НОД " Самарская Лука"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с природой родного края | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Белущенко Даниела Евгеньевна
Грабатюк Ирина Вячеславовна
ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска Самарской области СП «Детский сад «Василек»
Непосредственно образовательная деятельность по социально- коммуникативному развитию в средней группе
Тема: " Путешествие по Самарской Луке "
Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки.
Задачи:
- познакомить детей с эмблемой и талисманом Самарской Луки;
- обобщить и расширить знания детей о природных памятниках Самарской Луки;
- закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской Луки;
- закрепить правила поведения в природе;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- развивать творческие способности, самостоятельность, связную речь;
- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: просмотр презентации о Самарской Луке; познавательные беседы о национальном парке и Жигулевском заповеднике, о растениях и животных заповедника; чтение легенд о родном крае; рассматривание Красной книги Самарской области; изготовление природоохранных знаков; рисование по теме.
Материалы и оборудование: карта Самарской Луки, мультимедийная презентация, шапочки животных,природоохранные знаки, круги (красный и зеленый по количеству детей), иллюстрации с достопримечательностями Самарской Луки.
Ход занятия
Слайд 1(фото Самарской области)
- Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.
Самарский край ты наш родной!
Просторы средней Волги.
Гордимся мы своей страной,
Одни у нас дороги.
Для нас Самарская Лука –
Священная природа.
Мы чтим истории века
Российского народа.
И Волга наша для души
Течет в безбрежной дали.
Мы в жизни главное свершим,
Чтоб дети процветали.
- О чем это стихотворение, ребята?
(Ответы детей)
- Верно. Я приглашаю вас совершить путешествие по Самарской Луке. Собираемся в путь (имитация движений)
Надеваем мы штаны –
Удивительной длины!
Надеваем кофту, шляпу,
Куртку, сапоги –
Вот такой вот ширины!
Собираем рюкзачок –
Наш отряд идти готов!
- Итак, все готовы. В путь!
(Дети по музыку проходят по залу и останавливаются напротив экрана)
- Самарская область расположена в среднем течении реки Волги. Природа Самарской области очень интересна и своеобразна. Волга делит ее на Правый и Левый берег. Левый берег низкий и простирается от реки Волги до реки Кондурчи. А вот по правому берегу расположилось одно из красивейших мест нашего края - Жигулевские горы. Посмотрите, как они прекрасны!
Слайд 2
Жигулевские горы покрыты лесами. В основном липовые, кленовые и осиновые леса, а также растут сосновые боры.
Слайд 3
Национальный парк «Самарская Лука»
Территория Самарской Луки названа «Лукой» потому, что здесь Волга делает излучину, огибая Жигулевские горы. По одной из легенд Самарская Лука образовалась из-за того, что Волга схитрила, «слукавила», обманула Жигули и убежала к Каспию.
Для того, чтобы сохранить такую красоту, её необходимо беречь. Поэтому в Жигулевских горах было принято расположить заповедник,который охраняется государством. Давайте полюбуемся на животный и растительный мир Жигулей.
- Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто не охранял?
(ответы детей)
- Молодцы. Проходите на стулья.
(Дети садятся на стулья,поставленные полукругом напротив экрана)
- Самарская Лука – один из уникальных и красивейших уголков России. Посмотрите, какая красота.
Слайд 4-6(демонстрация картин гор, пещер, природы).
Жигулевские горы считаются достаточно молодыми. И они постоянно растут. Национальный парк богат многочисленными природными памятниками.
Слайд 7
Особенно знамениты и красивы в горах курганы. Давайте полюбуемся ими.
Молодецкий курган – визитная карточка Жигулевских гор.
Царев курган – по легенде, царь Петр 1 во время похода побывал в этом месте и собственноручно на вершине кургана установил крест, от чего и пошло царское название горы.
Слайд 8
Каменная Чаша – памятник природы.Что это за памятник природы? (ответыдетей)
Один из старейших источников Жигулевских гор. Люди считают его священным. Говорят, что вода его обладает силой исцеления от многих болезней, дает здоровье и наделяет людей энергией
Слайд 9
Гора Стрельная на которой, по преданию располагался дозорный пост «вольных людей». Отсюда они якобы просматривали течение Волги на сорок верст и кострами передавали скрывавшимся за островами разбойничьим стругам весть о приближении купеческих караванов .
Пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.
(Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
- В Самарской Луке много редких растений и животных, которые нигде больше не встретишь. А какие красивые встречаются места! И, чтобы все это сохранить, люди сделали Самарскую Луку национальным парком.
Давайте полюбуемся на обитателей парка, отгадаем загадки.
После ответа детей на экране появляется картинка-отгадка.
Слайды 10-13
Белый низ, зеленый верх –
В летней роще краше всех.
На стволах полоски,
Хороши …
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? …
Прямо с ёлки на пенек
Прыгнул рыжий огонек.
А потом на ствол ольхи
Подскочил прыжком лихим...
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный...
Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать ее опасно, укусит, ясно?
Люблю я капустку, люблю я морковку.
Я бегаю быстро и прыгаю ловко.
У него рога ветвистые, да копыта быстрые.
Головой качая он, задевает небосклон
Кто на елке на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку...
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит
Днем спит, а ночью летает.
На лету хватает мошек,
Хвостик – тонкие косицы,
Предсказать погоду может,
Вам знакома эта птица.
- Все загадки отгадали. Это только часть растений и животных, которые есть в национальном парке.
Слайд 14.
У Самарской Луки есть своя эмблема. Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду. А верхняя (зеленая) – горы. А талисманом национального парка выбрали лисицу.
Это одно из самых распространенных и типтчных животных Самарской Луки. В русских народных сказках лис называли лукавыми, и национальный парк расположен на Луке, называемой Самарской. Так же и Волга в этом месте "слукавила", обогнула полуостров и сбежала к Каспию (мы с вами читали эту легенда). Лисы очень интересные животные. Про них написано много сказок. А какие сказки вы знаете?
Речевая игра «Подбери слово»(дети подбирают слова-характеристики к слову «лиса»)
Слайд 15 (лисы)
- Сейчас ребята прочтут нам стихотворение о талисмане Самарской Луки. (Дети выходят на середину зала, читают стихотворение)
1 реб.Рассвет окрасил небеса.
От сна очнулись горы.
Вновь Жигулевские леса
Я обхожу дозором.
2 реб.Я сказочный веселый лис,
Бываю в меру строгим.
Я охраняю здешний лес,
Тропинки и дороги.
3 реб.Храню от разных бед зверей,
Деревья от пожара –
Ведь талисманом Жигулей
Зовут меня недаром.
4 реб.Я умный, добрый и смешной,
Я много сказок знаю,
И всех друзей пройтись со мной
По лесу приглашаю.
- Вот такой добрый талисман у Самарской Луки.
Ребята, в национальном парке есть особенное дерево.
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончике ветвей
Много-много желудей
Что это за дерево?
Слайд 16.
- Правильно. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется.
Слайды 17-19
Красивы Жигулевские горы.эта территория заповедная. В реликтовых лесах водится много животных. Здесь водится много хищников, парнокопытных и даже рептилий. Самое крупное из животных – лось. Предлагаю поиграть.
Игра «Найди свой домик»
Дети образуют круги. В центре каждого круга – ребенок-ведущий в шапочке определенного зверя, обитающего на территории заповедника. Под музыку дети ходят по залу врассыпную (ведущие в это время меняются местами). Как только музыка смолкает дети находят своего ведущего, встают вокруг него хороводом.
–Чтобы любоваться красотой природы гор, необходимо соблюдать правила в природе.
Д/и «Природоохранные знаки»
На столе разложены знаки изображением вниз. Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту:
-нельзя мусорить в природе;
- нельзя разжигать костры;
- нельзя ломать ветки;
- нельзя охотиться на животных;
- нельзя ловить рыбу в прудах;
- нельзя вырубать лес;
- нельзя кричать, громко включать музыку;
- нельзя разорять птичьих гнезд;
- нельзя разорять муравейники;
- нельзя ловить птиц, насекомых.
- Молодцы, ребята! Верно, назвали все правила поведения в природе. Приглашаю поиграть в
«Экологический светофор».
Воспитатель раздает детям по 2 кружка (красного и зеленого цвета)
- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:
1. Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.
3. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой,
Будет этот зайка мой
4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.
5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.
7. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Не возьму его домой,
Пусть останется живой.
8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.
Молодцы! Надеюсь, что эти правила вы, ребята, запомните навсегда и будете их выполнять.
- Природу нужно беречь и охранять не только в заповедниках
Слайд 17
- Редкие и исчезающие животные и растения в нашей стране, и у нас в Самарской области занесены в специальные книги, называемые «Красными». Там виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? (Ответы детей)
Слайды 18-22 (животные, растения из Красной книги Самарской Луки)
-Вот и подошло к концу наше путешествие по родному Самарскому краю. А в заключении давайте все вместе заведем хоровод дружбы!
Звучит песня «Самара», дети заводят хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Животные Самарской Луки»
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группеТема «Животные Самарской Луки»ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯПОНЕДЕЛЬНИК Тема дня «Красная книга Самарской области»Интеграция образовательных областей: позн...
Конспект НОД на тему: "Самарская лука" Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Расширение и уточнение знаний детей о растительности и животном мире родного края...
НОД по Самарской луке
Цель: Укреплять познавательный интерес к природе родного края Самарской луки. Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального паркаИнтеграция образовательных областей: «Познавательн...
Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...
Конспект "По лесным тропинкам Самарской луки" младшая группа
Задачи:1) Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами. Дать представление о диких животных, живущих в нашем крае. Расширять знания об их внешнем виде, образе жизни. («Речевое развитие»)2) Учит...
Презентация "По лесным тропинкам Самарской Луки" младшая группа
Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к животному миру заповедника «Самарская Лука». Одним из ведущих факторов формиро...
Конспект совместной деятельности по познавательной деятельности на тему «Лось и другие звери Самарской Луки»
Конспект совместной деятельности по теме «Лось и другие звери Самарской Луки» (для детей 5-6 лет)Автор: Харитонова Н.М. Воспитатель ДОУ № 203 Вид: тематическое.Содержание деятельности детей: позн...