Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Озеро Байкал»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Некрасова Лилия  Валерьевна

Познакомить с уникальностью озера Байкал, дать знания о подводном мире озера Байкал.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия

по познавательному развитию в средней группе

 «Озеро Байкал»

                                   

Фотообои ОЛЬХОН БАЙКАЛ 392*260 см в Омске - купить в центре модных обоев KOLESNIKOFF.


                                                                                                               Воспитатель: Некрасова Л.В.
Северобайкальск  2024

Цель: Познакомить с уникальностью озера Байкал, дать знания о подводном мире озера Байкал.

Задачи: Познакомить с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями. Закреплять знания о рыбах озера Байкал. Расширять представления детей о природе и богатстве родного края. Формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал. Закреплять умение считать до 5, соотносить количество с числом. Совершенствовать знания о свойствах воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования. Формировать умение разрешать противоречия, изобретать, размышлять. Активизировать словарь детей: голомянка, хариус, осетр, нерпа, белек Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту Байкала.

Оборудование: мультимедийный проектор слайд-фильм «Путешествие по Байкалу»,2 стакана с водой, камешки , земля, рыбки из песка.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, беседы о озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Ребята, кто  мне скажет  как  называется  наш город ?

Ответы детей.  Правильно - Северобайкальск . А как вы думаете почему наш  город  получил такое название? Правильно строители построили наш город на берегу большого озера,  которое называется  Байкал

сегодня мы с вами отправимся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро? Правильно, Байкал! Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда отправляемся в путь.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До Байкала  доехали                        (дети иметируют движения)
Давайте закроем глазки и послушаем, как шумит вода в озере. (Звучит шум воды). Откройте глаза и произнесите слово Родина
.

-Когда человек произносит слово Родина, в его голове рождается образ самого родного места, где он был. Оно имеет огромное значение для него, где бы вы ни жили в будущем, вас будет тянуть именно туда. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем  - озере Байкал.

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это – озеро Байкал
В окруженье диких скал.

Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде.

А на чем же нам отправиться в путешествие по озеру?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Давайте вместе сядем в большую лодку(корабль) и на ней поплывем по просторам священного моря (дети садятся ).

Посмотрите ребята какие рыбы живут в Байкале.

Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. (слайд 1)У омуля мелкая чешуя, крупные глаза. Он небольшого размера. Питается омуль рачками.

А это ребята Байкальский хариус (слайд 2)

- Посмотрите .У него плотная чешуя. Живет он на мелких местах с каменистым грунтом. Питается личинками и взрослыми ручейниками, веснянками, бокоплавами. Очень активная рыба, может преодолевать бурное течение реки, и даже пороги. Охотясь за летающими насекомыми, может выпрыгивать из воды.

Щука. (слайд 3)

У щуки длинное тело и большой рот. Живет щука на мелководье. Эта хищная рыба, питается  мальками других рыб. Щука выполняет роль санитара, поедая больную рыбу, освобождая водоемы от чрезмерного размножения ершей и окуня.

Окунь . Посмотрите, вот плывет окунь (СЛАЙД 4). Его можно узнать по красным плавникам.

 Байкальский окунь – одна из самых нарядных рыб! У него красные плавники и он хищник  питается маленькими мальками.

Голомянка. (слайд 5)

Что за рыбка-невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Голомянка живёт только в Байкале. Она любит холодную воду, в теплой воде они гибнет. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон

Что за зверь с усами? (нерпа)(СЛАЙД 6)

На каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Это животное может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком.

(СЛАЙД 7)

Ребята, а это что за любопытная мордочка смотрит на нас из-за камней?

В снежном логове родится,

Простудиться не боится,

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Физминутка: 

Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг.

Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Идут по кругу.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.

Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.

Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки

А пока мы с вами купались  Рыбки приготовили вам задание. 

Дидактическая игра «Считай и называй».

Сколько всего окуней? (5 окуней)

Сколько всего омулей? (3 омуля)

Сколько голомянок? (2 голомянки)

Сколько щук? (1 щука)

Сколько нерп? (4 нерпы)

Ребята, как вы думаете, какая вода в Байкале? Что может делать вода? (Течь, бежать, капать, журчать, выпиваться.) А какая вода нужна нашим рыбкам? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Давайте убедимся, что в нашем озере самая чистая и прозрачная вода.

ОПЫТ №1

На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.

Воспитатель опускает в первый стакан землю, перемешивает. Ребята, что произошло с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно (воспитатель опускает камешки в воду). А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать об этом стакане с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель спрашивает, какая вода в первом стакане? (грязная)

А во втором стакане, какая вода? (чистая, прозрачная) Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая становится вода? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Ребята, чтобы вода в озере оставалась такой чистой, как мы должны относиться к ней? (не загрязнять, не бросать мусор, стекло). Правильно, беречь!

Есть такое озеро,

Озеро – Байкал.

Все в него влюбляются,

Кто хоть раз бывал.

 

Озеро глубокое,

озеро могучее.

В ясный день – спокойное,

А в грозу – кипучее.

 

Окружают озеро

Горы и леса,

Сверху отражаются

В водах небеса.

 

Есть такое озеро,

Хорошо что есть!

Нерпы, рыбы в озере

Никому не счесть!

 

Чудные растения,

Чудные леса,

Чудные животные,

Чудо-небеса!

 

Мы с тобою, озеро,

Встретимся опять,

Будем любоваться,

Будем отдыхать

Тот, кто хоть раз бывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной Сибирской природой. Хорошо подышать чистым воздухом, испить студеной байкальской воды. Это уникальное творение природы, гордость России.

Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».

Мы замечательно попутешествовали, увидели много красивых рыб. Давайте на память нашем путешествии слепим из пластилина  нерпёнка А нам пора возвращаться в детский сад (плывем назад).

Итог: На каком озере мы сегодня побывали. Байкалу. Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что вы еще хотели бы узнать об обитателях озера Байкал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте".

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе  "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте"....