Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Занятие для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_konspekt_ds_no242.docx | 26.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №242» общеразвивающего вида
Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»
Составитель музыкальный руководитель
Селезнев Н.В.
Барнаул 2018 г
Цели:
-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;
-формировать у детей основы музыкальной культуры.
Задачи:
- приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;
- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;
- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.
Оборудование:
Балалайка, баян, бубен, гармонь, колокольчик, домра, деревянные ложки, трещотка, стиральная доска, пила, счеты, фонограммы звучания музыкальных инструментов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний», шумовые инструменты.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм со звучанием музыкальных инструментов, музицирование в шумовом оркестре.
Ход занятия.
Дети под русскую народную мелодию входят в музыкальный зал, садятся.
Муз. рук. –Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.
Давным – давно жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т.е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка) Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?
Звучит отрывок русской народной песни «Светит месяц…»
Муз .рук.- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струны. Никто не знает, откуда пришло такое название, скорее всего с Востока, потому, что у казахов есть похожий инструмент – домбра. Жизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?
Звучит отрывок русской народной песни «Калинка»
Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские мастера, которым понравилось звучание гармоники, сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист, а во время Великой Отечественной войны гармонь помогала людям выстоять и победить.
Звучит отрывок песни К.Я.Листова «В землянке»
Муз. рук. - А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Название «Баян» произошло от старославянского слова «баяти», т.е. «говорить», «рассказывать». А смастерил первый баян музыкальный мастер Петр Стерлигов. Он не только ремонтировал старые музыкальные инструменты, но и делал новые. Над баяном мастер работал около двух лет. Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.
Звучит отрывок пьесы А. Эшпая «В путь»
Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны, которые гудели от ударов колотушек. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись: например, дудки стали делать из камыша, тростника или дерева (фонограмма и показ фото); трещотки из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке); гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми» (фонограмма и показ на фото). На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич); деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя ложки друг о друга задними сторонами, ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, кто и когда додумался превратить ложки в музыкальный инструмент, неизвестно, словом, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть (фонограмма и показ ложек). Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото). А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его ( показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото). А давайте поиграем в игру «Определи инструмент».
Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент»
Игровой материал: 2трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.
Муз.рук:- Вообще, русский народ использовал всякие приспособления для того, чтобы поиграть, например, вот эта стиральная доска (показ), счеты, которые использовались для счета денег (показ) ,пила, которой пилили дрова и многое другое! Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они играли на гуслях, на дудках и на бубнах. С бубнами они проделывали разные фокусы: подкидывали их и схватывали на лету, колотили им по коленкам, по голове, по носу. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.
Звучит веселая музыка. Танцуя и играя на дудке, а затем на бубне, выбегает Скоморох.
Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Муз. рук.: - Здравствуй, дорогой гость! Ребята, кажется, я догадался, кто к нам пришел! Это же Скоморох! А как ты узнал, что мы про тебя говорили?
Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»
Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем историю русских музыкальных инструментов, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!
Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами! Но вы, наверное, уже устали сидеть? Давайте сделаем небольшую разминку!
Игроритмика под русскую народную мелодию «Лапотуха»
Скоморох:- Неужели вы запомнили все эти инструменты?
Муз. рук.: - Ребята, я думаю, вы сможете назвать инструменты, с которыми сегодня познакомились?
Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:
1.Треугольная доска, а на ней три волоска,
Волосок – тонкий, голосок – звонкий,
Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
Узнаю его в момент - самый русский инструмент! (балалайка)
2.Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после для друзей своих сыграть! (деревянные ложки)
3. Я сыграю от души ритм очень трудный.
Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - …….(бубен).
Скоморох: - Молодцы, догадались! А сейчас задачка потрудней будет! Мне нужен один ребенок (к столу выходит ребенок, на столе разложены картинки с изображением музыкальных инструментов). Сейчас я прочитаю трудную загадку про музыкальный инструмент, а ты должен найти среди всех этих инструментов нужный!
1.Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»? (балалайка)
2.Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь? (домра)
3.На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич? (гусли)
Скоморох: - Какие молодцы! А у меня есть еще одна игра. Она называется «Четвертый лишний». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент из этих четырех лишний.
Музыкально – дидактическая игра «Четвертый лишний»
Муз.рук. : - Это еще что! Мы сейчас потруднее загадку загадаем! Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит! Сможете отгадать, ребята?
Слуховой анализ «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Муз.рук. : - Ребята, сегодня вы много нового узнали про музыкальные инструменты. Вы услышали их звучание, увидели, как они выглядят, узнали историю их происхождения, и даже отгадали верно все загадки! А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе сыграем на музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»
Муз. рук:- Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы) Мы с вами уважаем культуру своего народа? (ответы) А что именно вам понравилось? (ответы) А вы хотите дальше изучать историю русских народных инструментов? (ответы) Наше занятие окончено, до новых встреч! (Выход детей под русскую народную мелодию)
Результативность:
Музыкально-тематическое занятие «Путешествие в страну русских народных инструментов» повысило интерес к образовательному процессу. Дети были: заинтересованы и с удовольствием участвовали в играх и разминках, они обогатили свой словарь новыми музыкальными словами, услышали различные звучания русских народных инструментов, смогли отгадать по слуху звуки предложенных музыкальных и шумовых инструментов. С помощью игр и разминок ребята узнали много нового и научились этими знаниями пользоваться. Это занятие представляет собой целенаправленную поэтапную работу, имеющую теоретическую, информационную и практическую направленность для знакомства с русскими народными инструментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов
Музыкальное развлечение для детей средней группы. Весёлое представление с участием кукольного театра (куклы бибабо - дядя Кузя и Чевостик) и учащегося музыкальной школы (балалаечник) продолжает з...
Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов. Интегрированный досуг для младшей группы
Закреплять и расширять представления детей о русских народных музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов. Объяснить понятия « ударные» и «духовые» инструменты. Раз...
досуг "Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов"
Цели: познакомить детей с русскими народными инструментами.Задачи: 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат русские народные музыкальные инструменты.2. Формировать желание и ин...
Конспект комплексного занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
В процессе занятия дети знакомятся с историей русских народных инструментов, учатся отличать их звучание в исполнении разных народных инструментов. Дошкольники приобщаются к народной музыке, уча...
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
Доминантное музыкальное занятие «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» для старшего дошкольного возраста
Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах....
Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов
Публикация содержит мастер-класс музкального руководителя для воспитателей дошкольных образовательных учреждений на тему "Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов".Цель...