Конспект занятия: "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Составление рассказа-описания зимующих птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия Зимующие птицы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, музыка.
Программное содержание :
Цель: Составление рассказа-описания зимующей птицы (снегирь, изготовление необычной кормушки для птиц.
Обучающие:
закреплять представления детей о характерных внешних признаках зимующих птиц, особенностях их жизни в зимних условиях;
уточнять, расширять, обогащатьи активизировать словарь детей по теме существительными, прилагательными, глаголами;
упражнять в умении отвечать на вопросы полными простыми предложениями;
формировать умение составлять короткий рассказ-описание зимующей птицы (грача) с опорой на схему(1 подгруппа) и серией вопросов (2 подгруппа);
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании личных местоимений (мой, моя) с существительными, в образовании сложных прилагательных;
закреплять знание признаков зимы, обобщающего понятия "зимующие птицы".
Коррекционно-развивающие :
развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета;
развитие слухового восприятия и внимания;
работа над выработкой правильного речевого дыхания;;
развитие и совершенствование двигательных умений, координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук;
развитие тактильных ощущений;
развитие мышления, познавательной активности и интереса к окружающему миру природы, творческого воображения.
Воспитательные
воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам, приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в природе;
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, желания пожалеть, помочь;
воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: компьютерная презентация «На прогулку в зимний парк», аудиозаписи А. Вивальди «Зима», «Голоса зимующих птиц», «Скрип снега», «Зимний лес», предметные и разрезные картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока, голубь; баночки с кормом для птиц (ягоды рябины, кусочки сала, булки, пшено, семечки, семена); карточки с изображением птиц и их корма; схема описательного рассказа; простые карандаши; материал для изготовления необычных кормушек (половинки яблок, шпажки, кусочки булки); медальки для награждения детей.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, подкармливание птиц.
2. Беседа о зимующих птицах.
3. Рассматривание альбомов о зимующих птицах.
4. Чтение энциклопедий, книг о птицах, как выглядят, чем питаются.
5. Чтение рассказов и стихотворений о зимующих птицах.
6. Разучивание физминутки «Синица».
5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы крыльями махали».
6. Разучивание с детьми стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)
7. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
В НОД использованы (формы, методы и приёмы) :
-формы (подгрупповая, индивидуальная);
- методы/приёмы (наглядные – презентация, демонстрация картин;
практические – дидактические и словесные игры, узнавание
корма на ощупь;
словесные – беседа, рассказ, стихотворения).
Участники: дошкольники 5-6 лет, учитель-дефектолог, воспитатель.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Длительность: 30 – 35 минут.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика. Настрой на занятие.
- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня на нашем занятии. Поздоровайтесь с ними.
А сейчас все встанем в круг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Пусть ваши улыбки помогают нам быть добрее и внимательнее друг к другу.
сл. 2
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
(Дети стоят в кругу)
- Сейчас мы отправимся на необычную прогулку в парк.
- Какое время года идёт? (Идёт зима)
сл. 3
-Какая зима? (Зима красивая, снежная, белая, холодная, морозная, сказочная)
- Сколько снега выпало зимой? (Зимой выпало много снега. Выросли большие, глубокие сугробы)
сл. 4
3. Д/и «Узнай звук». Развитие слухового восприятия.
(Включается запись «Скрип снега»)
-Что вы слышите? (Снег скрипит. Кто-то идёт по снегу)
- Давайте и мы отправимся по снежной тропинке в зимний парк. Надеваем тёплые сапоги, зимнюю куртку, меховую шапку, завяжем шерстяной шарф, не забудем варежки. А теперь вставайте друг за другом. Поднимайте ноги высоко, снега много намело.
(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола)
4. Д/и «Сложи картинку». Развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета.
(Дети подходят к столу, встают вокруг него)
- Вот мы и пришли в зимний парк. Посмотрите, как здесь красиво.
сл. 5
- Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в зимнем парке? (Людей, животных, птиц)
- Если вы соберёте разрезные картинки, вы точно скажете, кого мы встретим в зимнем парке.
(Под музыку А. Вивальди «Зима» дети собирают разрезные картинки зимующих птиц: снегиря (4 ч., синицы (4 ч., воробья (4 ч., вороны (5 ч., галки (4ч., голубя (5 ч., сороки (5 ч.). Разрезы разной степени сложности)
- Молодцы! Кого ты собрал? (Я собрал снегиря. Я собрала синицу. Я собрал ворону. Я собрал воробья. Я собрала галку. Я собрал голубя. Я собрал сороку.)
-Назовите одним словом, кого мы увидим в зимнем парке? (Мы увидим зимующих птиц)
сл. 6
- Почему называем птицами? (У птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, хвост, перья. Птицы умеют летать.)
- Почему это зимующие птицы (Зимующие птицы не улетают в тёплые края. Они остаются с нами зимовать.)
5. Д/и «Чей? Чья?», д/и «Назови ласково».
- Назови птичку ласково и ответь на вопрос Чья? Или Чей?
(Моя синичка. Мой снегирёк. Мой воробушек. Моя галочка. Мой голубок. Моя
воронушка. Моя сорокушка.)
6. Упражнение на дыхание «Согрей птичку».
- Птицам очень холодно зимой, давайте согреем их своим тёплым дыханием.
Осторожно возьмём птичек в свои руки и подышим на них: хо – хо – хо…
сл. 7
7. Д/и «Составь новое слово».
(Дети проходят на стулья)
- Присаживайтесь на стулья.
- Когда мы видим птиц, то как нам узнать каждую? (Мы узнаём птиц по цвету
пёрышек и размеру)
- Если у синицы жёлтая грудка, то её называют… (желтогрудая синица)
сл. 8
(Каждая птица появляется на слайде после того, как её назовут)
- Если у снегиря красная грудка, то его называют… (красногрудый снегирь)
- Если у снегиря чёрная голова, то его называют…. (черноголовый снегирь)
- Если у сороки белые бока, то её называют…. (белобокая сорока)
- Если у сороки длинный хвост, то её называют… (длиннохвостая сорока)
- Если у вороны чёрные крылья, то её называют… (чернокрылая ворона)
- Если у дятла острый клюв, то его называют… (остроклювый дятел)
8. Динамическая пауза.
-Давайте отдохнём немножко, погреемся.
сл. 9
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок (кружатся вокруг себя)
Вот присела на минутку (приседают)
Почесала клювом грудку (наклоны головы влево-вправо)
И с дороги на плетень (прыжки на левой ноге)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на двух ногах)
9. Д/и «Чей голос»
- Молодцы! Присаживайтесь. Давайте послушаем, как подают голос птицы.
Узнайте, чей это голос.
(Включается аудиозапись «Голоса птиц», на слайдах 10-16 появляются изображения
Птиц после того, как дети отгадают голос птицы)
- Это синица тинькает.
- Это снегирь свистит.
- Это воробей чирикает.
- Это ворона каркает.
- Это сорока стрекочет.
- Это голубь воркует.
- Это дятел стучит.
10. Беседа о жизни птиц в зимнее время.
- Скажите, ребята, о чём могут попросить птицы людей в зимнее время?
(Птицы могут попросить покормить их зимой, дать им поесть)
- Да, дети, зима – очень трудное время для птиц. Почему?
(Птицам нечего есть, всё укрыто снегом, им голодно и холодно)
- Что для птиц страшнее: голод или холод?
(Для птиц страшнее голод)
- Почему?
(Голодная птица быстрее замерзает)
- Как мы можем помочь птицам зимой?
(Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц)
сл. 17
- Чем можем покормить птиц?
(Мы можем покормить птиц кусочками булки, пшеном, семечками, семенами)
11. Д/и «Узнай корм на ощупь»
- Попробуйте узнать корм на ощупь.
(Корм – кусочки булки, семечки, пшено, семена, сало, ягоды рябины - находится
в одинаковых баночках. Дети с закрытыми глазами узнают корм на ощупь)
сл. 18
12. Д/и «Кто чем питается»
- Пройдите за столы, займите своё место. Сейчас вы покормите своих птиц их
любимым кормом. На карточке надо выбрать и провести линию от птицы к
корму, который она любит.
(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес»… После выполнения задания
идёт проверка)
- Все справились. Молодцы! Давайте проверим, что любит твоя птица?
сл. 19
- Мой снегирь любит ягоды рябины.
- Моя синица любит сало.
- Мой воробей любит кусочки булки, пшено, семечки.
- Мой голубь любит кусочки булки, пшено, семечки.
- Моя ворона любит остатки пищи.
- Моя галка любит остатки пищи.
13. Гимнастика для глаз.
- Наши птички наелись и стали весело летать. Давайте глазками, не поворачивая
головы, проследим за снегирём.
(У дефектолога в руках яркая картинка снегиря на палочке)
Снегирь полетел вверх.
Снегирь улетел вправо.
Снегирь перелетел влево.
Снегирь слетел на землю.
Снегирь облетел вокруг и упорхнул.
сл. 20
14. Составление рассказа-описания о снегире по опорной схеме.
- Снегирь – яркая, красивая птица. Сейчас вы по опорной схеме расскажете о
снегире.
( Примерный рассказ: «Снегирь –зимующая птица. Он маленький. Его пёрышки
красные, чёрные, серые, белые. У него чёрная голова. Он черноголовый. Грудка
красная. Снегирь красногрудый. Крылья чёрные с серым и белым. Две тонкие
цепкие лапки. Хвост чёрный. Клюв маленький, острый. Снегирь любит ягоды
рябины.)
(Спрашивает 2-3 детей)
- Молодцы! Вы замечательно справились!
сл. 21
15. Динамическая пауза.
- Наша прогулка в зимний сад завершается. Пришло время возвращаться в детский
садик. Идём по сугробам.
(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола к воспитателю)
сл. 22
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
16. Пальчиковая гимнастика.
- Вот мы и пришли в детский садик. Давайте разденемся. Снимем варежки, развяжем шарф, снимем сапожки, шапку, курточку.
(Дети имитируют снятие верхней одежды и обуви)
- Проходите за столы, присаживайтесь. Давайте разомнём свои пальчики, погреем ручки.
Птицы крыльями махали,
Всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дороге поскакали,
Крошки, зёрнышки искали.
сл. 23
17. Рассматривание и обследование объекта изготовления кормушки «Ёжик».
- Ребята, вы любите лакомства, «вкусняшки»? (Да)
- Птицы тоже любят полакомиться вкусненьким. Сейчас мы сделаем для них
угощение.
- На кого оно похоже? (Угощение похоже на ёжика)
- Из чего мы будем делать? (Угощение мы будем делать из половинки яблока,
шпажки и кусочков булочки)
18. Показ способов изготовления объекта «Ёжик».
- Может кто-то догадался, как это сделать?
(На шпажку надо наколоть кусочки булки и воткнуть в половинку яблока)
(Если дети будут затрудняться, воспитатель помогает наводящими вопросами)
19. Продуктивная деятельность.
- Хорошо, приступайте к работе.
(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес». Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
сл. 24
18. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Молодцы, ребята! Хорошее угощение вы сделали для птиц. Они будут рады!
- Сейчас Вероника и Алёша прочитают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», которое они подготовили
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть зерна и
Не страшна будет им зима!
- О каких птицах мы говорили? (Мы говорили о зимующих птицах)
- Что для них сделали? (Мы сделали для них вкусное угощение)
- На прогулке развесим угощение на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут
его есть. Думаю, они скажут нам спасибо.
- Вы хорошо потрудились. Вы добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные.
Настоящие друзья птиц! И поэтому вы награждаетесь медальками за любовь и
заботу о птицах. Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зимующие птицы"
На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру. На занятии дается понятие о зимующих птицах, о видах питания...
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...