конспект занятия "Волшебные эксперименты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
«Волшебные эксперименты»
Цель: развитие интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о свойствах воды, бумаги, магнита.
- Организовать познание детей через самостоятельный поиск.
- Закрепить умение рассуждать, анализировать, делать выводы, отвечать на простейшие вопросы воспитателя.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, познавательный интерес, память.
- Развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности, навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- Воспитывать культуру общения: здороваться, прощаться, благодарить.
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
- Воспитывать социальную и эмоциональную отзывчивость, сопереживание и доброжелательное отношение к герою сказки.
Здоровьесберегаюшие:
- Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Магнитные палочки, магниты, контейнер с атрибутами из различных материалов (тканевые, деревянные, пластмассовые, бумажные, железные), стаканы с водой, гуашь, кисти, влажные и сухие салфетки, 2 тазика с водой, жидкое мыло, насосы, бумага, контейнеры с водой, контейнер с пуговицами, «пруд», кукла Золушка, халаты и головные уборы, карточки-схемы, карточки «Правила поведения в лаборатории», мольберт, коврик, аудиоколонка, атрибуты для проведения рефлексии.
Используемые технологии и методы:
Технологии:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые проблемные ситуации.
Перцептивные методы:
- наглядные (рассматривание, демонстрационный материал);
- словесные (объяснение, беседа, вопросы педагога, рассказ педагога);
- практические (предметно-практические и умственные действия).
Описание формы рефлексии: обсуждение, выбор ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.
Описание планируемого результата: создание положительного эмоционального настроя, побуждение к применению на практике полученных знаний, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимодействия со сверстниками в различных видах деятельности, удовлетворение ребенка в успешном поиске выхода из проблемной ситуации.
Содержание занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети:
Воспитатель: Меня зовут Анастасия Сергеевна, ваши имена я вижу, очень рада с вами познакомиться! Ребята, а вы любите секреты?
Я по секрету вам скажу «Сегодня будет интересно!»
раздается аудиозапись
«Внимание!!! Только сегодня и только один день в нашем детском саду пройдут увлекательные эксперименты.
Спешите, и вы увидите все только самое интересное!!!»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое эксперименты?
Дети:
Воспитатель: Я предлагаю нам с вами вместе провести эксперименты, хотите?
Дети:
Воспитатель: Для того чтобы не испачкать свою одежду, давайте наденем халаты и шапочки.
Дети и воспитатель надевают халаты и шапочки
Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, что лежит на столе?
Воспитатель обращает внимание детей на большой магнит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети:
Воспитатель: Да, это магнит. Посмотрите, на столе тоже лежат магниты, давайте их рассмотрим, возьмите 1 магнит в руки.
Дети:
Воспитатель: Какой он на ощупь?
Дети:
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужен магнит? (Притягивает к себе предметы)
Дети:
Эксперимент №1 «Свойства магнита»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различных материалов, давайте возьмем по 1 предмету и назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
Воспитатель: Я вам предлагаю проверить какие предметы сможет притянуть к себе магнит. Но перед выполнением задания, давайте немножко разомнемся.
Пальчиковая гимнастика «Палочки»
Палочку в руках катаю, | перекатывать палочку между ладонями |
Между пальчиков верчу, | |
Непременно каждый пальчик | мягким краем постукивать поочередно по каждому пальцу |
Быть послушным научу. | |
Палочка бежит вперед | в соответствии с текстом |
А потом – наоборот. | |
Эй, ребята, не зевайте: |
|
Палочку вы не роняйте! |
|
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что на одном конце палочки расположен магнит, с помощью которого вы сможете выполнить задание. Сейчас я предлагаю с помощью магнитной палочки найти только те предметы, которые притянет к себе магнит. Найдите 1 предмет и возьмите его в руки.
Дети самостоятельно обследуют и проверяют взаимосвязь предметов и магнита.
Воспитатель: Давайте подумаем, из чего сделаны предметы, которые притянул к себе магнит?
Вывод: Магнит притягивает только металлические и железные предметы или другие магниты.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоят стаканы с водой.
Воспитатель: Да, перед нами стаканы с водой, а какая вода? Давайте вместе вспомним.
- вода не имеет запаха.
- вода не имеет цвета/прозрачная/ вода бесцветная и т.д.
Эксперимент №2 «Свойства воды»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился цвет?
Дети:
Воспитатель: Да, можно добавить в нее краску. Попробуйте.
Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет. Если добавить в воду капельку мыла?
Дети:
Воспитатель: Давайте попробуем.
Дети выполняют.
Дети:
Воспитатель: Не вспенилась? Как мы можем ее вспенить?
Дети:
Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем использовать насосы. Но сначала вспомним, как работает насос.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте покачать воздух в стакан с помощью насоса, что получилось?
Дети:
Воспитатель: Молодцы!
Вывод: Воду можно окрасить, добавить мыло и вспенить при помощи насоса.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит бумага.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы можем делать с бумагой?
- на бумаге можно рисовать
- можно мять
- можно рвать
- можно склеить
- можно сворачивать, складывать
Эксперимент №3 «Свойства бумаги»
Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он?
Дети:
Воспитатель: Давайте его сложим.
Дети:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду?
Дети:
Воспитатель: Давайте проверим, опустив в контейнер с водой ваши сложенные листочки. Что произошло?
Дети:
Воспитатель: Правильно, бумага намокла и расправилась.
Вывод: Бумага при намокании расправляется.
Воспитатель: Ну что же, ребята, все эксперименты мы провели. А сейчас давайте снимем халаты и головные уборы.
Воспитатель и дети снимают халаты и шапочки
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, выберите кружок на коврике и встаньте на него.
Физкультминутка «Раз, два, три» (аудиозапись)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Слышится плач (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе.
Дети:
Воспитатель обращает внимание детей на Принцессу в накидке с заплатками.
Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте поздороваемся и спросим что случилось?
Дети:
Принцесса (аудиозапись): Здравствуйте, ребята. Я - Принцесса, но злая колдунья заколдовала меня. Она дала мне задания и пока я их не выполню, он не вернет мне мою красоту. (плачет)
Воспитатель: Принцесса, расскажи нам, какие задания надо выполнить, может, мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, поможем?
Дети:
Принцесса (аудиозапись): Колдунья велела мне пришить металлические пуговицы к ее пальто, но я не смогла найти их в контейнере с пуговицами.
Еще надо постирать ее одежду, я подготовила мыльную воду для стирки и чистую для полоскания, но забыла какая вода в каком тазу.
И самое сложное задание – колдунья велела, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.
Воспитатель: Да, задания действительно сложные. Давайте подумаем, как мы можем помочь Принцессе? Ребята, как же нам найти металлические пуговицы? Что нам поможет?
Дети:
Воспитатель: Правильно, магнит. Ребята, помогите, пожалуйста.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, с помощью чего мы сможем определить в каком тазу чистая вода, а в каком мыльная?
Дети:
Воспитатель: Правильно, с помощью насосов.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, последнее задание очень сложное, подумайте, как сделать так, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.
Дети:
Воспитатель: Правильно, нужно положить их на воду.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!
Принцесса (аудиозапись): Спасибо вам большое, ребята, теперь я снова стану красивой!
Звучит волшебная музыка, воспитатель снимает с Принцессы накидку, она оказывается в красивом платье и туфлях.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Принцессой.
Дети:
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, я бы хотела наградить вас медалями.
Воспитатель вручает детям медали (для каждого ребенка)
(звучит аудиозапись)
Рефлексия в форме обсуждения и выбора ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.
Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши эксперименты. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить эксперименты, которые мы проводили и положить жетон в виде сердечка в контейнер у того эксперимента, который вам запомнился больше других.
Дети выполняют. Воспитатель подводит итог, какой эксперимент запомнился детям больше.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем помог Принцессе этот эксперимент.
Дети:
Воспитатель: Ребята, я очень рада была с вами познакомиться, спасибо вам большое за помощь, до свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебные эксперименты»
Цель: развитие интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о свойствах воды, бумаги, магнита.
- Организовать познание детей через самостоятельный поиск.
- Закрепить умение рассуждать, анализировать, делать выводы, отвечать на простейшие вопросы воспитателя.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, познавательный интерес, память.
- Развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности, навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- Воспитывать культуру общения: здороваться, прощаться, благодарить.
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
- Воспитывать социальную и эмоциональную отзывчивость, сопереживание и доброжелательное отношение к герою сказки.
Здоровьесберегаюшие:
- Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Магнитные палочки, магниты, контейнер с атрибутами из различных материалов (тканевые, деревянные, пластмассовые, бумажные, железные), стаканы с водой, гуашь, кисти, влажные и сухие салфетки, 2 тазика с водой, жидкое мыло, насосы, бумага, контейнеры с водой, контейнер с пуговицами, «пруд», кукла Золушка, халаты и головные уборы, карточки-схемы, карточки «Правила поведения в лаборатории», мольберт, коврик, аудиоколонка, атрибуты для проведения рефлексии.
Используемые технологии и методы:
Технологии:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые проблемные ситуации.
Перцептивные методы:
- наглядные (рассматривание, демонстрационный материал);
- словесные (объяснение, беседа, вопросы педагога, рассказ педагога);
- практические (предметно-практические и умственные действия).
Описание формы рефлексии: обсуждение, выбор ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.
Описание планируемого результата: создание положительного эмоционального настроя, побуждение к применению на практике полученных знаний, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимодействия со сверстниками в различных видах деятельности, удовлетворение ребенка в успешном поиске выхода из проблемной ситуации.
Содержание занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети:
Воспитатель: Меня зовут Анастасия Сергеевна, ваши имена я вижу, очень рада с вами познакомиться! Ребята, а вы любите секреты?
Я по секрету вам скажу «Сегодня будет интересно!»
раздается аудиозапись
«Внимание!!! Только сегодня и только один день в нашем детском саду пройдут увлекательные эксперименты.
Спешите, и вы увидите все только самое интересное!!!»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое эксперименты?
Дети:
Воспитатель: Я предлагаю нам с вами вместе провести эксперименты, хотите?
Дети:
Воспитатель: Для того чтобы не испачкать свою одежду, давайте наденем халаты и шапочки.
Дети и воспитатель надевают халаты и шапочки
Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, что лежит на столе?
Воспитатель обращает внимание детей на большой магнит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети:
Воспитатель: Да, это магнит. Посмотрите, на столе тоже лежат магниты, давайте их рассмотрим, возьмите 1 магнит в руки.
Дети:
Воспитатель: Какой он на ощупь?
Дети:
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужен магнит? (Притягивает к себе предметы)
Дети:
Эксперимент №1 «Свойства магнита»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различных материалов, давайте возьмем по 1 предмету и назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
Воспитатель: Я вам предлагаю проверить какие предметы сможет притянуть к себе магнит. Но перед выполнением задания, давайте немножко разомнемся.
Пальчиковая гимнастика «Палочки»
Палочку в руках катаю, | перекатывать палочку между ладонями |
Между пальчиков верчу, | |
Непременно каждый пальчик | мягким краем постукивать поочередно по каждому пальцу |
Быть послушным научу. | |
Палочка бежит вперед | в соответствии с текстом |
А потом – наоборот. | |
Эй, ребята, не зевайте: | |
Палочку вы не роняйте! |
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что на одном конце палочки расположен магнит, с помощью которого вы сможете выполнить задание. Сейчас я предлагаю с помощью магнитной палочки найти только те предметы, которые притянет к себе магнит. Найдите 1 предмет и возьмите его в руки.
Дети самостоятельно обследуют и проверяют взаимосвязь предметов и магнита.
Воспитатель: Давайте подумаем, из чего сделаны предметы, которые притянул к себе магнит?
Вывод: Магнит притягивает только металлические и железные предметы или другие магниты.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоят стаканы с водой.
Воспитатель: Да, перед нами стаканы с водой, а какая вода? Давайте вместе вспомним.
- вода не имеет запаха.
- вода не имеет цвета/прозрачная/ вода бесцветная и т.д.
Эксперимент №2 «Свойства воды»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился цвет?
Дети:
Воспитатель: Да, можно добавить в нее краску. Попробуйте.
Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет. Если добавить в воду капельку мыла?
Дети:
Воспитатель: Давайте попробуем.
Дети выполняют.
Дети:
Воспитатель: Не вспенилась? Как мы можем ее вспенить?
Дети:
Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем использовать насосы. Но сначала вспомним, как работает насос.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте покачать воздух в стакан с помощью насоса, что получилось?
Дети:
Воспитатель: Молодцы!
Вывод: Воду можно окрасить, добавить мыло и вспенить при помощи насоса.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит бумага.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы можем делать с бумагой?
- на бумаге можно рисовать
- можно мять
- можно рвать
- можно склеить
- можно сворачивать, складывать
Эксперимент №3 «Свойства бумаги»
Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он?
Дети:
Воспитатель: Давайте его сложим.
Дети:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду?
Дети:
Воспитатель: Давайте проверим, опустив в контейнер с водой ваши сложенные листочки. Что произошло?
Дети:
Воспитатель: Правильно, бумага намокла и расправилась.
Вывод: Бумага при намокании расправляется.
Воспитатель: Ну что же, ребята, все эксперименты мы провели. А сейчас давайте снимем халаты и головные уборы.
Воспитатель и дети снимают халаты и шапочки
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, выберите кружок на коврике и встаньте на него.
Физкультминутка «Раз, два, три» (аудиозапись)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Слышится плач (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе.
Дети:
Воспитатель обращает внимание детей на Принцессу в накидке с заплатками.
Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте поздороваемся и спросим что случилось?
Дети:
Принцесса (аудиозапись): Здравствуйте, ребята. Я - Принцесса, но злая колдунья заколдовала меня. Она дала мне задания и пока я их не выполню, он не вернет мне мою красоту. (плачет)
Воспитатель: Принцесса, расскажи нам, какие задания надо выполнить, может, мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, поможем?
Дети:
Принцесса (аудиозапись): Колдунья велела мне пришить металлические пуговицы к ее пальто, но я не смогла найти их в контейнере с пуговицами.
Еще надо постирать ее одежду, я подготовила мыльную воду для стирки и чистую для полоскания, но забыла какая вода в каком тазу.
И самое сложное задание – колдунья велела, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.
Воспитатель: Да, задания действительно сложные. Давайте подумаем, как мы можем помочь Принцессе? Ребята, как же нам найти металлические пуговицы? Что нам поможет?
Дети:
Воспитатель: Правильно, магнит. Ребята, помогите, пожалуйста.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, с помощью чего мы сможем определить в каком тазу чистая вода, а в каком мыльная?
Дети:
Воспитатель: Правильно, с помощью насосов.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, последнее задание очень сложное, подумайте, как сделать так, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.
Дети:
Воспитатель: Правильно, нужно положить их на воду.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!
Принцесса (аудиозапись): Спасибо вам большое, ребята, теперь я снова стану красивой!
Звучит волшебная музыка, воспитатель снимает с Принцессы накидку, она оказывается в красивом платье и туфлях.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Принцессой.
Дети:
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, я бы хотела наградить вас медалями.
Воспитатель вручает детям медали (для каждого ребенка)
(звучит аудиозапись)
Рефлексия в форме обсуждения и выбора ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.
Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши эксперименты. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить эксперименты, которые мы проводили и положить жетон в виде сердечка в контейнер у того эксперимента, который вам запомнился больше других.
Дети выполняют. Воспитатель подводит итог, какой эксперимент запомнился детям больше.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем помог Принцессе этот эксперимент.
Дети:
Воспитатель: Ребята, я очень рада была с вами познакомиться, спасибо вам большое за помощь, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий-экспериментов.
Приведены примеры организации исследовательской деятельности детей....

Конспект занятия - эксперимента "Как гладили казачки?"
Конспект занятия, разработанного для участия в 13 научно-практической конференции " Академия" и занявшее 1 призовое место среди дошкольников в секции " Кубановедение"....

конспект НОД "эксперименты с яйцом" средняя группа
занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами поисково исследовательской деятельности....

конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)
проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их сравнения....

Конспект игры-эксперимента на тему: "Путешествие в песочную страну" (средняя возрастная группа)
Опыты, игры с сухим и сырым песком....

Конспект занятия эксперимента с водой в 1 младшей группе
Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лед. ...