Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе "Дикие животные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дикие животные леса»

Цель: расширить представления детей о диких животных.
Задачи:

Образовательные:

учить различать животных по питанию;

учить решать проблемные задачи.

совершенствовать речь – доказательство, объяснительную речь.

Развивающие:

развивать мышление: умение обобщать, классифицировать, выделять основные признаки.

развивать воображение, внимание наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к животному миру, желание сохранить его.

Ход занятия


Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)


Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы! (Заяц)


А сейчас, внимание, очень сложная загадка
«За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала – нет ни дыма, ни пожара»? (Лиса)


Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазить. (Белка.)


Хозяин лесной, просыпается весной

 А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)


Трав копытами касаясь, Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко Рога раскинув широко. (Лось.)


Воспитатель: Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Дети: про диких животных.


Воспитатель: а почему их называют дикими?


Дети: потому что они живут в лесу.


Воспитатель: мы сейчас с вами поиграем в игру «Чьи следы?»
Дети садятся за столы и выполняют задание: Соединить линией животного и его следы.


Воспитатель: У каждого есть свой дом, как и у людей. Давайте теперь назовем жилища этих животных. Лисица – нора, медведь-берлога, белка-дупло. Волк -  Жилище волка называется логово - это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев.

Заяц – полях, лугах, лесных опушках, где есть заросли кустарника . Они живут в простых гнездах над землей, а не в норах, и обычно не живут группами.

Лось - Спят лоси, уютно укладываясь на землю, становясь при этом практически незаметными при своих внушительных размерах. Даже огромные рога гармонично вписываются в обстановку – их легко можно спутать с корнями упавшего дерева. Взрослые лоси предпочитают уединенный образ жизни, реже живут небольшими группами по 3–4 особи.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Животные и их детеныши»
Проводится дидактическая игра «Животные и их детеныши» с мячом. (Дети выбирают ведущего, который называет зверя, бросает мяч любому ребенку, ребенок ловит мяч, бросая его ведущему, отвечает, как называют его детенышей.)

Лиса – лисенок

Волк – волчонок (иногда называют щенками, когда совсем маленькие)

Медведь – медвежонок

Лось – лосенок (иногда называют теленок, когда совсем маленький)

Белка - бельчонок

Заяц - зайчонок

Посмотрите на эти картины (волк и лиса), как можно назвать этих животных одним словом по способу питания - хищные

Хищные животные (хищники) – питаются другими животными (волки, лисы)

Волк искусный охотник – охотится на оленей, лосей, полевок. Взрослому зверю нужно 2 кг. мяса в день.

Хищников всегда меньше, чем травоядных . Но без них природа не может обойтись. Хищники съедают в основном больных и ослабленных животных. Без них быстро бы распространялись болезни, и животные погибали бы. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать.

Лиса охотится на зайцев, но чаще всего на мышей.

Если посмотреть на зубы хищников, то можно заметить, что они острые, клыки хорошо развитые. Когти у хищников тоже длинные и острые.  А еще хищникам нужно быстро бегать, поэтому лапы у них мощные и широкие.

Посмотрите на эти картины (лось, заяц), как можно назвать этих животных одним словом - растительноядные (травоядные)  

Растительноядные (травоядные)  - животные, которые питаются растительной пищей (лоси, олени, зайцы)

Травоядные выглядят по-другому чем хищники. Зубы у них служат для перетирания пищи, язык длинный, чтобы срывать траву и листья. Крупные мясистые губы помогают травоядным не выронить еду изо рта. А еще этим животным нужна защита от хищников, у некоторых для этого есть рога и копыта. Они быстро бегают.

Всеядные животные – едят и растительную и живую пищу (бурый медведь – ягоды, орехи, корни растений, насекомых, рыбу, мышей, зайцев, может охотиться на косуль)

Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Поделимся на две команды. Одна команда – травоядные, вторая – хищники.
(Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом.


Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Потягивания)
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
Вот идет лиса по лесу 
(Изображают походку лисы)
Кто там скачет интересно? 
(Встают на носочки, вытягивают шею)
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос. 
(Повороты вправо и влево, всматриваются)
Но зайчата быстро скачут 
(Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают! 
(Изображают силачей)
И зайчишки убегают. (
Бег на месте)
Вот голодная лисичка 
(Поглаживают живот)
Грустно смотрит в небеса. 
(Подтягиваются на носочках)
Тяжело вздыхает, 
(Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. 
(Присаживаются на стульчики)


Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.)

У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).

Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.

Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

Свою берлогу 
медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

Воспитатель: давайте поиграем в игру, которая называется «Путаница», вам надо назвать того, кто не является диким животным:
1. лошадь, ёж, лиса, 
2. медведь, корова, лось, 
3. кабан, собака, волк,
4. кошка, медведь, заяц,
5. лошадь, олень, косуля,
6. белка, коза, лиса,
7. свинья, волк, медведь

Рефлексия. 

Ребята, давайте вспомним про каких  животных мы с вами сегодня говорили? (заяц, волк, медведь, лиса, белка, лось

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Понравилось вам занятие?  Что больше всего вам понравилось (запомнилось)?

Что вы сможете рассказать своим родителям о диких животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Поможем бабушке (Анна апай) найти домашних животных» с применением ИКТ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1»      Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной  гр...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Домашние животные"

На занятиии мы продолжим знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека; будем развивать познавательную активность, сп...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме: «Домашние животные»

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме:  «Домашние животные» Цель: систематизировать представления детей о домашних животных. Образовательные...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме: «Домашние животные»

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме:  «Домашние животные» Цель: систематизировать представления детей о домашних животных. Образовательные...