Конспект ООД по образовательной области познавательного развития в старшей группе «Экскурсия в музей стеклянных предметов»
план-конспект занятия по окружающему миру

Иванова Наталья Геннадьевна

    Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое  развитие.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ood_ekskursiya_v_muzey_steklyannyh_predmetov.docx433.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»

Воспитатель: Наталья Геннадьевна Иванова

https://img.tourister.ru/files/1/8/1/1/3/7/3/6/original.jpg

п. Междуреченский 2022 г. 


Конспект ООД по образовательной области

познавательного развития  в старшей группе

«Экскурсия в музей стеклянных предметов»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое  развитие.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.

Программное содержание:

Задачи:

1. Обучающие:

- Познакомить детей с историей возникновения стекла, с профессией взрослых - стеклодув; с заводом, где изготавливают предметы из стекла.

- Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом. 

- Сформировать знания о значении стекла в жизни человека.

2. Развивающие:  

- Развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом.

- Развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы.

- Развивать умение обследовать предмет.

- Расширять словарный запас детей, развивать слуховое внимание.

3. Воспитывающие: 

- Воспитывать бережное обращение с предметами из стекла.

- Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом.

- Воспитывать умение выслушивать товарища.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.

Структура ООД и хронометраж (длительность ООД для детей старшей группы по СанПиН – 25 минут): 

  1. Организационный этап - 5 минут.
  2. Основной этап - 18 минуты.
  3. Организационно-заключительный этап 2 минуты.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательский, коммуникативный, игровой, продуктивный.

Дидактические принципы: принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и посильности, принцип актуализации знаний воспитанников; принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности и посильности (учет возраста детей); принцип сознательного и активного участия воспитанников.

Сюрпризный момент:  сундучок с граненым стеклянным стаканом.

Словарная работа: проговаривание чистоговорк, граненый, прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, стеклодув, стекольный, хрустальный, стеклянный, керамический, глиняный, пластмассовая.

Здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз «Чудеса», физминутка для снятия усталости.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.

Словесный: Словесная игра: «Да - нет», стихотворение про стакан, игра «Четвертый лишний». История возникновения стекла. Правило по технике безопасности при работе со стеклом, чистоговрки.

Наглядный материал: посуда и предметы сделанные из стекла.

Практический: проведение опытов проведение опытов с граненым стаканом.

Демонстрационный материал: тарелочка бордовая, кружка оранжевая, кружка синяя, кружка прозрачная, кружка коричневая, графин, стакан, ваза, салатница, граненый стакан.

Раздаточный материал: граненые стаканы по количеству детей, деревянная палочка по количеству детей, пластмассовые одноразовые стаканчики по количеству детей,  цветные камушки в тарелочках по количеству детей, стакан с водой по количеству детей, один стакан большой  толстое стекло, второй стакан маленький тонкое стекло.

Форма проведения: коллективная, индивидуальная.

Технические средства обучения: мультимедийная установка.

Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, отгадывание загадок, игры: «Да - нет», «Четвертый лишний», «Найди сходства и отличия», чтение сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях».

.  


ХОД ООД

Приветствие: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Гости к нам пришли друзья

По приветствовать пора

По приветствуйте гостей

Поздоровайтесь, смелей  (дети здороваются с гостями)

1. часть. Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, а что это у нас в группе стоит на полу?

Дети: Сундучок.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем?

Дети: игрушки, книжки.

Воспитатель: Чтобы узнать, что лежит в сундуке нам поможет игра «Да-нет». Вы будете задавать мне вопросы о загадочном предмете, а я буду отвечать «Да» или «Нет»

Дети: Алгоритм отгадывания. Это животное? Нет. Это птица? Нет. Это живое? Нет. Это в доме? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан? Да.

Воспитатель: (достаю и показываю детям).

Я стакан прозрачный,

Я стакан граненый.

Держите крепче меня руки,

Говорят, что я хрупкий.

Открываем сундучок, а там стеклянный стакан.

Воспитатель: Ребята из чего сделан этот стаканчик?

Дети: из стекла. (Дети слушают звук бьющего стекла)

Воспитатель: Правильно он сделан из стекла. Что вы знаете о стекле?

Дети: ответы.

Воспитатель: Что вы хотите еще узнать о стекле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Где можно узнать о стекле?

Дети: стекольный завод, почитать в книгах, спросить  у родителей.

Воспитатель: а вы бы хотели посетить музей истории «Стеклянных предметов».

Дети: да.

- Двери дружно отворяем и в музей все попадаем (на экране появляется открывающая дверь и дети попадают в музей)

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети проходят в 1 зал музея. 

Посмотрите, что вы видите на столе?

Дети: графин, стакан, ваза, салатница.

Воспитатель: как можно назвать одним словом все эти предметы, из чего они сделаны?

Дети: из стекла,

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: стеклянные.

Воспитатель: Ребята на столе находятся предметы на одной половине стола и на другой, они одинаковые? Игра «Найди сходства и отличия»

Дети: нет.

Воспитатель: найдите сходства у этих предметов.

Дети: они сделанные из стекла.

Воспитатель: чем они отличаются?

Дети: на одной половине предметы прозрачные, а на другой половине предметы цветные.

Воспитатель: Какие предметы вам больше нравятся цветные или прозрачные?

Дети: цветные.

Воспитатель: цветные предметы радуют наш глаз. Как вы думаете, цветные предметы, делают из какого стекла?

Дети: из цветного.

Воспитатель: стеклянные цветные предметы изготавливают с добавлением красителей. Если добавили синий краситель, то стеклянный предмет станет синим, если желтый краситель, то предмет станет желтый.

Воспитатель: Игра «Четвертый лишний». Ребята обратите внимание на верхнюю полочку, какие предметы на ней стоят?

Дети: банка, блюдце, чашка, бутылка.

Воспитатель: Какой предмет будешь лишним? Почему?

Дети: Бутылка лишняя, потому что она не стеклянная, а пластмассовая.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на нижнюю полочку, какие предметы на ней стоят?

Дети: стакан железный, тарелка, кружка, салатница.

Воспитатель: Какой предмет будешь здесь лишним? Почему?

Дети: стакан, потому что она железный.

Воспитатель: Как можно назвать все эти предметы?

Дети: посуда?

Воспитатель: Я буду вам кидать мячик, а вы должны назвать, из чего сделана посуда. Игра с мячом «Из чего сделаны предметы» 

- если ваза сделана из хрусталя, то она какая (ваза хрустальная)

- если банка сделана из стекла, то она какая (банка стеклянная)

- если чашка сделана из керамики, то она какая (чашка керамическая)

- если блюдце сделано из глины, то оно, какое (блюдце глиняное).

- если тарелка сделана из пластмассы, то она какая (тарелка пластмассовая)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали предметы, из чего сделаны. Ребята я приглашаю вас во 2 зал музея, в этом зале вы узнаете историю возникновения стекла.

Дети: да.

Воспитатель: Дети проходят в 2 зал музея. Проходят на стульчики и садятся.

Гимнастика для глаз «Чудеса».

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,            (Закрывают оба глаза)

Упражнения выполняют.  

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.   (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Нарисуем букву о, получается легко.  (Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз,  (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем,   (Глаза смотрят вправо - влево).

Заниматься вновь начнем.

История: (На экране появляется история со слайдами)

2. слайд. Давным-давно шли по пескам пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соды, которую везли на продажу. 3. слайд. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соды, песка, золы и огня. И родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем костре. Люди впервые увидели стекло…

4. слайд. Люди научились делать стекло, добавляя туда соду и песок и зола. 5. слайд. Все эти ингредиенты смешивали и нагревали при высокой температуре в печи. Порошок превращался в вязкую текучую массу. И поэтому говорят, что стекло варят. 6. слайд. С разогретым стеклом работают люди мастера,  называют их стеклодувы. Мастеру-стеклодуву помогает глиняная палочка. Одним концом палочки он набирал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. 7. слайд. Сложно выдувать из стеклянной капли любое изделие, труд стеклодува очень тяжелый, печь опаляет его лицо огненным жаром. 8. слайд. Специальными инструментами мастер – стеклодув отрезает нужную каплю стекла, а затем придает капле нужную форму. Специальными инструментами делаются ободки, накладываются цветы и всевозможные узоры.

9. слайд. Завод по производству стекла называется «Стекольным». 10. слайд. В наши дни производство стекла изменилось и на помощь работникам пришли специальные станки и машины весь процесс стал механизирован. 11. слайд. Стекло для окон и дверей изготавливают на специальных станках, и называется это стекло листовое. 12. слайд. Очень широко используется стекло в медицине. 13. слайд. А чтобы доставить людям приятное стекло используется в парфюмерии. 14. слайд. А стеклянная посуд, это просто чудо. Работа стеклодува это настоящее произведение искусств, глаз не отвести от такой красоты. 15. слайд. Еще мастера-стеклодувы в ручную изготавливают мелкие игрушки, новогодние игрушки и украшения для елки. 16. слайд. Самое первое стекло было сделано без участия человека много - много миллионов лет назад. Вот так история появления стекла и разных предметов из него.

Воспитатель: Ну а сейчас мы с вами ребята немного отдохнем, встанем на ноги в кружок.

Физминутка

Мы ногами «топ-топ»,

Мы руками «хлоп-хлоп»,

Мы глазами «миг-миг»,

Мы плечами «чик-чик».

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два –

Нам исследовать пора. 

3. Практическая часть.

Воспитатель: Дети проходят в 3 зал музея.

Ребята я вас приглашаю в 3 зал музея, в этом зале находится лаборатория для исследования и опытов со стеклом. Но чтобы в него пройти мы должны знать правило.

Правило: Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, если стекло упадет, что с ним произойдет?

Дети: разобьется.

Воспитатель: почему детям в детский сад не дают стеклянные игрушки?

Дети: можно разбить, поранится, порезаться.

Воспитатель: Поэтому со стеклом необходимо работать аккуратно. Пройдите в лабораторию и сядьте за столы.

Опыт 1. Воспитатель: У этого стакана необычное название, его называют граненый стакан (повтори Кирилл, Вика Т) Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: потому что у него есть грани.

Возьмите в руки стакан и потрогайте его, скажите какой он на ощупь?

Дети: ребристый, гладкий, граненый.

Воспитатель: Итог: стекло бывает ребристым, гладким, ребристый.

Опыт 2. Воспитатель: Возьмите в руки деревянную палочку и аккуратно ударьте по граненому стаканчику. Что вы услышали?

Дети: Звуки

Воспитатель: Какой был звук?

Дети: звонкий.

Воспитатель: Сейчас ударьте палочкой по пластмассовому красному стаканчику. Какой получился звук?

Дети: глухой, не звонкий.

Воспитатель: Итог: стекло звенит звонче, а звук от пластмассового стакана глухой.

Воспитатель: Ребята возьмите цветные камушек и опустим их в стакан, поднимите его, посмотрите на стакан снизу камушки нам видно, а сейчас посмотрите через стенки стакана? Что внутри стакана мы видим?

Дети: мы видим камушки.

Воспитатель: Почему мы их видим?

Воспитатель: значит какое у нас стекло?

Дети: стекло у стакана прозрачное.

Воспитатель: Итог: Стекло имеет свойство прозрачности.

Опыт 3. Воспитатель: А теперь мы возьмем два стаканчика, один стаканчик стеклянный, а второй стаканчик с водой. И перелейте воду из пластмассового стаканчика в стеклянный, поставьте стакан на ладошку и посмотрите на свою ладошку, что вы можете сказать?

Дети: ладошка сухая.

Воспитатель: Вы чувствовали воду на ладошке? У вас рука сырая стала? Вода у нас вытекла из стакана? Стекло пропускает воду?

Дети: нет. 

Воспитатель: Стекло ребята водонепроницаемое, давайте скажем это трудное слово еще раз,   водонепроницаемое.

Дети: Стекло водонепроницаемое.

Воспитатель: Итог: Стекло водонепроницаемое,

Опыт 4.  Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у меня есть два стакана,  посмотрите на них, что вы можете сказать, по размеру и о толщине стекла у стаканов?

Дети: у большого  стакана стекло толстое, а у маленького стакана стекло тонкое.

Воспитатель: Итог: значит, стекло бывает толстое и тонкое, тяжелое и легкое.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы закончили проводить опыты, вы много сегодня узнали о происхождении стекла и его качестве.

А сейчас мы с вами их повторим:

Ный – ный – ный я стакан гранёный.        

Ло – ло – ло я ребристое стекло.

Кий – кий – кий я стаканчик звонкий.

Ло – ло – ло я прозрачное стекло.

Мое – мое -  мое – стекло водонепроницаемое.

Ло – ло – ло хрупкое стекло.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята наше путешествие по музею стеклянных предметов подошло к концу, прежде чем мы покинем с вами музей нам необходимо заполнить два стаканчика.

В первый стаканчик вы положите стеклянный камушек зеленого цвета и расскажите, что вам было интересное на занятии и о чем вы узнали новое. А во второй стаканчик вы положите камушек желтого цвет, если вам было не интересно на занятии и вы нечего нового не узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Экскурсия в Орловское полесье"

Цель НОД - познакомить детей с национальным парком Орловское полесье, формировать представление о природоохранной деятельности людей....

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

ННОД в старшей группе «Экскурсия в мини-музей «Мой город мне дорог»

Образовательная область – познавательное и речевое развитие.Образовательные задачи:Формировать у детей представление о музее.Способствовать закреплению и уточнению знаний детей о месторасположен...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в осенний парк»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  «Экскурсия в осенний парк»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе ««Экскурсия в Школу здоровья»»

Материал помогает формировать представления  детей об органах чувств человека, их функциях, важной роли в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Экскурсия в волшебный лес»

Задачи:• формировать бережное отношение детей к природе• Развивать связную речь; расширять словарный запас• Создать радостную атмосферу.. Воспитывать в детях умение любоваться красотой ...