Проект "Перелётные и зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Каргина Виктория Борисовна
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx224.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://28176.maam.ru/upload/maps/news682072/proekt-pticy_7e5i4.docx

Краткосрочный проект «Перелетные и зимующие птицы»

            (подготовительная группа)

C:\Users\Slai\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20241219_105837.jpg

Проблема: в процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.

Тема проекта: "Перелетные и зимующие птицы" выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят пользу людям и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о перелетных и зимующих птицах, их повадках и бразе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Формировать представление о жизни зимующих и перелетных птицах можно с помощью разных видах деятельности, но предпочтительно организовывать эту работу с помощью педагогической технологии «Метод проектов». Данная технология является актуальной, так как позволяет детям принять участие в разные виды деятельности по реализации проекта, как бы «прожить» одну тему комплексно. Также «Метод проектов» позволяет включить родителей в активную деятельность, сделать их участниками образовательного проекта.

Актуальность:  в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: создать условия для формирования расширения представлений об особенностях жизни перелётных и зимующих птиц.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах родного края.
  • Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их.
  • Учить анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Расширять знания о правильной подкормке птиц в зимний период.
  • Дать представление о значении птиц для окружающей природы.

Развивающие:

  • Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
  • Развивать  познавательную активность.
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
  • Развивать и обогащать словарный запас по теме проекта.
  • Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.

Воспитательные:

желание заботиться о птицах в зимний период.

Новизна: комплексный Прививать любовь и бережное отношение к пернатым.

Формировать подход к теме проекта вызовет интерес у детей к различным видам деятельности, что в свою очередь способствует развитию речи, умению работать самостоятельно и в коллективе.

Вид проекта: групповой, познавательно - информационный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный  

Срок реализации проекта: декабрь 2 недели 2024г.


Ожидаемые результаты проекта:

В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам.

Классифицируют птиц на перелетных и зимующих.

Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы о птицах.

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой)

Материалы и оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, слайды, видеофильмы, книги и энциклопедии.

Принципы реализации проекта:

Принцип учета возрастных особенностей;

Принцип научности;

Принцип доступности изучаемого материала;

Принцип интегративности.

Методы и приемы:

НОД, ООД;

Игры (дидактические, подвижные).

Чтение художественной литературы.

Целевые прогулки.

Трудовая деятельность.

Наблюдения.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

- определение проблемы и актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение технологий, форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Вид деятельности

Форма организации

Физическое развитие

Двигательная

1.     Подвижные игры:

«Коршун и наседка»

«Перелет птиц»

«Цапля на болоте»

 «Лиса и куры»

«Совушка»

«Птички и кошка»  "Гуси- лебеди", "Птички в гнездышках", "Воробьи и ястреб".

Физкультминутки:

«Перелетные птицы «,

«Скачет шустрая синица», 

« Птицы»,»Снегери».

1.     Дыхательная гимнастика: «Журавли», «Птички полетели», «Кукушка», «Дятел»

2.     Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка», «Птичья кормушка», «Сел на ветку снегирек»

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

1. Дидактические игры : "Чей след?", "Кто как поет?", "Узнай по описанию", "Четвертый лишний", "Кого не стало", "Кто лишний", "Чей хвост?", "Кому какой корм?", "Перелетные и зимующие птицы", "Назови ласково". 2.Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

«Покорми птиц»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

1.     Рисование  «Синичка» https://nsportal.ru/kargina-viktoriya

2.     Аппликация.  «Снегири на ветке» 

https://nsportal.ru/kargina-viktoriya

3.     Лепка с помощью природного материала «Птичка». https://nsportal.ru/kargina-viktoriya

Музыкально-художественная

Слушание «Пение птиц», «Птичьи голоса»

Восприятие художественной литературы и фольклора

1. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы– по теме проекта

Конструирование

 конструирование «Птичка», «Кормушка для птиц»

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская

1.НОД «Перелетные и зимующие птицы»

2."Покормите птиц зимой!"

3.Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц.

4.Просмотр презентаций «Перелетные и зимующие птицы»

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседы:

«Птицы родного края»

«Зимующие, перелетные птицы»

«Птицы наши друзья»

«Что ты знаешь о птицах»

«Чем питаются птицы зимой?»

 «Пернатые помощники»

 

Словесные игры:

Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.

Разучивание стихотворений: Н. Рубцов "Воробей", А. Барто " Свиристели", А. Прокофьев "Снегири", А. Яшин "Покормите птиц зимой!";

   

 

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

к совместной работе с детьми и воспитателем.

Конкурс «к изготовлению кормушек для зимующих птиц (повесить во дворе детского сада)

Изготовление угощений для птиц

Закрепить знания детей о птицах

Совместно с детьми найти зимующих и перелетных птиц в журналах, интернет ресурсах.

Пропагандировать родителей к заботливому отношению к птицам

Консультации в информационный уголок:

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». https://28176.maam.ru/upload/maps/news682070/konsultacija-kak-i-ischego-mozhno-sdelat-kormushku_7e5i4.docx

 

3 этап: заключительный (обобщающий)

Результат проекта:

1) Выставки детских работ.

2). Изготовление кормушек для птиц.

3) изготовление родителями угощения для птиц

Вывод:

Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.

На протяжении реализации проекта «Зимующие и перелетные птицы» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.

Литература:

  1. Беме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. С. 126.
  2. Зверева-Адреевская Е.Г., Монтазери О.Н., Игошина М.А. , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
  3. Киреева Л.Г., Бережнова С.В.  «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель» , Волгоград 2008г.
  4. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
  6. Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
  7. "Энциклопедия для детей", изд. "Аванта+", Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...