конспект занятия "Волшебные эксперименты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Миронова Анастасия Сергеевна

«Волшебные эксперименты»

Цель: развитие интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды, бумаги, магнита.
  • Организовать познание детей через самостоятельный поиск.
  • Закрепить умение рассуждать, анализировать, делать выводы, отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

 

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, познавательный интерес, память.
  • Развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
  • Развивать мелкую моторику рук.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности,  навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  • Воспитывать культуру общения: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
  • Воспитывать социальную и эмоциональную отзывчивость, сопереживание и доброжелательное отношение к герою сказки.

 

Здоровьесберегаюшие:

  • Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

 

Оборудование:

Магнитные палочки, магниты, контейнер с атрибутами из различных материалов (тканевые, деревянные, пластмассовые, бумажные, железные), стаканы с водой,  гуашь, кисти, влажные и сухие салфетки, 2 тазика с водой, жидкое мыло, насосы, бумага, контейнеры с водой, контейнер с пуговицами, «пруд», кукла Золушка, халаты и головные уборы, карточки-схемы, карточки «Правила поведения в лаборатории», мольберт, коврик, аудиоколонка, атрибуты для проведения рефлексии.

 

Используемые технологии и методы:

Технологии:

- познавательно-исследовательская деятельность;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые проблемные ситуации.

Перцептивные методы:

- наглядные (рассматривание, демонстрационный материал);

- словесные (объяснение, беседа, вопросы педагога, рассказ педагога);

- практические (предметно-практические и умственные действия).

 

Описание формы рефлексии: обсуждение, выбор ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.

 

Описание планируемого результата: создание положительного эмоционального настроя, побуждение к применению на практике полученных знаний, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимодействия со сверстниками в различных видах деятельности, удовлетворение ребенка в успешном поиске выхода из проблемной ситуации.

 

Содержание занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети:

Воспитатель: Меня зовут Анастасия Сергеевна, ваши имена я вижу, очень рада с вами познакомиться! Ребята, а вы любите секреты?

Я по секрету вам скажу «Сегодня будет интересно!»

раздается аудиозапись

«Внимание!!! Только сегодня и только один день в нашем детском саду пройдут увлекательные эксперименты.

Спешите, и вы увидите все только самое интересное!!!»

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое эксперименты?

Дети:

Воспитатель: Я предлагаю нам с вами вместе провести эксперименты, хотите?

Дети:

Воспитатель: Для того чтобы не испачкать свою одежду, давайте наденем халаты и шапочки.

Дети и воспитатель надевают халаты и шапочки

Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, что лежит на столе? 

Воспитатель обращает внимание детей на большой магнит.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети:

Воспитатель: Да, это магнит. Посмотрите, на столе тоже лежат магниты, давайте их рассмотрим, возьмите 1 магнит в руки.

Дети:

Воспитатель: Какой он на ощупь?

Дети: 
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужен магнит? (Притягивает к себе предметы)
Дети: 
 

Эксперимент №1 «Свойства магнита»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различных материалов, давайте возьмем по 1 предмету и назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.

Воспитатель: Я вам предлагаю проверить какие предметы сможет притянуть к себе магнит. Но перед выполнением задания, давайте немножко разомнемся.

 

Пальчиковая гимнастика «Палочки»

 

Палочку в руках катаю,

перекатывать палочку между ладонями

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

мягким краем постукивать поочередно по каждому пальцу

Быть послушным научу.

Палочка бежит вперед

в соответствии с текстом

А потом – наоборот.

Эй, ребята, не зевайте:

 

Палочку вы не роняйте!

 

 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что на одном конце палочки расположен магнит, с помощью которого вы сможете выполнить задание. Сейчас я предлагаю с помощью магнитной палочки найти  только те предметы, которые притянет к себе магнит. Найдите 1 предмет и возьмите его в руки.
Дети самостоятельно обследуют и проверяют взаимосвязь предметов и магнита.
Воспитатель: Давайте подумаем, из чего сделаны предметы, которые притянул к себе магнит?
Вывод: Магнит притягивает только металлические и железные предметы или другие магниты.

 

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоят стаканы с водой.

Воспитатель: Да, перед нами стаканы с водой, а какая вода? Давайте вместе  вспомним.

- вода не имеет запаха.

- вода не имеет цвета/прозрачная/ вода бесцветная и т.д.

 

Эксперимент №2 «Свойства воды»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился цвет?

Дети:

Воспитатель: Да, можно добавить в нее краску. Попробуйте.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет. Если добавить в воду капельку мыла?

Дети:

Воспитатель: Давайте попробуем.

Дети выполняют.

Дети:

Воспитатель: Не вспенилась? Как мы можем ее вспенить?

Дети:

Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем использовать насосы. Но сначала вспомним, как работает насос.

 

Дыхательная гимнастика «Насос»

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте покачать воздух в стакан с помощью насоса, что получилось?

Дети:

Воспитатель: Молодцы!

Вывод: Воду можно окрасить, добавить мыло и  вспенить при помощи насоса.

 

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит бумага.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы можем делать с бумагой?

- на бумаге можно рисовать

- можно мять

- можно рвать

- можно склеить

- можно сворачивать, складывать

 

Эксперимент №3 «Свойства бумаги»

Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он?

Дети:

Воспитатель: Давайте его сложим.

Дети:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду?

Дети:

Воспитатель: Давайте проверим, опустив в контейнер с водой ваши сложенные листочки. Что произошло?

Дети:

Воспитатель: Правильно, бумага намокла и расправилась.

Вывод: Бумага при намокании расправляется.

 

Воспитатель: Ну что же, ребята, все эксперименты мы провели. А сейчас давайте снимем халаты и головные уборы.

Воспитатель и дети снимают халаты и шапочки

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, выберите кружок на коврике и встаньте на него.

 

Физкультминутка «Раз, два, три» (аудиозапись)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Слышится плач (аудиозапись)

 

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе.

Дети:

Воспитатель обращает внимание детей на Принцессу в накидке с заплатками.

 

Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте поздороваемся и спросим что случилось?

Дети:

Принцесса (аудиозапись): Здравствуйте, ребята. Я - Принцесса, но злая колдунья заколдовала меня. Она дала мне задания и пока я их не выполню, он не вернет мне мою красоту. (плачет)

Воспитатель: Принцесса, расскажи нам, какие задания надо выполнить, может, мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, поможем?

Дети:

Принцесса (аудиозапись): Колдунья велела мне пришить металлические пуговицы к ее пальто, но я не смогла найти их  в контейнере с пуговицами.

Еще надо постирать ее одежду, я подготовила мыльную воду для стирки и чистую для полоскания, но забыла какая вода в каком тазу.

И самое сложное задание – колдунья велела, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.

Воспитатель: Да, задания действительно сложные. Давайте подумаем, как мы можем помочь Принцессе? Ребята, как же нам найти металлические пуговицы? Что нам поможет?

Дети:

Воспитатель: Правильно, магнит. Ребята, помогите, пожалуйста.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, с помощью чего мы сможем определить в каком тазу чистая вода, а в каком мыльная?

Дети:

Воспитатель: Правильно, с помощью насосов.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, последнее задание очень сложное, подумайте, как сделать так, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.

Дети:

Воспитатель: Правильно, нужно положить их на воду.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!

Принцесса (аудиозапись): Спасибо вам большое, ребята, теперь я снова стану красивой!

Звучит волшебная музыка, воспитатель снимает с Принцессы накидку, она оказывается в красивом платье и туфлях.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Принцессой.

Дети:

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, я бы хотела наградить вас медалями.

Воспитатель вручает детям медали (для каждого ребенка)

(звучит аудиозапись)

Рефлексия в форме обсуждения и выбора ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.

Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши эксперименты. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить эксперименты, которые мы проводили и положить жетон в виде сердечка в контейнер у того эксперимента, который вам запомнился больше других.

Дети выполняют. Воспитатель подводит итог, какой эксперимент запомнился детям больше.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем помог Принцессе этот эксперимент.

Дети:

Воспитатель: Ребята, я очень рада была с вами познакомиться, спасибо вам большое за помощь, до свидания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_eksperimenty.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные эксперименты»

Цель: развитие интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды, бумаги, магнита.
  • Организовать познание детей через самостоятельный поиск.
  • Закрепить умение рассуждать, анализировать, делать выводы, отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, познавательный интерес, память.
  • Развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности,  навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  • Воспитывать культуру общения: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
  • Воспитывать социальную и эмоциональную отзывчивость, сопереживание и доброжелательное отношение к герою сказки.

Здоровьесберегаюшие:

  • Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование:

Магнитные палочки, магниты, контейнер с атрибутами из различных материалов (тканевые, деревянные, пластмассовые, бумажные, железные), стаканы с водой,  гуашь, кисти, влажные и сухие салфетки, 2 тазика с водой, жидкое мыло, насосы, бумага, контейнеры с водой, контейнер с пуговицами, «пруд», кукла Золушка, халаты и головные уборы, карточки-схемы, карточки «Правила поведения в лаборатории», мольберт, коврик, аудиоколонка, атрибуты для проведения рефлексии.

Используемые технологии и методы:

Технологии:

- познавательно-исследовательская деятельность;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые проблемные ситуации.

Перцептивные методы:

- наглядные (рассматривание, демонстрационный материал);

- словесные (объяснение, беседа, вопросы педагога, рассказ педагога);

- практические (предметно-практические и умственные действия).

Описание формы рефлексии: обсуждение, выбор ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.

Описание планируемого результата: создание положительного эмоционального настроя, побуждение к применению на практике полученных знаний, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимодействия со сверстниками в различных видах деятельности, удовлетворение ребенка в успешном поиске выхода из проблемной ситуации.

Содержание занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети:

Воспитатель: Меня зовут Анастасия Сергеевна, ваши имена я вижу, очень рада с вами познакомиться! Ребята, а вы любите секреты?

Я по секрету вам скажу «Сегодня будет интересно!»

раздается аудиозапись

«Внимание!!! Только сегодня и только один день в нашем детском саду пройдут увлекательные эксперименты.

Спешите, и вы увидите все только самое интересное!!!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое эксперименты?

Дети:

Воспитатель: Я предлагаю нам с вами вместе провести эксперименты, хотите?

Дети:

Воспитатель: Для того чтобы не испачкать свою одежду, давайте наденем халаты и шапочки.

Дети и воспитатель надевают халаты и шапочки

Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, что лежит на столе?  

Воспитатель обращает внимание детей на большой магнит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети:

Воспитатель: Да, это магнит. Посмотрите, на столе тоже лежат магниты, давайте их рассмотрим, возьмите 1 магнит в руки.

Дети:

Воспитатель: Какой он на ощупь?

Дети: 
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужен магнит? (Притягивает к себе предметы)
Дети: 

Эксперимент №1 «Свойства магнита»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различных материалов, давайте возьмем по 1 предмету и назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.

Воспитатель: Я вам предлагаю проверить какие предметы сможет притянуть к себе магнит. Но перед выполнением задания, давайте немножко разомнемся.

Пальчиковая гимнастика «Палочки»

Палочку в руках катаю,

перекатывать палочку между ладонями

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

мягким краем постукивать поочередно по каждому пальцу

Быть послушным научу.

Палочка бежит вперед

в соответствии с текстом

А потом – наоборот.

Эй, ребята, не зевайте:

Палочку вы не роняйте!

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что на одном конце палочки расположен магнит, с помощью которого вы сможете выполнить задание. Сейчас я предлагаю с помощью магнитной палочки найти  только те предметы, которые притянет к себе магнит. Найдите 1 предмет и возьмите его в руки.
Дети самостоятельно обследуют и проверяют взаимосвязь предметов и магнита.
Воспитатель: Давайте подумаем, из чего сделаны предметы, которые притянул к себе магнит?
Вывод: Магнит притягивает только металлические и железные предметы или другие магниты.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоят стаканы с водой.

Воспитатель: Да, перед нами стаканы с водой, а какая вода? Давайте вместе  вспомним.

- вода не имеет запаха.

- вода не имеет цвета/прозрачная/ вода бесцветная и т.д.

Эксперимент №2 «Свойства воды»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился цвет?

Дети:

Воспитатель: Да, можно добавить в нее краску. Попробуйте.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет. Если добавить в воду капельку мыла?

Дети:

Воспитатель: Давайте попробуем.

Дети выполняют.

Дети:

Воспитатель: Не вспенилась? Как мы можем ее вспенить?

Дети:

Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем использовать насосы. Но сначала вспомним, как работает насос.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте покачать воздух в стакан с помощью насоса, что получилось?

Дети:

Воспитатель: Молодцы!

Вывод: Воду можно окрасить, добавить мыло и  вспенить при помощи насоса.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит бумага.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы можем делать с бумагой?

- на бумаге можно рисовать

- можно мять

- можно рвать

- можно склеить

- можно сворачивать, складывать

Эксперимент №3 «Свойства бумаги»

Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он?

Дети:

Воспитатель: Давайте его сложим.

Дети:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду?

Дети:

Воспитатель: Давайте проверим, опустив в контейнер с водой ваши сложенные листочки. Что произошло?

Дети:

Воспитатель: Правильно, бумага намокла и расправилась.

Вывод: Бумага при намокании расправляется.

Воспитатель: Ну что же, ребята, все эксперименты мы провели. А сейчас давайте снимем халаты и головные уборы.

Воспитатель и дети снимают халаты и шапочки

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, выберите кружок на коврике и встаньте на него.

Физкультминутка «Раз, два, три» (аудиозапись)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Слышится плач (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе.

Дети:

Воспитатель обращает внимание детей на Принцессу в накидке с заплатками.

Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте поздороваемся и спросим что случилось?

Дети:

Принцесса (аудиозапись): Здравствуйте, ребята. Я - Принцесса, но злая колдунья заколдовала меня. Она дала мне задания и пока я их не выполню, он не вернет мне мою красоту. (плачет)

Воспитатель: Принцесса, расскажи нам, какие задания надо выполнить, может, мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, поможем?

Дети:

Принцесса (аудиозапись): Колдунья велела мне пришить металлические пуговицы к ее пальто, но я не смогла найти их  в контейнере с пуговицами.

Еще надо постирать ее одежду, я подготовила мыльную воду для стирки и чистую для полоскания, но забыла какая вода в каком тазу.

И самое сложное задание – колдунья велела, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.

Воспитатель: Да, задания действительно сложные. Давайте подумаем, как мы можем помочь Принцессе? Ребята, как же нам найти металлические пуговицы? Что нам поможет?

Дети:

Воспитатель: Правильно, магнит. Ребята, помогите, пожалуйста.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, с помощью чего мы сможем определить в каком тазу чистая вода, а в каком мыльная?

Дети:

Воспитатель: Правильно, с помощью насосов.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, последнее задание очень сложное, подумайте, как сделать так, чтобы на пруду распустились бумажные цветы.

Дети:

Воспитатель: Правильно, нужно положить их на воду.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!

Принцесса (аудиозапись): Спасибо вам большое, ребята, теперь я снова стану красивой!

Звучит волшебная музыка, воспитатель снимает с Принцессы накидку, она оказывается в красивом платье и туфлях.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Принцессой.

Дети:

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, я бы хотела наградить вас медалями.

Воспитатель вручает детям медали (для каждого ребенка)

(звучит аудиозапись)

Рефлексия в форме обсуждения и выбора ребенком наиболее понравившегося и интересного для него эксперимента.

Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши эксперименты. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить эксперименты, которые мы проводили и положить жетон в виде сердечка в контейнер у того эксперимента, который вам запомнился больше других.

Дети выполняют. Воспитатель подводит итог, какой эксперимент запомнился детям больше.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем помог Принцессе этот эксперимент.

Дети:

Воспитатель: Ребята, я очень рада была с вами познакомиться, спасибо вам большое за помощь, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий-экспериментов.

Приведены примеры организации исследовательской деятельности детей....

Конспект занятия - эксперимента "Как гладили казачки?"

Конспект занятия, разработанного для участия в 13 научно-практической конференции " Академия" и занявшее 1 призовое место среди дошкольников в секции " Кубановедение"....

конспект НОД "эксперименты с яйцом" средняя группа

занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами поисково исследовательской деятельности....

конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)

проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их  сравнения....

Конспект занятия эксперимента с водой в 1 младшей группе

Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лед. ...