Конспект занятия по познавательному развитию №10 в старшей группе Тема: «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №10

 в старшей группе

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: познакомить детей с природой Северного полюса.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».

Материалы и оборудование: демонстрационный –  карта; картинки с изображением диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж); картинки с изображением леса и скотного двора; оборудование для опыта; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети  знакомы с природой Северного полюса.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Игра

«Лото животных»

4 мин

2

Беседа

«Животные Арктики»

4 мин

3

Опыт

3 мин

4

Физкультминутка

«Море волнуется – раз…»

2 мин

5

Работа с пособием

«Что перепутал художник?

2 мин

6

Работа с пособием

«Покажи стрелками, кто кем питается»

2 мин

7

Работа с пособием

«Расскажи, что общего у рисунков»

2 мин

8

Работа с пособием

«Отметь погоду»

2 мин

9

Работа с пособием

«Как называется эта сказка?»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

1 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

I. Вводная часть   

Организационный момент

- На прошлой нашей встрече  мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие. Что мы выбрали? (Самолёт!)

- Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу? (Нет!)

- Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом? (На очень большие расстояния.)

- Почему? (Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.)

- Молодцы!

II. Основная часть

  1. Игра «Лото животных»

Ведущий – воспитатель. Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются карточки с животными леса, скотного двора и тюленя.

- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. А вот куда – поможет нам определить игра «Лото животных».

Игра идёт гладко до появления карточки с тюленем. Дети в затруднении – тюлень не похож ни на одно знакомое животное.

- Куда же мы поместим эту карточку? Кто это?

- Это животное не может жить на скотном дворе (оно дикое) и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде.

  1. Беседа

-  Это животное – тюлень. Он живёт в холодных водах Северного Ледовитого океана. По-другому это место называют Арктика, или Северный полюс. Именно поэтому тюлень такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас – куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотится за рыбой. Рассмотрите арктический пейзаж (пособие на с.19 вверху). Как вы думаете, почему тюлень – хищник? (Нет растений.)

- Самый главный враг тюленя – белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

- А чем же питаются моржи и тюлени? (Рыбой.)

- Да, рыбой, которой много в тех местах. А кто ещё любит рыбу? (Птицы.)

- Там, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары. Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц? (Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.)

- Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

- Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

  1. Опыт

- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

- Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

- А кто ещё из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)

- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?

- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели.

- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты  длинным водонепроницаемым мехом.

  1. Физкультминутка. Игра «Море волнуется – раз…»

Воспитатель и дети – ведущие просят ребят принять образы животных – диких, домашних, Севера, Юга, морских, сухопутных и пр.

  1. Работа с пособием (задание 1)

Педагог показывает детям Северный полюс на карте.

- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс? (Белый.)

- Почему вы так думаете? (Потому, что там очень холодно и много снега.)

-  Правильно. Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан здесь покрыт льдом, толщина которого достигает высоты трёхэтажного дома. В этих местах холодно и зимой, и летом. На Северном полюсе полгода длится день и полгода – ночь.

- Рассмотрите картинку, и скажите, что перепутал художник? (Пингвин живет на Южном полюсе. Бурый медведь и попугай не могут жить на Северном полюсе, так как для них нет в этом месте еды.)

  1. Работа с пособием (задание 2)

- Какие животные живут в Арктике?

Покажите стрелками, кто кем питается. (Белый медведь питается тюленями, моржами, рыбой. Тюлени питаются рыбой.)

- Есть ли среди животных Северного полюса травоядные? (Нет, так как в ледяной пустыне ничего не растёт.)

  1. Работа с пособием (задание 3)

- Посмотрите на картинки. Между ними есть что-то общее. Как вы думаете, что их объединяет?

- Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, когда, наплававшись, вылезает на сильный мороз?

  1. Работа с пособием (задание 4)

- Как вы думаете, какая погода сейчас в Арктике?

- Чем похожа на ту, что мы видим за окном?

- Чем отличается?

- Отметьте в первом квадрате погоду у себя дома, во втором – на Северном полюсе.

- Сегодня ветра нет. Как можно назвать такую погоду? (Безветренная.)

- Как это изобразить? (В обоих квадратах нарисуем прямостоящие деревья.)

- Изобразите в обоих квадратах солнечную погоду. Как вы это сделаете?

- Как вы думаете, где холоднее – на Северном полюсе или у нас?

- Как это можно изобразить? (На календаре, где отмечается погода на Северном полюсе, синяя стрелка, направленная вниз, должна быть намного длиннее.)

  1. Работа с пособием (задание 2)

- Рассмотрите рисунок. Это – иллюстрация к сказке. Как она называется? («Цветик - семицветик».)

- Расскажите тот отрывок, которому посвящена эта иллюстрация. (Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.)

- Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.)

III. Заключительная часть

Итог

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- С кем познакомились?

- Какие животные приспособились к условиям Северного полюса?

- Есть ли среди этих животных  травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт.)

- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно? (Одеваться тепло; смазывать кожу лица жиром, например, кремом; не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками; не есть снег и пр.)

- Прощаемся с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»

познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Финансов»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Путешествие в страну Финансов»Цель: ознакомление детей и расширение знаний о финансах (деньгах).Задачи:Расширить знания дете...