Конспект НОД по познавательному развитию "Почему растаяла Снегурочка?" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Серикова Елена Александровна

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?» (Окружающий мир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в средней группе

«Почему растаяла Снегурочка?»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Образовательные задачи:

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Развивать представления о сезонных изменениях в природе.

Развивающие задачи:

Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Предшествующая работа:

Чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом, льдом, рассматривание снежинок, чтение рассказа И. Ильина и Е. Сигала «Снежинка»; замораживание льда в формах, загадывание загадок о снеге, льде, снежинках.

Словарная работа:

Активизация словаря: снежная, снежинка, лёд, холодная.

Обогощение словаря: снегопад, морозная погода.

Оборудование и материалы:

Снегурочка - кукла; музыкальная колонка, музыка из оперы П.И. Чайковского «Времена года», мультимедийная презентация. Снег в ёмкости; лёд в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок; белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, большая ёмкость с водой.

Ход занятия

1.     Вводная часть

Воспитатель: Ребята, когда сегодня я шла в детский сад, то заметила, как красиво на улице, похоже, что недавно шёл снег.  Посмотрите на экран. Что вы видите? 

Дети: Идёт снег.

Воспитатель: Я знаю замечательное стихотворение, которое называется «Снег идет». Послушайте его внимательно. Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

 К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети: Зима.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Дети: Зима. Погода зимой бывает холодная, морозная.

Воспитатель: Правильно, зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной.

2.     Основная часть

 Воспитатель: Морозная погода очень нравится гостье, которая спешит к нам в группу.

Стук в дверь.  

Под музыку воспитатель вносит Снегурочку с волшебным сундучком.

Снегурочка: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка». (дети здороваются)

Снегурочка: Я принесла вам сюрприз, а какой узнаете, отгадав загадку.

Он слетает белой стаей.

И сверкает на лету

Он звездой прохладной

Тает на ладони и во рту. Дети: Снег.

Снегурочка достает блюдо со снегом.

Снегурочка: Дети, как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате?

Воспитатель: Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что с ним произойдёт в помещении, а сейчас ребята, давайте поиграем. 

Дидактическая игра «Зимние слова».

Воспитатель: Вы должны хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой. И говорить нет - нет - нет, если слово к "зимним" словам не относится (снежинка, тепло, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад). Молодцы, ребята.

Воспитатель: Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду? Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может расстаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в новый год происходят чудеса.

Воспитатель: Ребята, а в какую погоду щёки на морозе покалывает?

Дети: В морозную.

Снегурочка: Чтобы не замёрзнуть, нужно двигаться.

 

Физминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки 

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снег

А вокруг лежат сугробы, 

Снегом замело дороги

Потягивают руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

Ходьба на месте колени высоко поднимать

Вон лисица в поле скачет

Словно мягкий рыжий мячик.

Прыжки на месте

Ну а мы идём, идём

Ходьба на месте

И к себе приходим в дом.

Уходят на стульчики

      

Воспитатель: Ребята, отгадайте ещё одну загадку

 Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Дети: лёд.

Снегурочка достаёт заранее замороженную в формочках воду и

предлагает детям рассмотреть кубики льда.

Опыт «Замёрзшая вода»

Воспитатель: Ребята, скажите, а что произошло с водой на морозе? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд. А сможет ли вода снова превратиться в лёд? (да на морозе, вода превращается в лёд) Можно ли лёд лить как воду? Попробуйте.

Ребята, потрогайте кубики льда, положите на ладошку. Какой он? (твёрдый, прозрачный, холодный). Что с ним происходит?

Дети: В ладошке тает.

Воспитатель: Как вы думаете, что случится со льдом, если мы его опустим в воду? 

Дети: Лед будет плавать.

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим кубики льда в миску с водой. Что происходит со льдом в воде? (Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

Дети рассматривают снег в блюде, который принесла Снегурочка.

Дети: Снег тает.

Воспитатель: Верно, ребята, снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

Вот и сейчас Снегурочке пора отправляться в сказку, а не то она растает.

Снегурочка: Дети, на память о нашей встрече я хочу подарить вам снежинки. 

Достаёт снежинки. Снегурочка прощается с детьми.

Дети: До свидания.

Воспитатель уносит Снегурочку

Воспитатель: Давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие они красивые.

Опыт «Знакомство со строением снежинки»

Дети любуются красотой снежинок,

рассматривают их строение и форму.

Воспитатель: У снежинок 6 лучей. Ребята, посчитайте, сколько всего снежинок? Дети: 5

Сколько больших? (3), а маленьких? (2)

Воспитатель: Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе покажите. Ребята, придумайте свою снежинку и нарисуйте ее.

Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на синем листе, затем рисунки рассматриваются.

Воспитатель: Когда летит много снежинок, как называется это явление? Дети: Снегопад! Вот и у нас получился снегопад! Когда ветер кружит много снежинок, начинается метель, вьюга. Снег закрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы узнали сегодня.

3.Итог занятия. Рефлексия

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

-Что происходит со снегом в комнате?

-А со льдом что происходит?

-Что случается с водой на морозе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе

Тема: «Путешествие в страну «Мульти-пульти»....

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология) в средней группе. Тема: ”Воздух – какой он?”

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология)в средней группе.Тема: ”Воздух – какой он?”Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- дать представление о том...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"...

Конспект НОД по экологии «Почему растаяла Снегурочка» средняя группа

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед....