Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе ««Экскурсия в Школу здоровья»»
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Илюшина

Материал помогает формировать представления  детей об органах чувств человека, их функциях, важной роли в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekskursiya_v_shkolu_zdorovya.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИПАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад  196 компенсирующего вида г. Саратова

410022, улица Заречная, 2,тел./факс (845-2) 92-29-52  E-mail: dou196@yandex.

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

в старшей группе

«Экскурсия в Школу здоровья»

Подготовила

воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

Илюшина Наталья Васильевна

Саратов

2021

Тема непосредственно -  образовательной деятельности

 «Экскурсия в Школу здоровья»

Форма проведения: «Экскурсия в Школу Здоровья».

Возрастная группа: старшая

Цель: 

Формировать представления  детей об органах чувств человека, их функциях, важной роли в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

Задачи:        

«Познавательного развития»:

  •  активизировать познавательный интерес к своему организму и его

возможностям, знать что полезно, а что вредно для организма;

  •  закрепить знания  детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные;
  •  формировать умение вести диалог используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения», «орган обоняние», расширять кругозор.

 «Социально-коммуникативного развития»:

  • развивать навыки общения, умение работать в паре, группе;
  • формировать начальные умения рефлексии своей деятельности;
  • воспитывать аккуратность работе;                                                               
  • формировать  умения  самостоятельного  безопасного  поведения  

при проведении  экспериментальной деятельности.

 «Речевого развития»:

  • вводить в активный словарь слова «орган слуха», «орган зрения», «орган обоняние», «орган осязания», «радужная оболочка», «ушная раковина», «слуховой проход», «барабанная перепонка»
  • формировать способность к самостоятельному умозаключению, обобщению в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности;
  • совершенствовать грамматический строй языка.

 

 «Физического развития»:

  • формировать  представление о полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики.
  • воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережное отношение к органам чувств.

Форма организации: подгруппа - 8 человек.

Предварительная работа (в совместной деятельности взрослого и детей):

  • беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»;
  • использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Органы чувств», «Ящик ощущений», «Что внутри?», «Найди пару».  
  • чтение энциклопедии «Тело человека», «Органы чувств».
  • просмотр видеоматериалов на интерактивной доске. 

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,  познавательно-исследовательская.

   Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Раздаточный материал: маски для глаз, зеркала, лупы на каждого ребенка, 4 игрушки.

Предметы для проведения опытов за ширмой: 2 стакана с водой, стакан     с крупой, миска, 2 флажка, точилка для карандашей, плотная бумага.

Средства ТСО: интерактивная доска, магнитофон, презентация по теме.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Организационный момент

Приходит видеописьмо из Школы здоровья.

 Ученый: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?

У.: Я ученый, который работает в школе здоровья

У.: А как вы думаете, что такое здоровье.

- Здоровье – это главное богатство, которое нужно беречь.

-В нашей школе мы проводим эксперименты и изучаем органы чувств человека для того, чтобы они были здоровыми. Хотите мы с вами отправимся на экскурсию в школу Здоровья, где познакомимся с главными помощниками человека - органами чувств?

-Какие вы знаете органы чувств?

 Ну, тогда нам пора.

Дети заходят в группу, здороваются. Смотрят на «волшебный экран»

Ответы детей. Дети: Да, вы врач.

Ответы детей.

Да.

Ответы детей (глаза, уши, нос, язык, кожа).

II. Основная часть. Экспериментальная деятельность

Приглашаю вас в 1 лабораторию.

А о каком органе чувств мы будем говорить,  вы узнаете, отгадав загадку.

«Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят» (Уши)

Практическая работа.

В. Ребята, да, звуки мы различаем при помощи органа слуха - ушей. Давайте, мы с вами изучим наши уши, пощупайте, потрогайте пальцами и скажите, как они устроены, посмотрите уши у соседа. - Где расположены уши?  

-А что это за дырочка у нас в ухе? И для чего она нужна?

Мы сейчас это проверим.

Практические задания «Угадай, что за звуки».                                                   За ширмой у педагога находятся различные предметы. Бумага, мешочки с песком, 2 стакана, стакан с крупой, миска, точилка с карандашом. За ширмой педагог воспроизводит различные действия, так, чтобы дети не видели и не догадывались о совершаемых действиях.                    

  1-действие. Педагог рвет на части бумагу.                                                    2 -действие. Пересыпает крупу из стакана в миску.

3 -действие. Переливает из стакана в другой стакан воду.               

4 -действие. Точит карандаш, используя точилку.  Педагог  комментирует ответы.                         -Ребята, что же помогло вам угадать не видя?  Какой вывод мы можем сделать. Наш организм так устроен, что мозг запоминает звуки, которые мы уже слышали, в памяти это осталось. Это слуховая память, так мы, ребята, запоминаем и любимые песни, любимые мелодии. Узнаем голоса наших близких людей.            - Ребята, а что надо делать, чтобы уши не болели и слух оставался хорошим?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, нужно знать и выполнять правила.  Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, я, во время игры буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком). Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши», «любят», «тишину». По сигналу красного флажка игра прекращается.

- Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину»!

Какой вывод вы можете сделать? И заметьте: вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал… Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим?

Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники. Или «Беруши»

2.  Переходят в следующую лабораторию.

- На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

- Правильно, глаза – это орган зрения.  Как вы думаете для чего нужны глаза?

Давайте это проверим.

Наденьте маски на глаза. Воспитатель выставляет на стол игрушки.

- Скажите, что я сделала?

- Почему вы не можете ответить на мой вопрос?

- Какой сделаем вывод?

Давайте продолжим наше исследование  (приподнимают маски)

Перед вами на столе игрушки. 1) Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка? Как вы определили?  Значит, что могут определить глаза?

2) Найдите и ответьте где большая игрушка где маленькая? Что больше пирамидка или кубик? Что ещё могут глаза?

3) Посмотрим смогут ли определить форму? Как называется эта фигура?

Какой вывод мы можем сделать?

 

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите свои глаза 

-Как природа оберегает глаза?

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы?  

Правильно, и, для красоты и для удобства.

Воспитатель: Ребята, а что может случиться с нашими глазами, если мы о них будем плохо заботиться? Воспитатель: Правильно, они могут заболеть.

И человек может даже ослепнуть. На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. А как читают слепые люди?

Предложить детям надеть повязки на  глаза и прочитать знакомые буквы из азбуки Брейля на ощупь.

Воспитатель: Как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно?

Дети подходят к столу, располагаясь вокруг него.

Дети отгадывают загадку.

Дети ощупывают уши, рассматривают друг у друга.

Уши находятся на голове, с

обеих сторон, справа и слева, другие ответы.                                                             Это слуховой проход, через него звук попадает в ухо. 

 

Дети угадывают совершаемые действия

Все звуки мы слышим с помощью ушей.

Ответы детей.

 

Шапку надевать, капюшон надевать, не слушать громкую музыку, вытирать уши после мытья, не ковырять в ушах острыми предметами.

Дети выполняют задание воспитателя. Шумят и кричат.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. (крики, громкая музыка, звук дрели)

Отгадывают загадку.

Ответы детей

                                                          

Мы не знаем, у нас закрыты глаза.

Делают вывод: Зрение нужно нам, чтобы видеть.

Дети выполняют задание. 

-расстояние

Выполняют задание.

 Ответы детей.

-определить размер

Ответы детей.

Делают вывод:   Глаза помогают видеть все вокруг,  различают цвет, форму, размер  предметов. Молодцы.

Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются.

Для красоты, если потечет со лба пот, его остановят брови;

Ответы детей 

Дети выполняют задание и рассказывают о своих ощущениях.

Ответы детей.

Ответы детей.

Давайте мы с вами пройдем к волшебному экрану и поиграем в игру

Д/игра «Правила хорошего зрения»

Дети выходят к доске по одному,  выбирают одну картинку, объясняя правило.

3.Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнение «Наши глазки отдыхают»

Воспитатель: - А еще оставаться здоровыми помогает  зрительная гимнастика. Давайте  сделаем гимнастику для глаз, чтобы глазки отдохнули.

-Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

-Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

-А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

-Нарисуем букву «о», получается легко.

-Вверх поднимем, глянем вниз,

-Вправо, влево повернем,

-Заниматься вновь начнем».

Дети выполняют задание.

(Закрывают оба глаза),

(Продолжают стоять с закрытыми глазами).

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

(Глазами рисуют букву «о»).

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз).

(Глаза смотрят вправо-влево).

Давайте пройдем  в следующую лабораторию.        Отгадайте загадку:

«Тело сверху прикрываю,

 Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу» . (Кожа)

А за какое чувство отвечает кожа?

А как вы думаете, зачем человеку нужна кожа? Какая от нее польза?

 - Кожа надежно укрывает все, что находится внутри нас и выполняет защитную функцию.

- Может ли кожа «видеть» предметы?

- Для того чтобы убедиться, что кожа помогает нам «видеть» мы поиграем с вами в игру «Угадай-ка», вы будете с завязанными глазами отгадывать разные предметы. Разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Первая пара просовывает по одной руке в наш ящик ощущений. И с помощью кожи рук, отгадывает,  что же там лежит.

-Какой мы можем сделать вывод?

Опыт «Как передаются микробы!»

-Молодцы! (Пожимает детям руки своей незаметно испачканной в блестках рукой)

-Ой, а что это у вас на руках?

-Вот так  передаются микробы от человека к человеку и люди могут этого не замечать. И кожа может от этого заболеть, да и весь организм тоже.

Чтобы кожа была чистой и здоровой за ней надо правильно ухаживать. Как вы ухаживаете за своей кожей?

Ученый с экрана интерактивной доски подводит итог и говорит, что дети молодцы! Прощается и отправляет их мыть руки.

-Так давайте же пройдем и вымоем наши руки с мылом.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети по очереди в парах выходят и выполняют задание.

Дети рассматривают свои руки в блестках. Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Мыться теплой водой с мылом, одеваться по погоде, есть витамины, защищать от острых предметов

Дети прощаются с ученым.

Идут мыть руки.

III часть. Рефлексия деятельности детей

Воспитатель дает положительную оценку участию каждого ребенка, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

Воспитатель:

- Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия Если да, украсьте магнитную доску улыбающимися магнитными смайликами.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну здоровья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности   в  старшей  группе  «Путешествие  в  страну  здоровья».Программные  задачи.1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему "Будем здоровы! "

Цель:учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе №4 «Дельфины» тема:« Здоровье- наш верный друг! »

Конспектнепосредственно образовательной деятельностив старшей группе  №4 «Дельфины»тема:« Здоровье- наш верный друг! »...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Экскурсия в Орловское полесье"

Цель НОД - познакомить детей с национальным парком Орловское полесье, формировать представление о природоохранной деятельности людей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.Задачи:Образовательные:- продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении.Развивающие:- развивать умение виде...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Где прячется здоровье?»

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни...