Главные вкладки
Тема:«Путешествие по русским народным сказкам»02.01.2025 год
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Аннотация: Данное занятие по ознакомлению с окружающим разработано для детей 5-7 лет, с целью обобщения знаний о русских народных сказках их героях и характерных качествах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим)
с детьми 5-7 лет дошкольной группы МОБУ «Шахматовская ООШ»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Шахматовская ООШ»
Описание работы: Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми 5-7 лет.
Название работы: Занятие по ознакомлению с окружающим «Путешествие по русским народным сказкам»
Предмет (предметная область): Познавательное развитие (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники: воспитанники 5-7 лет.
Дата проведения: .
Место проведения: МОБУ «Шахматовская ООШ», дошкольная группа
Воспитатель: Ефимова Надежда Борисовна
Аннотация: Данное занятие по ознакомлению с окружающим разработано для детей 5-7 лет, с целью обобщения знаний о русских народных сказках их героях и характерных качествах.
План - конспект занятия
Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.
Задачи:
1.Образовательные: обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
2. Развивающие: развивать у детей представления о значении слова «Яга» и познакомить с предметами старины и понятием «устное народное творчество», «магическое число три в сказках».
3. Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.
Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры: «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку».
Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), игровая (имитация путешествия по сказкам), музыкальная ( музыкальное сопровождение в течение занятия), продуктивная (выкладывание мостика из досок, составление картинки из сказки), двигательная (физминутка, движение во время проговаривания волшебных слов), речевая (ответы на вопросы, отгадывание загадок, диалог, проговаривание пословиц).
Методы и приемы: Словесные: создание проблемной ситуации, мотивация, объяснение педагога, ответы детей.
Наглядный: демонстрация слайдов, картинки из сказок, чугунок, ухват, книга со сказками, карта.
Практический: задание построить мостик, собрать картинки из сказок.
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи музыки, полотно с изображением речки, яблоня с яблоками, дощечки, книга со сказками и без сказок, имитация печки, чугунок, ухват, разрезные картинки.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 2 минуты.
2. Основная часть – 25 минут.
3. Заключительная часть – 3 минуты.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Психолого-педагогические задачи |
Вводная часть Организационно – мотивационный этап | Воспитатель привлекает внимание детей, обнаружили книгу и записку. | Воспитатель: - Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как вы думаете, что в ней написано? ( - сказки) А почему вы так думаете? Вы любите сказки? Почему вы их любите? Ну что, давайте ее почитаем. - Ой! Что такое?! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв, а только чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать? (выпадает записка) - А это что такое? Записка... От кого? Ну-ка, почитаем: Не ждала и не гадала? Книгу я заколдовала. Унесла из книги сказки, Чтоб не знали дети ласки. - Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал, добрый человек? - Что же делать, как тут быть? Нужно обязательно спасти сказки. Вы готовы? А вы не испугаетесь? | -Дети свободно двигаются по группе. Обращают внимание на книгу, отвечают на вопросы воспитателя. Дают свои версии, как поступить в данной ситуации Отвечают на вопросы: - Нет, не добрый, а злой. - Готовы. | Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, заинтересовать предстоящей деятельностью. Вызвать желание вернуть сказки |
Основная часть | На экране появляется Баба Яга Включается музыка «Сказки гуляют по свету» Раздается волшебный звук Воспитатель показывает детям печку, чугун, ухват. Воспитатель обращает внимание детей на мешочек. Играют в игру «Чудесный мешочек» Раздается волшебный звук Воспитатель обращает внимание детей сначала на карту, затем на яблоню. На экране появляются картинки из сказок. Раздается волшебный звук Воспитатель обращает внимание детей сначала на карту, затем на речку и дошечки. Раздается скрип избушки. Организуется работа в парах. | - Ребята, как вы думаете, почему некоторые сказки называют народными? - Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их своим детям и внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? - Уста - это рот и губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. - Где же они хранятся? (в голове, в книге) Все, что создано умом, Все, к чему душа стремится, Как янтарь на дне морском, В книгах бережно хранится. - Говорят: «Хорошая книга ярче солнышка светит». - Кто же испортил книгу со сказками? Давайте дальше прочтем записку, чтоб узнать, кто это. Угадайте-ка, кто я: Есть избушка у меня, У неё одно окошко, И стоит на курьих ножках. В ступе по лесу летаю, Малых детушек пугаю. - Кто это? - Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"? - Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать Баба Яга. Коли сказки вам нужны, Попытайтесь их спасти. Сделать это тот сумеет, Кто все преграды одолеет. – Я думаю, что все вместе мы сможем преодолеть любые трудности. Говорят: За нужное дело берись смело: сам не осилишь - товарищи помогут. – Ребята, а вы знаете пословицы о взаимопомощи и дружбе. Друг за друга стой — и выиграешь бой. Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Делай другим добро — будешь сам без беды. - Ну что готовы выручать сказки? А не страшно вам? – Вы верите в волшебство? Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Встанем в круг и скажем волшебные слова: Три раза хлопни, Три раза топни, Три раза вправо обернись И в сказке очутись. - Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти? Нужно оглядеться, может нам что подскажет. Открываю книгу, а там карта и три значка с цифрами 1, 2, 3. - Ребята, смотрите, что тут. - Значит идем к цифре один. Что там? - К печке ближе подойдем, Все отыщем, все найдем. - Что нам делать, где заданье искать? - Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке. - Откуда начнем? - Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? Назовите эти предметы. Как эти предметы можно назвать, одним словом? - Давайте достанем их из печки? А достают из печки при помощи ухвата. Кто хочет попробовать? - Для чего нужна эта посуда? - В чугуне, как и в кастрюле - щи да кашу варили, а на сковороде – пирожки жарить, да блины и пироги печь. - Смотрите! На печке мешок лежит и записка? Словами из сказки мешок говорит, О предмете, который в мешочке лежит А ты догадайся-ка, что там лежит, Наиди-ка на ощупь и всем покажи Игра «Чудесный мешочек»
1. Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била, не разбила. Воспитатель: Что это? 2. Это ... простая - Котова, Это ...простая - Петина. А это, не простая- точеная, Ручка золоченая. Никому ее не отдам.
3. Пусти переночевать, Я вас не потесню: Сама лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, А ... под печку. - Молодцы, справились с этой задачей. Ребята мы с вами пришли в лес. Где-то здесь в своей избушке живет Баба Яга. Физминутка "В темном лесу есть избушка" В лесу избушка – Стоит задом наперед – В той избушке есть старушка. Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят. - Вам не страшно? Куда дальше идем? - Смотрите, какие румяные яблочки. А это что? - А в корзине записка: Яблочки мои созрели, Урожай пора собрать, Тот, кто правильно ответит, Будет яблочко срывать. - Вспомните, кому, и в каких сказках помогали яблонька или яблочко. Яблочко, нам помоги, сказки эти покажи. По полям, лесам бежала, Братца милого искала: "Я его не сберегла, И сама найти должна. "Гуси-лебеди" Батюшка ее любил И на ярмарке купил Блюдце не простое, И что-то наливное. "Серебряное блюдечко да наливное яблочко"
Так коровушку жалела, Мяса крошечки не съела. В сад воды носила, Яблоньку взрастила. "Крошечка-Хаврошечка" - Давайте по очереди, не перебивая друг друга, назовем положительные черты характера этих сказочных главных героев и срывать с яблоньки яблоко. Тут так и написано: Про их характер говорите, В корзину яблочки кладите. - Добрая, трудолюбивая, смелая, скромная, приветливая, ласковая, красивая, послушная, внимательная, заботливая, и т.д. - Вот Молодцы! Как много вы знаете, все яблоки собрали. И с этим заданием справились. - А теперь скорее в путь. Куда дальше пойдем? - А каким образом нам через речку переправиться? - Ой, ребята, смотрите! Что это? По- моему, стройматериалы. Как вы думаете, что из него можно сделать? _ Правильно, мостик. - Здесь что-то написано: "Через речку перейдете, если мостик соберёте, На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте". 1-я дощечка: Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки? Например, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 2- я дощечка: Назовите волшебные предметы, которые встречаются в сказках: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, зеркало, волшебный клубочек, волшебная палочка, дудочка и т.д. 3- я дощечка: Вспомните и назовите слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз: "Маша и медведь": Не садись на пенек, Не ешь пирожок.
"Колобок": Я колобок, колобок По сусекам метен, По амбару скребен
"Кот, лиса и петух": Петушок, петушок, Золотой гребешок.
«Заюшкина избушка» Как мне не плакать Была у лисы избушка ледяная, А у меня лубяная. Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка. - Ну так и есть, смотрите. Вот и избушка. А рядом записка! "Не стерпела, не смога, Все картинки порвала. Если соберете, В сказки их вернете" – Присаживайтесь за столы приступайте к выполнению задания. - Подумайте и скажите, что общего у этих картинок? - Правильно. (Их по три) - В сказках число "три" непростое — магическое. В сказках часто встречается это число – Тридесятое царство, тридевять земель, трехглавый дракон, три богатыря, три желания, три героя (Кот, Лиса и Петух), три сына, действия выполняются по три раза... - А в нашем путешествии мы встречались с этим числом? Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете. Воспитатель открывает книгу. - Ой, смотрите - чудеса! Всё на месте! Вот так да! | Ответы детей: - потому что, их сочинил народ Дают предположительные ответы Слушают и отгадывают загадку: - Баба Яга. Дают предположительные ответы Вспоминают пословицы. Принимают предложение воспитателя, произносят волшебные слова. Дают ответы на вопросы воспитателя: - Это карта. - И здесь цифры. - Печка. Подходят к печке, заглядывают в нее. Называют предметы в печке: - Чугун, кастрюля, сковорода. - Посуда - Пищу готовить Опускают руку в мешок, нащупывают предмет и говорят отгадку Яичко! Из сказки "Курочка Ряба". - Ложка из сказки "Жихарка". Скалочка из сказки "Лисичка со скалочкой"
Выполняют физминутку. Дети смотрят на карту и отвечают: - К яблоньке. - Корзина! Отгадывают сказку, берут яблоко и кладут в корзинку. Называют положительные черты характера этих сказочных главных героев и срывают с яблоньки яблоко. Дети смотрят на карту и отвечают: - К речке! - Перейти, переплыть, перепрыгнуть. - Можно сделать Мостик. Называют пословицы. Называют волшебные предметы. Вспоминают слова из сказок, которые повторяются. Рассматривают избушку на экране. Садятся за столы, собирают картинки из сказок. Отвечают на вопросы. Слушают, анализируют. | Развивать способность слушать и анализировать. Воспитывать уважительное отношение к книгам Познакомить со значением слова «Яга» Развивать связную речь детей. Закрепить знание пословиц о взаимопомощи и дружбе. Развивать речевую активность. Развивать мыслительную и речевую деятельность детей. Знакомство с предметами старины и стем как ими пользоваться. Развивать мыслительную и речевую деятельность детей. Предупредить утомление, восстановления работоспособности Развивать мыслительную деятельность и речь детей. Развивать мыслительную деятельность и речь детей. |
Заключительная часть. | Включается музыка «Сказки гуляют по свету» | – Ребята мы выполнили все задания Бабы Яги и сказки вернулись на свои страницы. Ну а нам пора возвращаться в детский сад? Скажем волшебные слова: Три раза хлопни, Три раза топни, Три раза влево повернись, В детский сад скорей вернись. | Рассматривают книгу со сказками. Принимают предложение воспитателя, произносят волшебные слова. | |
Рефлексия. | - Ребята, что мы делали сегодня за занятие? -О каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии? - Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. - С какими старинными предметами мы сегодня познакомились? - Что нового вы сегодня узнали? - Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые. - А книгу мы оставим себе и обязательно ее рассмотрим и покажем нашим младшим друзьям. | Отвечают на вопросы воспитателя. | Закрепить положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией Анализировать деятельность детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»
Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...
Тема: «Путешествие по сказке. Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»
конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "развитие связной образной речи у старших дошкольников"...
Конспект комплексного занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
В процессе занятия дети знакомятся с историей русских народных инструментов, учатся отличать их звучание в исполнении разных народных инструментов. Дошкольники приобщаются к народной музыке, уча...
Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Занятие для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....
Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»
Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев....
Конспект НОД по речевому развитию в комбинированной группе для детей 6 лет на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок» с применением Bee – Botа.
Конспект НОД по развитию речи...
НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в мир русских народных сказок. Чтение сказки «Маша и медведь».
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе...