сборник занятий по знакомству с родным городом Иркутском
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

Подборка занятий в помощь педагогам. Серия занятий по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Иркутск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_zanyatiy_po_rodnomu_gorodu_irkutsk.docx97.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной

деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Моя малая родина-город Иркутск».

Цель: учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе. 

Образовательные задачи: расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов, их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить чётко произносить звук Р, чистоговорку. Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из кирпича-кирпичный…)

Развивающие: развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к родному городу, любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Словарная работа: иркутяне, авиазавод

.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об Иркутске, просмотр альбомов с видами города, разучивание чистоговорки «ра-ра-ра…уезжает детвора».

Материал: альбомы с видами Иркутска, мяч.

Технологии:

Здоровьесберегающие:

  1. Коммуникативная игра «Круг приветствия».
  2. Коммуникативная игра «Встретимся опять».
  3. Физкультминутка «Мы по городу гуляем».

Технологии развивающего обучения:

  1. Дидактическая игра «Что есть в нашем городе?»
  2. Дидактическая игра «Разные дома».

Подготовительная работа:

Педагог:

  1. Беседа об истории возникновения города Иркутска.
  2. Подбор стихотворений об Иркутске.
  3. Слушание песни «Иркутская история» (автор А.Е.Вулых).

Дети:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением города, составление кроссворда «Иркутск-середина Земли».
  2. Разучивание физкультминутки «Мы по городу гуляем».

Родители:

  1. Составление альбомов «Достопримечательности Иркутска», «Экскурсии в музеи города».

Материалы и оборудование:

  1. Картинки, фотографии с изображением города.
  2. Мяч.

План занятия:

1.Организационный момент:

1.1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»http://ped-kopilka.ru/.

1.2. Постановка проблемы.

2.Основная часть:

2.1. Подбор фотографий про Иркутск yandex.ru/images

2.2.Подбор стихотворений для детей про Иркутск kidsclever.rucontent/stihi-pro-irkutsk

2.2.Физкультминутка «Мы по городу гуляем» https://multiurok.ru/tat30073007 

3.Заключительная часть:

3.1. Итог занятия.

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять» http://nsportal.ru/rybyakova-minzilya-faritovna

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1. 1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»

Придумано кем-то просто и мудро. 
При встрече здороваться – доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам. 
Доброе утро, улыбчивым лицам. 
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра. 
-Сначала сядут девочки, потом мальчики. 
(Дети, стоя в кругу, улыбаются, здороваются. Садятся.) 

1.2. Постановка проблемы:

Ребята, сегодня нам в группу почтальон принёс письмо. Сейчас мы его откроем и прочтём:

Иркутск – как много в этом слове,

Созвучных букв, так близкие Душе.

Иркутск – ты часть моей России,

Ты часть Вселенной, часть Земли!!!

И находишься в Восточной ты Сибири,

Там, где протекает Ангара,

Вытекая из могучего Байкала

Убегающая красота…

Ты богатый лесом и пушниной,

Ты богат разнообразьем рек.

По тебе железные дороги

Перевозят сотни человек.

Я любуюсь каждый день тобою,

Я любуюсь Ангарой,

Над которой каждый вечер новый

Розовый закат стоит стеной,

2.Основная часть (практическая деятельность):

2.1.Тематическая беседа. 
Воспитатель:

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) 
 -Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находиться наш родной дом. Наша малая Родина – город, в котором мы живём. 
Как называется город, в котором мы живем? (Город Иркутск) 
-Как назвать жителей Иркутска? Мы с вами…иркутяне. 
- Какой у нас город? (Большой, чистый, красивый...) 

2.2.Путешествие на автобусе по городу

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по нашему городу.

Мы поедем на автобусе:

Мы в автобус быстро сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофёр педаль нажал

И автобус побежал.(СХЕМА)

Чистоговорки: ра-ра-ра…уезжает детвора

Ра-ра-ра- мы поехали ура!

Ру-ру-ру крепко руль я держу

Ру-ру-ру я друзей с собой беру

Ра-ра-ра- мы приехали ура!

Воспитатель: вот сейчас мы проезжаем улицу….-дети называют улицу, на которой они живут(улица Авиастроителей, Волгоградская, Новаторов и др.) Остановка. Дети выходят и подходят к стенду с иллюстрациями

2.3.Беседа по теме занятия с опорой на фотографии родного города

Воспитатель. Наш город большой и красивый.

-Авиазавод (здесь делают самолёты)

-Дворец (приезжают артисты показывают представления, здесь занимаются дети в разных кружках)

-Площадь (вечный огонь, памятник самолет..)

-Много разных магазинов:( картинка с инструментами -магазин инструментов - они нужны чтобы что-то ремонтировать строить.., магазин игрушек, бытовой техники, продуктовый магазин.)

2.4.Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

 
Мы по городу шагаем – 
Много видим, называем: 
Светофоры и машины, 
Ярмарки и магазины, 
Скверы, улицы, мосты 
И деревья, и кусты! 
(Импровизация движений по тексту) 



2.5.Игра «Что есть в нашем городе?» 
Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит «В нашем городе есть….» или «В нашем городе много…» (Образуют форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Н-р: есть музеи, театры, цирк, много домов...) 

2.6. Составление рассказа о родном городе с опорой на мнемотаблицу
-Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ об Иркутске. Поможет вам в этом таблица (предъявляет мнемотаблицу) 

Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать 

Примерный рассказ: 
Я живу в Иркутске. Мой родной город – Иркутск. В Иркутске живет много людей. В Иркутске много высоких домов, широких улиц. В Иркутске много деревьев и цветов. В Иркутске есть цирк, музей, фонтаны, памятники. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город и свою страну. 

2.7.Дидактическая игра «Разные дома»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных(дом из кирпича-кирпичный….)

Ход игры:

-Как мы назовём дом из кирпича(кирпичный), из стекла ,из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина ,изо льда.(Ответы детей).

3. Заключение (рефлексия):

3.1. Итог занятия:

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в наш детский сад. Как говорят в пословице : «В гостях хорошо, а дома лучше!»

О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).

 Что понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей).

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

         Вид деятельности: Познавательное развитие

Тема«Экскурсия по любимому городу Иркутску»

Подготовила:

Воспитатель Дудинская А. И.

Цель: формировать представления о родном крае, городе, его истории.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, обучать видеть красоту в зданиях, памятниках и природе родного края.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, развивать познавательные способности, развивать умение определять возможные методы решения проблемных ситуаций.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории и развитию, формировать культуру общения и поведения в социуме.

Методы и приё мы:

Практические методы: моделирования, игровые, упражнения.

Наглядные методы: рассматривание картин.

Словесные методы: рассказ, беседа.

Активизация словаря: достопримечательность, экскурсияэкскурсовод.

Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей города – памятник Я. Похабову, памятник «Бабр», кукольный театр «Аистёнок», фотографии города с высоты птичьего полёта, кукла «Баба-Яга», ступа, бинокли на каждого ребёнка, ноутбук, аудиозапись летального аппарата, разрезные картинки по сказкам «Репка»«Три поросёнка», карта города с отмеченными на ней достопримечательностями (заранее подготовлена совместно с детьми, макет «Колесо обозрения».

Предварительная работа:

Беседы «Родина моя – Россия»«Иркутск – город моего детства», «Достопримечательности Иркутска : драматический театр им. Охлопкова Н. П., мемориал «Вечный огонь», памятник Александру, «Московские ворота»«Иркутский острог»«Геральдика Иркутска».

Чтение стихотворений М. Сергеева «Иркутский острог»«Об Иркутске», В. Аверьянова «Мой Иркутск».

Продуктивная деятельность. Создание карты-коллажа с достопримечательностями города в бумажном варианте совместно с детьми, в электронном варианте – воспитатель.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: здравствуйте, ребята. Предлагаю сегодня отправится на экскурсию по нашему прекрасному городу. Я буду вашим экскурсоводом. Вы знаете, кто такой экскурсовод?

Ответы детей.

Мотивационный этап.

Звучит аудиозапись летательного аппарата, на стол приземляется ступа с Бабой-Ягой.

Баба-Яга: здравствуйте! А где это я приземлилась?

Воспитатель и дети здороваются с Бабой-Ягой.

Воспитатель: Баба-Яга, ты в детском садике.

Баба-Яга: А ваш садик находится в городе Иркутске?

Ответы детей.

Баба-Яга: Ребята, я прилетела в ваш славный город. Хочу познакомиться с его историей и достопримечательностями. Только я заблудилась, навигатор моей ступы вышел из строя, и я сбилась с пути, ведь в вашем городе так много улиц. Может вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Бабе-Яге?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поедем все вместе на экскурсию!

Баба-Яга: Только на чём мы поедем на экскурсию, ступа то моя вышла из строя!

Воспитатель: Ребята, на чём мы можем отправиться на экскурсию?

Дети предлагают свои варианты.

Баба-Яга: Ребята, а давайте полетим на воздушном шаре!

Основной этап.

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим себе голубое небо и наш воздушный шар. Какой он?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что находится внутри воздушного шара?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, наполним купол нашего воздушного шара воздухом.

Упражнение на дыхание: Произносим звук ш-ш-ш-ш, как будто накачиваем шар воздухом.

Воспитатель: Попасть в корзину не так просто. Чтобы попасть в неё нужно получить билет. Получить его может каждый, назвав улицу, на которой он живёт.

Дети называют улицу, а воспитатель вручает детям посадочные талоны и бинокли.

Воспитатель: А шар то наш не взлетает! Баба-Яга, может ты знаешь, что нужно сделать?

Баба-Яга: конечно! Нужно произнести волшебную скороговорку. Ребята, повторяйте за мной«Ар-ар-ар – мы надули шар».

Ура, отправляемся на экскурсию!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как наш город выглядит с высоты. Какой наш город?

Дети отвечают.

Баба-Яга: очень красивый город!

Воспитатель: подул лёгкий ветерок и наш воздушный шар приближается к памятнику Якова Похабова – первооткрывателю и основателю Иркутского острога. Острог – небольшое, деревянное поселение, которое за несколько столетий разрослось до нашего современного и прекрасного города.

А сейчас мы свами пролетаем над нашей прекрасной рекой Ангарой.

Ребята, скажите, какая река?

Ответы детей.

Физкультурная минутка.

Бежал ручей по камешкам.

Бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул.

Увидел речку, прыг туда. И снова утонул.

Основной этап. Продолжение.

Воспитатель: Ребята, наш шар дальше летит. Мы с вами подлетели к зданию кукольного театра «Аистёнок».

Ребята, посмотрите, мне кажется, что здесь что-то не так. Давайте посмотрим в наши волшебные бинокли. Что случилось с театральными афишами?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята, афиши кто-то разорвал. Давайте, их соберём, чтобы все знали какие сказки показывают в театре.

Дети собирают афиши – разрезанные картинки сказок «Репка»«Три поросёнка».

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Полетели дальше.

Мы подлетаем с вами к памятнику «Бабр». Это мифическое существо, которое изображено на гербе нашего города. Бабр имеет передние лапы как у тигра, хвост как у бобра, а задние лапы напоминают ласты. В природе такое животное не существует.

А теперь наш шар приближается к любимому месту отдыха иркутян – острова Юность и Конный. Здесь много развлечений для всей семьи: пляж, веревочный парк, музыкально-световой фонтан и колесо обозрения. Давайте приземлимся и немного прогуляемся по острову.

Ребята, посмотрите, внимательно на наш парк. Чего-то не хватает?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, колесо обозрения стоит не на своём месте. Давайте его поставим на место.

Молодцы! Вы сегодня справились со всеми заданиями.

Рефлексия.

Ребята, давайте повторим, что мы сегодня с вами узнали и увидели на экскурсии.

Заключение.

Баба Яга, в нашем городе очень много достопримечательностей. Мы показали тебе только несколько. Просто нам с ребятами пора возвращаться в сад. Чтобы ты не заблудилась, мы дарим тебе карту нашего города. На карте отмечены все достопримечательности. Ты теперь не заблудишься! А если наведёшь камеру своего смартфона на чёрный квадрат – QR-код, то ты узнаешь о каждой достопримечательности интересные факты.

Ребята, Баба Яга вам понравилось наше путешествие?

познавательное развитие по окружающему миру старшая группа.

«Наш общий дом- иркутская земля»

Аннотация к занятию

В этом занятии мы поднимаем тему о родном крае, учим детей заботиться и беречь его. Развиваем познавательный интерес к своему городу и озеру Байкал. Учим любить и гордиться своей малой Родиной. Дети получат представление о красивых местах нашего города, его достопримечательностях. Даем исторические знания о Иркутске, его архитектуре, природных богатствах. Расширяем знания детей о озере Байкал, его обитателях. Затрагиваем экологическую тему: беречь природу. Воспитываем чувства гордости за свой край, Родину.

Цель: расширять и обогащать знания детей о настоящем и прошлом родного города, как культурном и промышленном центре. Уточнить знания о местоположении города Иркутскасообщить интересные факты о Байкале, Ангаре; обратить внимание детей на красоту природы, вызвать желание бережно относится к ней и ее богатствам; познакомить с ценными породами рыб, редким и уникальным животным Нерпа. Воспитывать любовь к родному краю, желание сохранить в нем чистоту и порядок. Развивать чувства патриотизма.

Словарь: герб, микрорайон, бульвар, сквер, Прибайкалье, Сибиряки.

Оборудование: интерактивная доска с ноутбуком, иллюстрации города Иркутска, Озера Байкал, герб Иркутской области, карта России, мяч и билеты для игры.

Ход занятия:

Плывут и плывут

Прибайкальские шири,

Саянские горы

Синеют вдали

Нас встретит столица

Таежной Сибири

Любимый Иркутск-

Середина земли.

О каком городе я прочитала стихотворение? Как вы думаете, почему Иркутск называют серединой земли?

Давайте рассмотрим карту нашей страны. В какой стране мы живем? (ответы детей)

Россия, так называется наша Родина, протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находиться в середине нашей страны.

Город Иркутск –это наша малая родина, место, где мы с вами родились и живем.

Наш город был построен на берегу реки Иркут, и поэтому получил свое название-Иркутск.

На карте Сибири Иркутск появился в середине 17 столетия. Как большинство сибирских городов он начался с острога, среди необъятной тайги (показ иллюстраций). Первопроходцы полюбили этот студеный, суровый край и чистоту рек и озер, за богатую тайгу, в которой водилось много зверей.

Земля иркутская тоже хранит в себе несметные богатства: уголь, железо, нефть, газ, золото.

Посмотрите на герб Иркутской области (Бабр несет людям соболя).

Самый большой, самый красивый, самый сильный зверь-бабр (потомок уссурийского тигра) был выбран для герба. Бабр –символ несметных богатств Сибири, а мех соболя ценился на вес золота.

Позже в Иркутск стали приезжать купцы, потому что город стал центром торговли. Через город ехали русские и китайские торговцы. Здесь проходили торговые пути в Японию и Америку (показ слайд).

-Как вы думаете, каким был наш город раньше? Из чего строили дома, здания?

Правильно. Город был весь построен из дерева. Деревянные дома, украшенные деревянными кружевами, культурные центры, торговые места были сделаны из дерева. Даже дороги были деревянными. Тогда ездили на лошадях.

Много испытаний пережили наши предки. Несколько раз город горел дотла, а потом вновь отстраивался всем миром. Поднимали из пепла его сибиряки.

После пожаров иркутские купцы снова строили больницы, библиотеки, храмы, дома. Но уже строили из камня и кирпича. Сейчас эти здания считаются памятниками архитектуры и оберегаются законом (слайд).

До сих пор можно увидеть дома, которые простояли более 300 лет!

Показать слайды «Деревянной архитектуры» из 130 квартала.

Много исторических событий прошло на улицах Иркутска, много героев узнала наша иркутская земля. В их честь названы площади, парки, скверы, улицы.

-Какие улицы или скверы вы знаете?

Правильно: сквер Кирова, бульвар Гагарина, бульвар маршала Конева, улица Омулевская, улица Декабрьских событий и т. д.

Сейчас наш город –это современный и очень красивый город (показ слайдов).

В нашем городе очень много учебных заведений, музеев, театров, стадионов, цирк.

Наши люди не только хорошо работают, но и красиво отдыхают. Иркутск-город гостеприимный. К нам приезжает много туристов. Иркутяне и гости города отдыхают в парках, на бульварах, на Байкале, на берегах Ангары, на Иркутском море.

Физкультминутка «Мы по городу гуляем»:

Мы по городу шагаем-

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты (Импровизация движений по тексту).

Игра «Что есть в нашем городе?»

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и говорит «В нашем городе есть.» или «В нашем городе много.»(ответы детей.).

Ребята, мы с вами забыли еще про одну достопримечательность нашего края, куда каждый турист хочет попасть?

Ну, конечно же это наше знаменитое озеро Байкал! Его в приданиях сибирских называют «Священное озеро Байкал»

Давайте с вами побудем туристами и отправимся в путешествие по Байкалу и узнаем, почему оно такое знаменитое. Вы хотите побывать на Байкале?

Я предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.

Чтобы в небо нам взлететь.

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

-Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается! Путешествие начинается.

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глаза и и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это тучка застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М. Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами

(слайд о. Байкал).

Байкал –самое глубокое, самое чистое озеро с огромными запасами пресной воды. Оно очень, уникально. До сих пор ученые не могут разгадать его загадки.

Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем

Игра«Опиши озеро».

Я бросаю мяч, а вы отвечаете на вопрос: Какое наше озеро? (провести игру)

В водах Байкала обитают ценные породы рыбы, редкие животные, нигде больше не встречаются на земле.

Посмотреть слайды: голомянки, осетра, сига, омуля, бычка-толстолобика и нерпы.

Вопросы детям:

Может ли рыба жить без воды?

Чем дышат рыбы?

Что есть у рыбы (хвост, плавники, голова, тело. ?

Чем порыто тело?

Все, кто побывал на озере Байкал, обязательно приобретают сувенир на память.

Давайте и мы с вами на память о своем путешествии оставим себе сувенир-изображение байкальского омуля.

Раздать детям листы бумаги с изображением омуля и предложить «заштриховать петельками» чешую омуля.

Под звуки песни «Славное море» дети готовят себе сувениры.

-Молодцы, ребята наше путешествие подошло к концу. Много интересного вы сегодня узнали.

Любите, берегите и охраняйте свой родной край!

На память мы дарим вам книжку Надежды Степанцовой

«Княж –цветок» и другие сказки живого Байкала.

Тема занятия :«Символы города Иркутска»

Культурная практика: Коммуникативная, игровая, изобразительная деятельность

Культурно-смысловой контекст: Рисунки «Флаг и герб Иркутской области»

Цель: Расширять представления о символах города Иркутска в процессе дидактической игры и в ходе создания рисунков флага и герба Иркутска в изобразительной, коммуникативной и игровой деятельности.

Образовательные задачи:

- обогащать знания о символах города Иркутска

- формировать представления об особенностях флага и герба Иркутска

- проявлять эмоциональный отклик, при восприятии символов родного города

- проявлять навыки сотрудничества при выполнении совместной работы

ОборудованиеКарточки с изображением флага и герба иркутской области.

Этапы:

Вводный: Ребята, а вы знаете, как выглядит флаг и герб нашей страны? Какие цвета есть в нашем флаге?

А знаете ли вы, что у нашего Иркутска тоже есть флаг и герб? Хотите узнать, что на нем изображено?

Деятельность детей: Коммуникативная.

Планируемые результаты: отвечают на вопросы, проявляют интерес к символам родного края.

Основной: Показ презентации с изображением флага и герба Иркутской области

Задает вопросы:

Что вы видите на флаге? На гербе? Как вы думаете, почему на гербе изображен бабр?

Рассказ о значение изображений на флаге и гербе

А теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили символы нашего города. Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра«Собери флаг»

Продолжительность: 3-4 минуты

Цель игры: закреплять знания цветов флага России и их последовательности и знания флага Иркутской области

Детская цель: собрать флаг, правильно выложить цветные полоски, собрать разрезанные части картинки с флагом Иркутской области

Ход игры: Давайте мы с вами сейчас соберем флаги. Посмотрите на стол, перед вами полоски разных цветов, выберите те цвета, которые есть во флаге России. Справились? Молодцы! А теперь посмотрите на части картинок. От чего это части? Давайте попробуем собрать картинку. Что у нас получилось? Правильно, это флаг нашей Иркутской области.

Дидактическая игра«Чего не хватает на гербе?»

Продолжительность: 3-4 минуты

Цель игры: закреплять знания герба России и Иркутской области

Детская цель: найти недостающие части герба

Ход игры: Ребята, вы уже знаете, как выглядит герб нашей страны и нашего города. Давайте мы с вами поиграем. Посмотрите на картинки и скажите, чего не хватает. Найдите недостающие части герба.

А теперь давайте мы нарисуем символы нашего родного края.

Деятельность детей: Коммуникативная.

Планируемые результаты: отвечают на вопросы

Собирают флаг Иркутской области, находят недостающие части на гербе Иркутской области, рисуют символы родного края: флаг, герб.

Заключительный: Ребята, что мы с вами сегодня узнали на занятии?

Что изображено на флаге Иркутской области? На гербе?

Молодцы!

А теперь давайте устроим выставку наших рисунков

Выставка рисунков «Символы города Иркутска»

Деятельность детей: Коммуникативная.

Планируемые результаты: отвечают на вопросы, представляют свои работы

Конспект  вводной беседы в подготовительной группе «Иркутская область — моя родной край»

Цель: уточнить и расширить знания детей о Иркутской области (географическое положение, гимн, герб, климатические особенности); проверить знания о животном и растительном мире Иркутской области; дать знания о многообразии городов, посёлков, рек и озёр в Иркутской области, воспитывать любовь, уважение к своей Родине; развивать желание узнавать больше о своём родном крае.

Предварительная работапрогулка на берег Ангары: рассматривание растений, деревьев; наблюдение за птицами; рассматривание книги-самоделки «Про байкальских зверят от байкальских ребят».

Материал: презентация «Иркутская область- мой родной край», музыка – А. Маршал «Иркутская история», звуки поезда, глобус.

Ход беседы:

Предложить детям прослушать аудиозапись песни «Иркутская история» в исполнении А. Маршала и ответить на вопросы: «Понравилась ли вам песня? О чём она? Какие названия рек/озёр/городов вы услышали? Что такое ГЭС? Гидроэлектростанция (ГЭС) — это электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Для того что бы ГЭС работала необходимо чтобы вода не замерзала круглый год»

Воспитатель: как называется область, в которой мы живём? Правильно, мы живём в Иркутской областиИркутская область – это часть Сибири, а точнее, Восточной Сибири, так же, как и Красноярский край, Бурятия и др. Сибирь делится на восточную и западную (просмотр слайда, определение местоположения Иркутской области на карте, глобусе).

Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, вот на этот слайд. Здесь изображен герб и флаг Иркутской области. В центре изображены звери черный бабр, несущий в пасти красного соболя. Синий цвет символизирует озеро Байкал. Зеленый цвет означает цвет ветвей кедра, радости и изобилия. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Иркутской области, на поезде. Отправляемся из областного центра, самого главного города нашей области. Как он называется? Правильно, Иркутск! Это большой, старинный, сибирский город, культурный и промышленный центр нашей области. А какие ещё города Иркутской области вы знаете? В каких из них вы были? Внимание, отправляемся!

Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.

Воспитатель: первая остановка – город Ангарск.

СтихотворениеАвтор: Александр Кононов

Мой Ангарск – ты России частица.

Ты стоишь у слиянья двух рек

Не устанет тобою гордиться

Наш великий простой человек.

Ангара в тебя силу вдохнула,

Наградил беспокойством Китой.

Своей мощью тайга встрепенула,

Ты расти, песни звонкие пой.

Мы с тобой все невзгоды осилим,

Верим в это и сделаем так,

Чтобы стал самым лучшим в России

Наш Ангарск - город наш сибиряк.

Пусть молва о тебе не смолкает,

Пусть везде будет слышен твой глас,

Твоя слава в краю расцветает,

Стал ты городом счастья для нас.

Воспитатель: Название города происходит от названия реки Ангары. Город Ангарск находится между двух рек – Ангарой и Китоем. Неофициально город с момента основания называют — Город, рождённый Победой (строительство началось в 1945году). В СМИ по отношению к Ангарску часто используется определение — Город нефтехимиков, потому что в городе несколько крупных предприятий нефтепереработки, химической промышленности, атомной и строительной отрасли (рассматривание слайдов). Ну что, ребята, едем дальше?

Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.

Воспитатель: Следующая остановка – город Братск. История города Братска неразрывно связана с историей возведения величайшей в мире гидроэлектростанции. В 1954 году для организации столь масштабного строительства была создана организация, которая получила название Братскгэсстрой, во главе многопрофильного объединения с 80 тысячным коллективом стоял Иван Наймушин. В 1954 году на левом берегу Ангары у Падунского порога были установлены первые палатки, которые простояли ещё два года. А весной 1956 года в посёлке Падун началось возведение деревянных коттеджей. Затем строили брусовые двухэтажные дома. О современных жилых районах Братска известно, что они изначально назывались посёлками. А посёлок Падун – центр города Братска. Сегодня город Братск является одним из крупнейших центров Восточной Сибири с мощным производственным, научно – образовательным и культурный потенциалом. Жителей города называют братчане (просмотр слайдов). Наше путешествие продолжается!

Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.

Воспитатель: следующая остановка – город Усть-Кут. Сейчас я прочитаю стихотворение«Мой родной город Усть-Кут» Александры Колосовой

Над тайгой простору много,

Склоны сопок велики…

Город вырос из острога

Разместился в доль реки.

Катит волны некрутые

Лены тёмная вода.

Шлют на берег позывные

Уходящие суда.

Огибая сопок склоны,

Поезда бегут гуськом.

И в тайге, и у перронов,

Оглушают путь гудком.

Городок Усть – Кут неброский,

Окружён тайгой кругом.

Неширокие дорожки

Устремились на подъём.

Воспитатель: Усть-Кут - город очень красивый, но он ещё и очень древний. Древний это значит, что он возник очень, очень давно. История города хорошо отражена в документах. Когда-то давным--давно на Руси правил царь Иван Грозный. Прослышал он, о богатой сибирской земле, где текут могучие реки под названием Енисей и Лена, где живут народы якуты, буряты, эвенки и тофалары. По слухам, в той стороне водиться видимо – невидимо всякого пушного зверя, а сколько там бесценного соболя – и представить не возможно. И вот дал приказал отправиться людям к той земле. И стал собираться отряд во главе с отважным человеком по имени Ермак. Трудно приходилось Ермаку с отрядом в пути по непроходимым местам Сибири. Они вступали в сражение с местными жителями Сибири. Местные жители не хотели пускать чужаков на свои земли. Поход Ермака завершился победой, хотя и сам отважный Ермак позднее погиб в бою. С этого времени началось освоение земель богатого сибирского края. Были и другие отважные люди, которые всё дальше и дальше шли по Сибири. Так основателем города стал казак Иван Галкин со своим отрядом тридцатью казаками. В наш край он приплыл по реке Лене. Очень понравился им этот край и решили они здесь поселиться. На берегу Лены казаки построили острог— деревянное укрепление. Острог основан при слиянии рек Лены и Куты А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (предположения детей) Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья. А где можно было найти воду? Да, вода – это реки. Лена – река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, - это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. И земля была здесь очень хорошей: можно было выращивать рожь. Постепенно по берегам Лены вырастали всё новые и новые зимовья российских поселенцев, так постепенно строился город Усть-Кут. Сейчас мы видим город современным, красивым просмотр слайдов).

Воспитатель: какие города мы сегодня с вами посетили? На каких реках они стоят? Каких животных встретили? Какие деревья и растения увидели? Иркутская область очень большая, мы ещё не раз совершим с вами путешествия по её городам не только на поезде, но и на самолёте, и на речном транспорте.

Пословицы о родном крае :

Всякому мила родная сторона.

- Где кто родится, там и пригодится.

- Дома и стены помогают.

- Своя земля и в горести мила.

Родная землица и во сне снится.

Учим наизусть:

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего возраста в рамках историко-краеведческого направления «Иркутск»

Цель: формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой

Задачи:

- систематизировать знания детей о родном городе с использованием интеллект-карты;

- расширить представления о родном городе;

- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развивать память, мышление, речь, воображение;

- развивать умение работать в команде; в паре;

воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

1. Беседа «С чего начинается Родина?»«Иркутск - моя малая Родина»

2. Организация совместных с родителями экскурсий: в «Музеи города», прогулки по городу Иркутску.

3. Чтений художественной литературы: С. Волкова «Сказки старого города»

Ю. И. Баранов «Загадки старинной усадьбы»«Летняя сказка» : из цикла сказок «Тайна Тихвинской площади», стихи М. Сергеева об Иркутске.

4. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

5. Прослушивание песен об Иркутске : «Любимый Иркутск – середина земли«Иркутская истории».

Материалы и оборудование: видеоролик «Про Иркутск»картинки: с достопримечательными местами города Иркутска, запись песен об Иркутске, фотографии значимых памятников города Иркутска, карта России, презентация города, мяч.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на карту России на экране (1 слайд)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту России.

Что мы можем сказать, о нашей стране глядя на карту?

(Дети рассуждают и дают ответы: Россия - большая страна, в России много рек, омывается морями, много городов, можем узнать, где находятся разные города, в России много городов.

-Вы сказали, что много городов. Как обозначаются города на карте? (точками, кружками, это условные знаки для обозначения городов.)

-Чем они отличаются? (большие и маленькие) Почему на карте кружочки разных размеров? (крупные города, в которых миллион жителей обозначаются большими кружками, города поменьше обозначаются маленькими кружками)

- Как вы считаете, какой город на карте России обозначен самым крупным знаком? (Москва, столица нашей Родины)

- Какие города России вы знаете? Дети называют города.

(Дети называют города – воспитатель находит их и показывает на карте. Не все города, которые назвали дети обозначены на карте.)

- Не все города обозначены на карте, но каждый город значим для нашей страны.

-Как называется город, в котором мы живем? (Иркутск).

-Как назвать жителей Иркутска? Мы с вами…иркутяне.

- Какой у нас город? (Большой, чистый, красивый.)

-Найдите на карте этот город. (Дети не находят его). – На всех картах можно найти на город Иркутск, даже если и нет надписи. Потому, что наш город расположен рядом с озером Байкал. В самом низу озера есть маленькая точка, это и есть обозначение нашего города. Давайте попробуем найти наш город на глобусе. Следующий слайд: карта с обозначением города Иркутска.

-В наш город приезжает много туристов. И про самые значимые места нашего города рассказывают экскурсоводы.

- А если к вам приедет ваш лучший друг, давайте подумаем, что вы расскажите интересного ему о родном городе. Следующий слайд: фотография города с высоты.

- Чтобы нам легче было знакомить друзей с нашим городом, давайте сами лучше с ним познакомимся. Для этого мы с вами создадим интеллект-кару.

- В центр интеллект карты мы с вами наклеим герб нашего города.

- А дальше вам, ребята, нужно выбрать из всех лежащих на столе фотографий те фотографии, где изображены знакомые вам места города и что вы можете рассказать об этих достопримечательностях. (Дети выбирают фотографии знакомых мест города, делятся своими знаниями о знакомых им местах с фотографий).

- Молодцы, сейчас мы с вами упорядочим все наши знания, наклеив вокруг нашего герба все фотографии, которые вы выбрали и распределим их по карте, соединив с центральной фотографией, синей стрелкой, что обозначает, что мы про это с вами знаем.

Выбрав фотографии, дети распределяют их на интеллект-карте. С определё нными правилами: здания, улицы, памятники, памятные места.

Игра «Что есть в нашем городе?»

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит«В нашем городе есть….», или «В нашем городе много…» (Образуют форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Например: есть музеи, театры, цирк, много домов.)

- Но, посмотрите, на столе осталось ещё несколько фотографий, а это означает, что про эти достопримечательности нашего города вы пока не знаете.

Может быть кто-нибудь из вас, ребята, хочет в следующий раз рассказать о них.

- Мы эти фотографии поместим на карту, но стрелочку проведём красного цвета. Она означает, что пока мы ничего не знаем об этом месте. А сверху карандашом подпишем, кто нам в следующий раз расскажет.

- А где вы будите брать информацию, кто вам сможет в этом помочь. (Ответы детей)

- Да, конечно, в этом вам могут старшие братья и сестры, папы и мамы или бабушки и дедушки.

- А где вы будите искать эту информацию? (в интернете, в буклетах про Иркутск, в ютубе).

- Ребята, хотите, я с вами поделюсь своими знаниями об одном из самых красивых мест нашего города. Слайд Иркутской ГЭС.

- Ребята, это наша замечательная Иркутская ГЭС.

- Знаете ли вы, что в Иркутске построена первая ГЭС на Ангаре строилась 9 лет.

Она начала давать энергию в далёком 1959 году. В своё время это была самая мощная электростанция.

Ток, который вырабатывала ГЭС, распределялся не только на город Иркутск, но и на ближайшие города и посёлки Иркутской обрасти. Такие как Ангарск, Шелехов, Черемхово, Хомутово и многие другие.

Так же плотина является соединяющей дорогой между правым и левым берегом реки Ангара.

С одной стороны платины мы можем видеть иркутское водохранилище, а с другой стороны мощные потоки воды, которые проходят через турбины. Они их вращают и от этого вырабатывается ток.

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось создавать интеллект-карту про наш город?

Теперь вы сможете рассказать по этой карте всё, что узнали своим родителям?

Вы узнали из сегодняшней беседы, что-то новое?

Формирование лексико-грамматических категорий «Путешествие по городу Иркутску»

Культурная практика: Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст: Заполнение карты-схемы по памятным местам города Иркутска

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о родном городе, его истории, культуре и традиции.

2. Обеспечить условия для развития навыка образования антонимов к прилагательным.

Развивающие:

1. Проявлять интерес к новой информации, формировать умение детей передавать в речи свои впечатления, свое отношения к родному городу

Воспитательные:

1. Осознавать ценность взаимодействия в группе, выполнения совместной работы.

2. Испытать положительные эмоции и эстетические чувства от красоты родного города.

3. Воспитывать умения слушать друг друга.

Инвентарь и оборудование: Ноутбук с соответствующим программным обеспечением и мультимедийное оборудованием, видеоролик «Памятные места города Иркутска», посылка, карта маршрута, фотографии достопримечательностей города, мяч, картинки с изображением гербом городов Иркутской области, разрезная иллюстрация герба Иркутска, стол.

Технологическая карта занятия

Этап Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты

Мотивационный этап звенит колокольчик, воспитатель обращает внимание детей на посылку

-Что там может быть?

Дети высказывают свои идеи, объясняют, почему они так решили, знакомятся с картой-маршрута.

Создание положительного эмоционального настроя для деятельности детей.

Ориентировочный этап -Любите ли Вы путешествовать? На чем можно путешествовать?

-Хотите отправиться в путешествие по городу.

-Здесь есть задание, соединив цифры вы узнаете, на чем будет ваше путешествие по Иркутску?

Дети отвечают на вопросы, принимают цель, выбираю транспорт путешествия. Определение темы, направленности (места, куда отправимся в воображаемое путешествие).

Исполнительный этап Дети едут под музыку воображаемом в транспорте.

Остановка «Московские ворота» (слайды)

Беседа об истории возникновения города Иркутска.

-Кто был первым основателем города Иркутска?

-Почему называли острогами?

-Как появилась названия города Иркутск?

-Почему Московские ворота, главная являются достопримечательностью Иркутска?

Остановка «Иркутская Набережная»

-Какие реки протекают в городе? (слайд)

Игра «Противоположности»

-Назовите слова наоборот и получится правдивый рассказ о реках

(вода в реках грязная - …чистая;

реки узкие - …широкие;

реки короткие -…длинные;

реки мелкие -… глубокие;

вода в реках мутная - …прозрачная

вода в реках соленая -… пресная).

Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

Мы по городу шагаем –

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!

(Импровизация движений по тексту)

Остановка «Исторический 130 квартал» (слайд)

Игра «Найдите и соберите герб города Иркутска». Слушают воспитателя, отвечают полным предложением на вопросы. На карте отмечают маршрут символом.

Дети становятся в круг и подбирают антонимы к предложенным определениям. На карте отмечают маршрут символом.

Дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения в свободной форме.

Дети находят и составляют из частей целый герб. На карте отмечают маршрут символом.

Умение детей передавать в речи свои впечатления, свое отношения к родному городу.

Умение подбирать антонимы к предложенным определениям.

Умение переключатся, раскрепощаться, физическая активность.

Умение следовать при выполнении заданий инструкциям

воспитателя и алгоритмам, описывающим действия.

Рефлексивный этап - Что интересное сегодня мы узнали во время путешествия?

- Что вам больше всего понравилось, что запомнились?

- Что было самым сложным?

- А что было самым простым? Почему? Какие новые знания помогли нам это сделать? Мы молодцы! Дети выражают свое

мнение, впечатления о значимости городской прогулки. Освоение начальных форм рефлексии и осознание выполненной цели

Перспективный этап Самостоятельное проведение игр «Найдите и соберите герб города Иркутска», «Противоположности»

в свободной деятельности; изготовление поздравительной открытки к юбилею родного города.

Дети в самостоятельной деятельности смогут организовывать и проводить понравившиеся игры, физминутки Использование закрепленных умений и навыков в свободной деятельности

 «Деревянное зодчество города Иркутск»

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания старших дошкольников через ознакомление с деревянным зодчеством родного города.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с особенностями деревянного зодчества города Иркутска, с некоторыми элементами резьбы, расположением на постройках, их названиями; познакомиться со значением словзодчий, наличники, ажурная резьба, объемная резьба.

Развивающие: продолжать развивать связную речь, через составление рассказа о знакомых деревянных объектах культурного наследия (дом-музей Волконских, дом-музей Трубецких, Усадьба Сукачева); обогащать словарный запас через словесные дидактические игры. Развивать внимание, зрительную память. Развивать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества родного края.

Воспитательные: испытывать гордость за заслуги мастеров и умельцев нашей малой Родины, ценностное отношение к культурному наследию нашей страны.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением дома музея Волконских, дома-музея Трубецких, усадьбы Сукачева, деревянных домов города Иркутска, украшенных разного вида резьбой; иллюстрации с видами резьбы, натуральные элементы объемной резьбы.

Предварительная работа: беседы об исторических деревянных памятниках нашего города, виртуальные экскурсии в дома-музеи г. Иркутска, экскурсии по городу, составление альбомов, рассматривание иллюстраций, поиск информации в различных источниках (совместно с родителями)

1. Введение в ситуацию. - Ребята, мне сегодня на телефон пришло сообщение от мальчика Эдди, который живет в другой стране. Он пишет, что в интернете, совсем случайно, увидел удивительный дом, который был украшен деревянным кружевом. Этот дом так поразил его своей красотой, что Эдди просит рассказать, что за умельцы его украшали? В интернете он увидел, что наш детский сад окружен различными деревянными домами, поэтому попросил нас помочь ему и прислать по почте альбом с фотографиями таких расписных домов и описанием, чтобы он смог познакомить своих друзей с этим чудом – домами.

- Ребята, вы поможете мне составить такой альбом?

- А сможете?

- Посмотрите, какой красивый, расписной дом он увидел.

- А много ли таких расписных домов в нашем городе?

- Почему на самом деле их мало?

- Почему они являются памятниками?

- А давайте сделаем такой альбом и отправим его по почте.

- Вы согласны?

(Дети заинтересованы на выполнение дальнейшей деятельности)

2. Актуализация знаний и умений.

- Ребята, из каких материалов можно построить дом? (из кирпича, дерева, бетона, камня).

- Как называют мастера, который занимается деревом, что-нибудь мастерит, изготавливает, строит дома? Как называется эта профессия?

(плотник)

- Каких домов больше всего в нашем районе? (деревянных).

-Где плотники брали бревна для строительства? (заготавливали в лесу)

- Как вы думаете, почему раньше, в старину именно дома дерева строили Иркутяне(вокруг много лесов, много древесины).

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

- Как будет называться дом, построенный из кирпича? (кирпичный)

- Из камня? (каменный)

- Из бетона? (бетонный)

- из дерева(деревянный)

-из панелей? (панельный)

- Я собрала картинки знаменитых деревянных домов гИркутска. Можем ли мы поместить эти фотографии в альбом для Эдди? Кто поможет мне подготовить информацию для альбома? Кто хочет рассказать об этих знаменитых домах?

Составление детьми описательного рассказа по картинкам (дом-музей Трубецких, усадьба Сукачева, дом-музей Волконских).

Дети уверенно отвечают на вопросы, справляются с дидактической задачей игры.

3. Затруднение в ситуации.

- Мы записали очень полную и полезную информацию для нашего альбома.

А сейчас предлагаю немного размяться

Динамическая пауза

Кладу кирпич за кирпичом (согнутыми в локтях руками переменно кладут один кирпич на другой)

Я строю, строю новый дом

Стена все выше, выше (тянутся, подняв руки вверх)

А это будет крыша (изображают крышу)

Вот здесь окно (перед собой рисуют окно)

А тут крыльцо (слегка нагнувшись, показывают на крыльцо)

Ступеньки посчитай (выпрямляются, слегка разводя руками в сторону)

1,2,3,4,5 (шагают, высоко поднимая колени)

И дверки открывай (рукой как бы открывают двери на себя)

- Ребята, на наших фотографиях видно, что деревянные дома отличаются друг от друга разными резными украшениями.

- А вы, сможете рассказать, какая бывает резьба, какие элементы резьбы использовали наши предки в старину?

- А почему не сможете?

- А хотите узнать?

У детей происходит расслабление мышц, переключение с одного вида мыслительной деятельности на другой.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

- Ребята, давайте мы с вами отправимся в прошлое.

- в старину мастера, который строил дома, украшал фасады, вырезал фигурки из дерева, его называли – зодчийЗодчие украшали дома различной резьбой и дома становились красивыми и неповторимыми.

-посмотрите еще один, живописный, деревянный дом, увитый резьбой, словно белым кружевом (показ картинки).

- Все времена ценились мастера, способные плести кружева. Из чего могли плести кружева? Кружево могло быть из любого материала: лент, ткани, ниток, и даже из дерева и металла. Кружевом из дерева украшали дома, вырезали наличники на окна, украшали крыльцо и многое другое. Считалось, что кружевной ажур защищает от зла (показ элементов ажурной резьбы). Недобрый дух запутывается в кружеве и не может попасть к людям. В ажурной резьбе мастер наносит на дерево рисунок и специальным инструментом просверливает и выпиливает различные отверствия, которые потом превращаются в ажурный узор.

- Еще один вид резьбы – объемная резьба (показ картинки)

Объемная резьба – это самый сложный тип резьбы, создать объемные деревянные изделия не так уж просто. Этот вид характеризуется тем, что, изготавливают изображение как бы отдельно от общего фона, а потом можно украсить крыльцо, крышу и другие части дома. Вы можете подойти к столу поближе рассмотреть и потрогать элементы объемной резьбы.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

- Посмотрите, у меня на столе много картинок с разными видами резьбы, но они перемешались, а для того, чтобы нам положить эти картинки в альбом и отправить нашему другу по почте, нам необходимо разделить их. На один стол положить картинки с ажурной резьбой, на другой стол с объемной резьбой.

Применяют новые знания и способы действия.

6. Осмысление. Рефлексия.

- А теперь давайте посмотрим, получился ли у нас альбом? Сможет мальчик Эдди, просмотрев альбом, познакомить своих друзей с расписными домами города Иркутска? Познакомить с видами резьбы?

-Ребята, что вам понравилось делать сегодня больше всего? Что было самым интересным? А что было самым сложным? Сможете, ли вы сейчас узнать вид резьбы на деревянных домах Иркутска?

Исследовательская работа «Знаете ли вы Гербовую символику городов Иркутской области»

Введение

Мой край Иркутской областью зовется.

Здесь чудо есть: здесь есть Байкал,

И как в легенде мудрой той поется:

Как он за Ангарою вслед бежал!

Зима, Саянск – частичка Прибайкалья,

Мне все знакомо здесь, здесь я живу.

Иркутская земля моя родная!

Об этом всему миру расскажу.

2022 год- юбилейный для Иркутской области. 27 сентября исполнилось 85 лет области. Это большой праздник для всех жителей и гостей региона. Мне захотелось узнать какие города входят в Иркутскую область, какой вклад вносит каждый город в развитие области, страны. Оказывается, достаточно изучить герб города, чтобы понять, чем он славится. В Иркутской области 22 города. Каждый город имеет свою символику

Актуальность данной темы заключается в том, что подрастающее поколение мало знает о содержании символов городов своего края.

Цель: изучение историко-географических факторов, отраженных в гербовой символике городов Иркутской области.

Задачи:

 изучить теоретический материал о геральдике, об элементах в содержании геральдических щитов;

 изучить гербы городов Иркутской области;

 провести опрос среди одноклассников, обработать и проанализировать данные анкеты-опроса;

 рассказать ученикам о гербах соседних городов;

 разработать электронно-познавательную игру «Знаете ли вы гербовую символику городов Иркутской области».

 изготовить карточки-памятки с гербами всех городов Иркутской области

Объект изучениясимволы, изображенные на гербах

Методы проведения исследования:

 сбор и обработка информации;

 беседа со специалистами;

 изучение документов, исторических фактов, справок;

 анкетирование и анализ.

Гипотеза: может ли герб города отражать природные, исторические и культурные особенности местности?

Практическая ценность исследований: материалы могут быть использованы при проведении уроков географии, истории, классных часов.

Основное содержание

Глава 1. Характеристика герба

1.1 Герб

Герб — в переводе с немецкого языка обозначает - наследство — отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

Герб – это «визитная карточка» территории. Герб может рассказать очень многое: о красоте и богатстве края, об обычаях и характере местных жителей, о славных событиях прошлого. Каждый герб —это целая повесть. Геральдика не допускала совершенно одинаковых гербов.

1.2 Геральдика

Как положено по обычаю.

по традиции вековой,

Каждый город своё обличие

и характер имеет свой.

Каждый славен своим наречием,

горд особою красотой

Н. Винокуров [1]

Геральдика—наука о составлении, истолковании, изучении гербов

1.3 Геральдический щит

В геральдике принято пять основных форм гербового щита: варяжский (треугольный, итальянский (овальный, испанский (квадратный, слегка округлённый снизу, немецкий (сложной формы с выемками сверху и по бокам) и французский. Самым удобным для размещения на нем геральдических изображений оказался французский щит.

1.4 Геральдические цвета

Любой герб бросается в глаза издалека благодаря ярким, насыщенным краскам. Полутона в геральдике не допускаются, а цветов традиционно использовали только пять. Каждый из них имеет символический смысл: красный – храбрость, мужество, неустрашимость; синий – величие, красота, ясность; пурпурный – достоинство, сила, могущество (это цвет королевских и императорских мантий); зеленый – надежда, изобилие, свобода; чёрный – осторожность, мудрость, постоянство.

Фигуры, которые располагаются на щите, можно разделить на геральдические и негеральдические. Геральдические-это разнообразные деления щита. Негеральдические— это изображения растений, животных, воды, огня, солнца, предметы, созданные руками человека, мифические животные.

Глава 2. Гербы городов Иркутской области

Я познакомилась со всеми гербами городов Иркутской области и поняла, что все они составлены по одним и тем же правилам. Все отражают историю развития города, исторические события, природные богатства. Наиболее интересными мне показались гербы ближайших городов к городу Зима.

2.1 Гербы Иркутской области и города Иркутска

Нет ни одного города в России, помимо Иркутска, чья гербовая история была бы так запутана. Что за странный зверь бабр с лапами и хвостом бобра и как он попал на герб Иркутска? Животное получилось мифическое, что по геральдическим законам разрешается. Владимир Гасильников в своей книге «Детектив с Бабром» пишет: «своеобразный фантастический зверь, вошедший в традицию под именем Бабра, но приобретший отнюдь не тигриный вид, является совершенно исключительно иркутским достоянием и должен быть сохранён как драгоценная реликвия» [2]. Иркутяне любят и берегут это изображение. В Иркутске на площади установлен памятник Бабру.

(Приложение 1).

В настоящее время на гербе города Иркутск на серебристом фоне изображен необычный зверь, называемый на местном наречии бабром. Шкура его – черная, а глаза – почти бордового цвета. Во рту хищник держит ярко-красного соболя и бежит в правую сторону. А на гербе Иркутской области –зверь бежит в левую сторону. И это понятно. Один охраняет запад и север Иркутской области, а другой - юг и восток.

(Приложение 2).

2.2 Герб города Ангарска

В гербе города Ангарска скрыто название города. Бегущая по волнам девушка — это Ангара, единственная дочь старика Байкала, убегающая к своему возлюбленному - молодому богатырю Енисею.

Изумрудное поле щита символизирует тайгу, лазоревая оконечность - воду. Вместе они обозначают, что город построен в тайге на берегу реки. Золотой цвет фигуры - символ богатства - обозначает высокий промышленный потенциал города(Приложение 3).

2.3 Герб города Усолье-Сибирское

Герб города Усолье-Сибирское тоже связан с Ангарой, которая изображена в виде волн и острова Красного, но которых был основан посёлок солеваров, выросший в современный город. Серебряный квадрат-знак соли, указывает на название города и на предприятия, связанные с добычей и переработкой соли. Башни и ворота-символ здравницы-курорта «Усолье» - говорят об охране здоровья. Зубчатое колесо - символ машиностроения. [4,7]. (Приложение 4).

2.4 Герб города Черемхово

Город Черемхово вырос из почтовой станции, вокруг которой поселились ямщики, казаки, крестьяне, прибывшие сюда для строительства тракта от Москвы до Иркутска в 1772 году. Ветки черёмухи с ягодами символизируют название города. Образ почтового тракта и почтовой станции представлен в гербе верстовым столбом. Черный камень в золотом сиянии представляет и залежи угля и его роль в развитии и становлении города. Более ста лет угольная отрасль является градообразующей в жизни города(Приложение 5).

2.5 Герб города Зима

Название моего любимого города Зима зашифровано и в образе зимней снежинки, и в припорошенных снегом елях, и в серебряном (белом) поле щита. В Зиме есть крупный железнодорожный узел, что на гербе отражено снежинкой, стилизованной под колесо - символ железнодорожного транспорта и его производственных структур. Колесо - символ вечного, поступательного движения вперед. Спицы колеса - аналогия солнечных лучей.

(Приложение 6).

2.6 Герб города Саянска

Загадочным смотрится герб города Саянска -самого молодого города Иркутской области. В центральной части герба изображена фигура мифологического существа - грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла.

Согласно мифам, такие причудливые существа обитали на территории современной Сибири. Владели золотом и серебром. Другими природными богатствами, скрытыми от человека, в том числе и солью, которая ценилась в древности дороже золота. Образ грифона - образ сильного, смелого зоркого и бдительного хранителя природных богатств нашего края, сосновые шишки - как составная часть распространенного в нашем регионе дерева. Золотое изображение сосновых шишек и эмблемы химии указывает на основной продукт химического производства - хлор. Основная идея герба - химия в тайге и над этим высший разум (грифон-бог-человек, призванный бережно хранить, использовать и приумножать природные богатства"[6].

(Приложение 7).

После сравнительного анализа гербов Иркутской области я пришла к выводу :

1. все гербы имеют одинаковую форму-прототип французского щита;

2. гербы составлены по особым правилам;

3. рисунок герба фиксируется законодательным актом;

4. у гербов повторяется цвет и у всех присутствуют негеральдические фигуры;

5. все связаны с Байкалом, Ангарой и с другими реками области.

Таким образом, Иркутская область занимает достойное место в экономике страны. Это крупный промышленный район. Она выступает в роли производителя электроэнергии, алюминия, химии, нефтехимии, лесопереработки, а также машиностроения.

Есть в Иркутской области Ангара река,

Красотою славятся её берега.

И на них построили чудо - города,

Быт свой обустроили, чтоб здесь жить всегда.

Черемхово славится угольком своим,

Древесину ценную даст всем Усть -Илим,

Железногорск руду даёт, а Усолье – соль,

Есть в Ангарске хим. завод, в Братске – Братск гэсстрой.

Бодайбо, Тайшет, Зима, Свирск, Байкальск, Саянск, Чуна…-

Это всё наш край родной и гордимся мы тобой

Работа подтвердила гипотезу о том, что герб города отражает, как зеркало, природные, исторические, культурные особенности местности.

В своём классе я провела опрос, знают ли дети гербы соседних городов.

Опрос показал, что ребята знают частично гербы таких городов какИркутск, Зима, Саянск, все остальные гербы вызвали у ребят затруднения.

(Приложение 8).

Поэтому, я показала гербы, объяснила символику и снова провела опрос. Почти все дети в классе смогли правильно назвать города.

Моих учеников заинтересовала эта тема, они захотели изучить все гербы городов Иркутской области. Изготовила карточки-памятки, в которых показан герб, его описание и достопримечательности города и подарила детям(Приложение 9).

Для закрепления данного материала, создала электронно-познавательную игру «Знаете ли вы гербовую символику городов Иркутской области», которая позволяет в игровой форме закрепить знания о гербах Иркутской области(Приложение №10).

Данная работа в дальнейшем может пригодиться при изучении курсов «География Иркутской области»«Окружающий мир»«История родного края», а также на классных часах и других внеклассных мероприятиях.

Конспект познавательного занятия «Любимый Иркутск — середина земли»

Конспект познавательного занятия на тему

«Любимый Иркутск – середина земли»

Цель: формирование патриотических чувств, воспитание любви к родному городу.

Задачи:

• Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего города;

• Формировать у детей понятие «малая Родина»;

• Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость за свою

• Активизировать словарь (дремучий лес, казаки, острог, рубленая изба, бревенчатая изба, сторожевая башня, старина, кров, купец, новостройки).

• Развивать интерес к изучению родного города, умение делать выводы.

Оборудование:

Глобус, карта, иллюстрации с изображением Иркутского острога, фотографии города.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы живем с вами на планете?

ДетиЗемля.

Воспитатель: Как мы с вами знаем на нашей планете шесть частей света (перечисляет вместе с детьми) – Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. Мы живем в Евразии (показывает). Страна наша называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Раз мы родились и живем в России, то мы кто?

Дети: Россияне.

У каждой страны есть главный город – столица. Как называется столица России?

Дети: Москва.

А мы живем далеко от Москвы, в городе Иркутске. Как нас можно назвать?

ДетиИркутяне.

Воспитатель, подойдя к карте – схеме: это карта нашего города. У Иркутска есть свой флаг и герб. Герб – это отличительный знак города. На гербе Иркутска, изображен бабр, несущий в зубах соболя. Бабр – это тигр, обитавший в иркутских лесах давным-давно, в XVI-XVII веках. Он олицетворял мудрость, могущество и великодушие, а соболь – символ богатства Сибири.

Город наш старинный. Много лет назад на месте Иркутска шумел дремучий лес, где водились звери и птицы, в реках было много рыбы.

И вот летом 1661г. казак Яков Похабов с дружиной казаков поставили на берегу Ангары острог.

Острог – это деревянная крепость, обнесенная со всех сторон высокой стеной. Избы в нем были деревянные, рубленные. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей) Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идет ли неприятель?

А еще у русских людей был обычай: там, где заложен острог, строить церкви. В Иркутском остроге тоже срубили церковь и назвали ее Спасской.

Так, более трехсот лет назад, родился наш город. Как и полагается, новорожденный острог быстро рос. Ведь Иркутск, стоял на развилке дорог. Здесь останавливались и пешие и конныеземлепроходцы и купцы, дипломаты и путешественники.

В 1686 г. Иркутск получил статус города, ему присвоили герб и выдали городскую печать. С этого времени начинается развитие нашего города, как промышленного и торгового центра. На речке Кая ставится государева мельница. На берегах Ангары плотники строят лодки, варят смолу, а на берегу Иркута каменщики вытесывают из песчаника жернова для мельниц и каменные плиты для фундамента первых кирпичных сооружений. Для строительства, как мы знаем, нужен кирпич, и под острожной стеной ставится кирпичный заводик.

Так постепенно город рос и развивался. В XVIII веке в городе появляются каменные особняки купцов Солдатовых, Трапезниковых, Сибиряковых. До этого времени все дома в Иркутске были деревянными. Главным строительным материалом были сосна и лиственница. А так как все строения были деревянные, то часто случались пожары. Самый страшный и беспощадный пожар случился 22 июня 1879 года. За несколько часов тысячи людей остались без крова, в огне погибли исторические ценности и редкие книги.

Город долго и тяжело поднимался после пожара. Жить людям было негде, они копали временные землянки. Многих приютили у себя крестьяне из соседних деревень. Срочно закупали лес для новостроек. На базаре были установлены котлы, где готовили горячую пищу для бедняков.

В помощь погорельцам иркутские купцы жертвовали деньги. Помогали Иркутску и другие города. Город восстановили, он стал больше и краше.

Так появился, жил и рос наш Иркутск. Сейчас облик вид нашего города неузнаваемо изменился. Он вырос не только в ширь, но и в высь. В Иркутске много зеленых скверов и улиц, в жилых микрорайонах выросли многоэтажные дома. На реке Ангаре построена ГЭС. Для связи отдельных частей города разделенных реками Ангарой и Иркутом, построены мосты.

Иркутск сегодня – это важный транспортный узел. В городе несколько железнодорожных станций, речной порт на Ангаре. От нашего города расходятся во всех направлениях автодороги, а иркутский аэропорт – один из крупнейших в России.

В конце занятия проводится викторина.

Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы. За правильный ответ команде вручается фишка, выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Вопросы викторины:

1. Как называют жителей нашей страны?

2. Как называют жителей нашего города?

3. Назови улицу, на которой находится наш детский сад.

4. Назови остановку автобуса рядом с твоим домом.

5. Назови номер своего дома.

6. Сколько этажей в твоем доме?

7. Как зовут твоих родителей?

8. Назови ближайший крупный магазин около твоего дома.

9. Какое дерево всегда зеленое?

10. Сколько лет нашему городу?

Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Деревянная сказкаЗнакомство с искусством резьбы

по дереву»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с деревянным зодчеством города ИркутскаПознакомить с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу.

Дать знания о многообразии элементов деревянных узоров, основанных на изображении цветка и листка.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к историческим памятникам архитектуры родного города.

Активизация словаря: орнамент (рисунок, резьба (пропильная, рельефная, зодчий, розетка, лобзик.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с деревянными домами,

изготовление бревен (бумажных) для макетов старинных домов; целевая прогулка по ближайшему району «Дома, в которых мы живем».

Оборудование и материалы:

Фото и иллюстрации с изображением деревянных домов,

аудиозапись песни про Иркутск, модель дома с элементами

узоров на окнах и без узоров на карнизе дома, трафареты узоров для изготовления орнамента, материал для аппликации.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стих - е:

Где зеленой тучей тополя

Застилают неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясными солнцем начал разговор:

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый,- шепчет солнышко,- хорош,

Не могу обидеть никого,

А где ты родился и растешь,

Там дружок, прекраснее всего.

Вопросы к детям:

- Как называется наш родной город?

- За что вы любите свой город?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей нашего родного города Иркутска, с его незабываемой стариной и деревянным зодчеством. Посмотрите на замечательные снимки деревянных домов, которым уже больше сотни лет. С любовью украшали хозяева свои деревянные дома затейливой резьбой. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

2. Рассказ воспитателя о деревянной резьбе и о мастерах,

которые её делали. Показ иллюстраций с элементами разных узоров.

- С самого основания – Иркутск называли «рубленным городом». Таковым он был в течение нескольких столетий.

Неповторимое впечатление определялось его деревянным зодчеством. У нас еще сохранились деревянные кружева на иркутских домах, которые безропотно хранят историю веков. Мы постоянно восхищаемся искусством безвестных мастеров резьбы по дереву.

Мастера делали по шаблонам – пропильную резьбу: на доску по трафарету наносили узор, в нужных местах просверливались дырочки и по рисунку при помощи узкой

лучковой пилы (лобзика) эти отверстия соединялись в нужный орнамент. Эту резьбу мог выполнить всякий, кто владел пилой. А рельефную резьбу – только мастер.

Мастера по дереву украшали орнаментом наличники окон,

карнизы и крыши домов. Украшая дома мастера всегда подражали природе. Они создавали детали орнамента в виде пышных букетов цветов – ирисов, тюльпанов, гладиолусов, колокольчиков.

Иногда мастера применяли в работе все три типа резьбы:

рельефную, накладную и сквозную. И это создавало впечатление особой пышности и богатства.

Благодаря работе мастеров у нас сохранились старинные дома с деревянными узорами. Это памятники архитектуры и их нужно охранять и беречь. Каждый человек – и взрослый

и малыш – должен знать и ценить свою культуру, уважать свое прошлое.

Мы так много узнали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

«Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит- лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают».

3. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Что забыл мастер?» Показ модели дома с украшенным окном, но без недостающих узоров на крыше и карнизе дома.

- Дети, что забыл сделать мастер? (ответы детей)

- Давайте поможем мастеру украсить дом орнаментом.

Дети обводят трафареты и вырезают узоры для крыши и карниза дома, коллективно украшают модель деревянного дома. По окончанию работы рассмотреть готовый дом и повторить название частей дома которые украшали (крыша, карниз, наличники, ставни, элементы узоров (листочки, бутоны цветов, дуги).

Прослушивание аудиозаписи песни про Иркутск.

4. Итог занятия.

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска.

История строительства деревянных домов».

Задачи:

Познакомить детей с искусством деревянного зодчества

родного города Иркутска. Дать представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов.

Показать характерные и отличительные особенности деревянных строений (бревна, кровля, крыша, ставни на окнах, резные столбы, крыльцо, перила, фасад дома, конек)

Прививать любовь и уважение к народным ценностям своего родного города.

Предварительная работа:

Целевая прогулка «Дома в которых мы живем».

Конструирование домов из конструктора.

Свободное рисование эскизов домов.

Чтение художественной литературы: сказки –

«Теремок»«Заюшкина избушка»«Три поросенка».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации разных домов (кирпичные, деревянные, панельные); репродукция картин И. Шишкина «Лес с горы» или «Зима»; рабочая тетрадь «как жили люди на Руси»; репродукции старого города Иркутска.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает вопросы детям:

- В каком городе вы живете?

- Что интересного есть у нас в городе?

- Докажите, что вы живете в городе, а не в деревне?

- Какие дома стоят на улицах города?

- Какие части дома вы знаете? (стены, окна, двери,

двери, балконы)

Проводим игру «Четвертый лишний» по картинкам

(многоэтажные дома и одноэтажные, жилые дома и магазин, современные дома и деревянные дома)

2. ТРИЗ «Хорошо-плохо»

про деревянный дом - ПЛОХО : трудоемкая работа, может сгореть или сгнить,

всегда нужны дрова.

ХОРОШО: экологически чистый, доступный материал

(много леса, красивые деревянные узоры.

Рассказ воспитателя о строительстве деревянных домов :

- Лесов в Сибири всегда было много, поэтому изначально дома в Иркутске строили из дерева – «рубили срубы»,

«строили избы». Избы ставили из толстых бревен с помощью топора.

- Как вы думаете, какие деревья выбирали для строительства дома(предположения детей)

- Для строительства выбирали ель и сосну, потому что древесина у них крепкая, надежная. (показ картин И. Шишкина). Дома строили большие для большой семьи.

Наши предки считали «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали мастеров

(плотников). Их главным инструментом был топор.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней,

украшали кровлю, ставни, наличники на окнах.

(выставить картинки с деревянным домом и его частями)

воспитатель продолжает рассказ с показом.

- Как же строили дома, с чего начинали и как все делали?

Давайте поиграем, отдохнем и продолжим наш разговор про дома с новыми силами. (физминутка)

- Для дома сначала заготавливали бревна: рубили деревья,

очищали их от коры и сучьев. Потом прикладывали бревнышко к бревнышку – возводили стены. Для крыши-

доски чесали топором. Два ската крыши сверху соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конек. Скаты крыши напоминали крылья, а окна-

глаза дома. Над окнами крепились резные козырьки – наличники с резными ставнями. Как правило с южной стороны дома ставилось крыльцо. Его поддерживали резные столбы. Все крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки, для удобства делались перила. Люди называли крыльцо – «распахнутые руки дома», оно связывало его с улицей и соседями.

Русская изба действительно очень красивая. (показ макета

деревянного дома).

Стоит перед нами рубленая изба,

Светится на солнце.

- Сколько в ней красоты! Как талантливо все придумано и хитро сделано!

3. - Давайте вместе попробуем построить русскую избу,

я предлагаю вам научиться изготавливать части сруба – бревна- из бумаги. Эта работа очень трудоемкая и требует ловкости ваших пальчиков, давайте разомнем их.

(пальчиковая гимнастика)

Работа детей по изготовлению бревен (бумажные трубочки)

Обматывание на карандаши и приклеивание.

4. Итог занятия: что мы нового узнали? Что научились делать? Что интересного запомнили? Как продолжим строить дом из приготовленных бревен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД в средней группе "Природа родного города Иркутск"

Нашему городу в 2016 году исполняется 355 лет! Приобщение детей к истории и природе родного города - одно из приорететных направлений в работе в этом году!...

Конспект занятия по развитию речи :"Мой родной город -Иркутск".

На занятии расширяется и активизируется словарный запас по лексической теме "Мой родной город- Иркутск"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Мой родной город - Иркутск"

Учить детей средней группы составлять творческий рассказ о родном городе, закрепить знания детей о родном городе....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Мой родной город Иркутск» подготовительная группа.

ull;            Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Воспита...

Конспект по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «История родного города Иркутска»

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города.Задачи: Познакомить детей с историей возникновения родного города, с его до...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе с ТНР по теме: «Мой родной город – Иркутск!»

Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через расширение и углубление знаний о родном городе Иркутске, его истории, символике, достопримечательностях....

Консультация для родителей Знакомим детей с родным городом Иркутском

Пусть ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому, которое, казалось бы, давно ему известно....