НОД " Самарская Лука"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

У Самарской Луки есть свои эмблема и талисман

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белущенко Даниела Евгеньевна

Грабатюк Ирина Вячеславовна

                                            ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска Самарской области СП «Детский сад «Василек»

Непосредственно образовательная деятельность по социально- коммуникативному развитию в средней группе

Тема: " Путешествие по Самарской Луке "

        Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки.

        Задачи:

  • познакомить детей с эмблемой и талисманом Самарской Луки;
  • обобщить и расширить знания детей о природных памятниках Самарской Луки;
  • закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской Луки;
  • закрепить правила поведения в природе;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • развивать творческие способности, самостоятельность, связную речь;
  • воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: просмотр презентации о Самарской Луке; познавательные беседы о национальном парке и Жигулевском заповеднике, о растениях и животных заповедника; чтение легенд о родном крае; рассматривание Красной книги Самарской области; изготовление природоохранных знаков; рисование по теме.

        Материалы и оборудование: карта Самарской Луки, мультимедийная презентация, шапочки животных,природоохранные знаки,  круги (красный и зеленый по количеству детей), иллюстрации с достопримечательностями Самарской Луки.

Ход занятия

Слайд 1(фото Самарской  области)

-  Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.

     Самарский край ты наш родной!

     Просторы средней Волги.

Гордимся мы своей страной,

     Одни у нас дороги.

     Для нас Самарская Лука –

     Священная природа.

     Мы чтим истории века

     Российского народа.

     И Волга наша для души

     Течет в безбрежной дали.

     Мы в жизни главное свершим,

       Чтоб дети процветали.

- О чем это стихотворение, ребята?

  (Ответы детей)

- Верно. Я приглашаю вас совершить путешествие по Самарской Луке. Собираемся в путь (имитация движений)

     Надеваем мы штаны –

     Удивительной длины!

     Надеваем кофту, шляпу,

     Куртку, сапоги –

     Вот такой вот ширины!

     Собираем рюкзачок –

     Наш отряд идти готов!

- Итак, все готовы. В путь!

(Дети по музыку проходят по залу и останавливаются напротив экрана)

 - Самарская область расположена в среднем течении реки Волги. Природа Самарской области очень интересна и своеобразна. Волга делит ее на Правый и Левый берег. Левый берег низкий и простирается от реки Волги до реки Кондурчи. А вот по правому берегу расположилось одно из красивейших мест нашего края - Жигулевские горы. Посмотрите, как они прекрасны!

  Слайд 2

Жигулевские горы покрыты лесами. В основном липовые, кленовые и осиновые леса, а также растут сосновые боры.

Слайд 3

  Национальный парк «Самарская Лука»

Территория Самарской Луки названа «Лукой» потому, что здесь Волга делает излучину, огибая Жигулевские горы. По одной из легенд Самарская Лука образовалась из-за того, что Волга схитрила, «слукавила», обманула Жигули и убежала к Каспию.

  Для того, чтобы сохранить такую красоту, её необходимо беречь. Поэтому в Жигулевских горах было принято расположить заповедник,который охраняется государством. Давайте полюбуемся на животный и растительный мир Жигулей.

- Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто не охранял?

(ответы детей)

- Молодцы. Проходите на стулья.

(Дети садятся на стулья,поставленные полукругом напротив экрана)

 - Самарская Лука – один из уникальных и красивейших уголков России. Посмотрите, какая красота.

Слайд 4-6(демонстрация картин гор, пещер, природы).

Жигулевские горы считаются достаточно молодыми. И они постоянно растут. Национальный парк богат многочисленными природными памятниками.

Слайд 7

Особенно знамениты и красивы в горах курганы. Давайте полюбуемся ими.

Молодецкий курган – визитная карточка Жигулевских гор.

Царев курган – по легенде, царь Петр 1 во время похода побывал в этом месте и собственноручно на вершине кургана установил крест, от чего и пошло царское название горы.

 Слайд 8

Каменная Чаша – памятник природы.Что это за памятник природы? (ответыдетей)

Один из старейших источников Жигулевских гор. Люди считают его священным. Говорят, что вода его обладает силой исцеления от многих болезней, дает здоровье и наделяет людей энергией

Слайд 9

Гора Стрельная на которой, по преданию располагался дозорный пост «вольных людей». Отсюда они якобы просматривали течение Волги на сорок верст и  кострами передавали скрывавшимся за островами разбойничьим стругам весть о приближении купеческих караванов .

Пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.

(Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)

- В Самарской Луке много редких растений и животных, которые нигде больше не встретишь. А какие красивые встречаются места! И, чтобы все это сохранить, люди сделали Самарскую Луку национальным парком.

Давайте полюбуемся на обитателей парка,  отгадаем загадки.

После ответа детей на экране появляется картинка-отгадка.

Слайды 10-13

Белый низ, зеленый верх –

В летней роще краше всех.

На стволах полоски,

Хороши …

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? …

Прямо с ёлки на пенек

Прыгнул рыжий огонек.

А потом на ствол ольхи

Подскочил прыжком лихим...

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный...

Лежит веревка, шипит плутовка.

Брать ее опасно, укусит, ясно?

Люблю я капустку, люблю я морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

У него рога ветвистые, да копыта быстрые.

Головой качая он, задевает небосклон

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку...

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит

Днем спит, а ночью летает.

На лету хватает мошек,

Хвостик – тонкие косицы,

Предсказать погоду может,

Вам знакома эта птица.

 - Все загадки отгадали. Это только часть растений и животных, которые есть в национальном парке.

Слайд 14.

У Самарской Луки есть своя эмблема. Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду. А верхняя (зеленая) – горы. А талисманом национального парка выбрали  лисицу.
Это одно из самых распространенных и типтчных животных Самарской Луки. В русских народных сказках лис называли лукавыми, и национальный парк расположен на Луке, называемой Самарской. Так же и Волга в этом месте "слукавила", обогнула полуостров и сбежала к Каспию (мы с вами читали эту легенда).  Лисы очень интересные животные. Про них написано много сказок. А какие сказки вы знаете?

        Речевая игра «Подбери слово»(дети подбирают слова-характеристики к слову «лиса»)

Слайд 15 (лисы)

  - Сейчас ребята прочтут нам стихотворение о талисмане Самарской Луки. (Дети выходят на середину зала, читают стихотворение)

1 реб.Рассвет окрасил небеса.

           От сна очнулись горы.

           Вновь Жигулевские леса

           Я обхожу дозором.

2 реб.Я сказочный веселый лис,

Бываю в меру строгим.

           Я охраняю здешний лес,

           Тропинки и дороги.

3 реб.Храню от разных бед зверей,

           Деревья от пожара –

           Ведь талисманом Жигулей

           Зовут меня недаром.

4 реб.Я умный, добрый и смешной,

           Я много сказок знаю,

           И всех друзей пройтись со мной        

           По лесу приглашаю.

  - Вот такой добрый талисман у Самарской Луки.

Ребята, в национальном парке есть особенное дерево.

   Темной он покрыт корой,

   Лист красивый, вырезной,

   А на кончике ветвей

   Много-много желудей

Что это за дерево?

Слайд  16.

- Правильно. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется.

Слайды 17-19

  Красивы Жигулевские горы.эта территория заповедная. В реликтовых лесах водится много животных. Здесь водится много  хищников, парнокопытных и даже рептилий. Самое крупное из животных – лось. Предлагаю поиграть.

Игра «Найди свой домик»

Дети образуют круги. В центре каждого круга – ребенок-ведущий в шапочке определенного зверя, обитающего на  территории заповедника. Под музыку дети ходят по залу врассыпную (ведущие в это время меняются местами). Как только музыка смолкает дети находят своего ведущего, встают вокруг него хороводом.

–Чтобы любоваться красотой природы гор, необходимо соблюдать правила в природе.

Д/и «Природоохранные знаки»

   На столе разложены знаки изображением вниз. Ребенок берет карточку – знак,  рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту:

 -нельзя мусорить в  природе;

- нельзя разжигать костры;

- нельзя ломать ветки;

- нельзя охотиться на животных;

- нельзя ловить рыбу в прудах;

- нельзя вырубать лес;

- нельзя кричать, громко включать музыку;

- нельзя разорять птичьих гнезд;

- нельзя разорять муравейники;

- нельзя ловить птиц, насекомых.

  - Молодцы, ребята! Верно, назвали все правила поведения в природе. Приглашаю поиграть в

 «Экологический светофор».

Воспитатель раздает детям по 2 кружка (красного и зеленого цвета)

- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:

1. Я кузнечика ловил,

    В банку с травкой посадил.

    Пусть покажет, как трещит,

    Как усами шевелит.

2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.

3. В лес зеленый я пойду,

    Зайку серого найду.

    Принесу его домой,

    Будет этот зайка мой

4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.

5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.

6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.

7. В лес зеленый я пойду,

    Зайку серого найду.

    Не возьму его домой,

    Пусть останется живой.

8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.

Молодцы!  Надеюсь, что эти правила вы, ребята, запомните навсегда и будете их выполнять.

- Природу нужно беречь и охранять не только в заповедниках

Слайд 17

- Редкие и исчезающие животные и растения в нашей стране, и у нас в Самарской области занесены в специальные книги, называемые «Красными». Там  виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? (Ответы детей)

Слайды 18-22 (животные, растения из Красной книги Самарской Луки)

-Вот и подошло к концу наше путешествие по родному Самарскому краю. А в заключении давайте все вместе заведем хоровод дружбы!

Звучит песня «Самара», дети заводят хоровод.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Животные Самарской Луки»

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группеТема «Животные Самарской Луки»ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯПОНЕДЕЛЬНИК Тема дня «Красная книга Самарской области»Интеграция образовательных областей: позн...

Конспект НОД на тему: "Самарская лука" Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

Расширение и уточнение знаний детей о растительности и животном мире родного края...

НОД по Самарской луке

Цель:  Укреплять познавательный интерес к природе родного края  Самарской луки. Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального паркаИнтеграция образовательных областей: «Познавательн...

Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Конспект "По лесным тропинкам Самарской луки" младшая группа

Задачи:1) Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами. Дать представление о диких животных, живущих в нашем крае. Расширять знания об их внешнем виде, образе жизни. («Речевое развитие»)2) Учит...

Презентация "По лесным тропинкам Самарской Луки" младшая группа

„Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к животному миру заповедника «Самарская Лука». Одним из ведущих факторов формиро...

Конспект совместной деятельности по познавательной деятельности на тему «Лось и другие звери Самарской Луки»

Конспект совместной деятельности по теме «Лось и другие звери Самарской Луки» (для детей 5-6 лет)Автор: Харитонова Н.М. Воспитатель ДОУ № 203 Вид: тематическое.Содержание деятельности детей: позн...