за сугробом?», - «Когда это бывает», - «Отгадай по описанию», - «Подбери слово», - «Доскажи словечко» Настольно-печатные игры: - «Ассоциации» - «Дикие животные» - «Викторина» Трудовая деятельность: - Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц, кормление птиц. - Расчистка дорожек от снега во время прогулки. - Постройки из снега (снежные фигуры, крепость..) |
Физическое развитие | Подвижные игры и зимние забавы: - «Мороз, красный нос», - «Пришла зима!», - «Кто быстрее, дальше…» Катание с горки на ледянках, Катание на санках, лыжах, Игра в снежки «Снайперы» |
Результаты проектной деятельности:
- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
- Знакомы с произведениями поэтов, писателей и на тему зимы;
- Владеют расширенным словарным запасом;
- Имеют представление о природе родного края;
- Знакомы с правилами безопасного поведения зимой;
- Выставка творческих работ детей;
- Разработаны рекомендации для родителей;
- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Выводы:
Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на горке», «зима – очень веселое время года!». Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность, постройки из песка. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско-родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Все с удовольствием приняли участие в оформлении фотозоны и окна.
Используемая литература:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Никитина А.В. Занятия с детьми 6– 7 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб. : КАРО, 2012
- Н.С. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...