Конспект занятия по познавательному развитию №10 в старшей группе Тема: «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №10
в старшей группе
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель: познакомить детей с природой Северного полюса.
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».
Материалы и оборудование: демонстрационный – карта; картинки с изображением диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж); картинки с изображением леса и скотного двора; оборудование для опыта; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети знакомы с природой Северного полюса.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 23 мин | |
1 | Игра | «Лото животных» | 4 мин |
2 | Беседа | «Животные Арктики» | 4 мин |
3 | Опыт | 3 мин | |
4 | Физкультминутка | «Море волнуется – раз…» | 2 мин |
5 | Работа с пособием | «Что перепутал художник? | 2 мин |
6 | Работа с пособием | «Покажи стрелками, кто кем питается» | 2 мин |
7 | Работа с пособием | «Расскажи, что общего у рисунков» | 2 мин |
8 | Работа с пособием | «Отметь погоду» | 2 мин |
9 | Работа с пособием | «Как называется эта сказка?» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 1 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
- На прошлой нашей встрече мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие. Что мы выбрали? (Самолёт!)
- Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу? (Нет!)
- Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом? (На очень большие расстояния.)
- Почему? (Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.)
- Молодцы!
II. Основная часть
- Игра «Лото животных»
Ведущий – воспитатель. Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются карточки с животными леса, скотного двора и тюленя.
- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. А вот куда – поможет нам определить игра «Лото животных».
Игра идёт гладко до появления карточки с тюленем. Дети в затруднении – тюлень не похож ни на одно знакомое животное.
- Куда же мы поместим эту карточку? Кто это?
- Это животное не может жить на скотном дворе (оно дикое) и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде.
- Беседа
- Это животное – тюлень. Он живёт в холодных водах Северного Ледовитого океана. По-другому это место называют Арктика, или Северный полюс. Именно поэтому тюлень такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас – куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотится за рыбой. Рассмотрите арктический пейзаж (пособие на с.19 вверху). Как вы думаете, почему тюлень – хищник? (Нет растений.)
- Самый главный враг тюленя – белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
- А чем же питаются моржи и тюлени? (Рыбой.)
- Да, рыбой, которой много в тех местах. А кто ещё любит рыбу? (Птицы.)
- Там, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары. Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц? (Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.)
- Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
- Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
- Опыт
- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?
- Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
- А кто ещё из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)
- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?
- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели.
- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- Физкультминутка. Игра «Море волнуется – раз…»
Воспитатель и дети – ведущие просят ребят принять образы животных – диких, домашних, Севера, Юга, морских, сухопутных и пр.
- Работа с пособием (задание 1)
Педагог показывает детям Северный полюс на карте.
- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс? (Белый.)
- Почему вы так думаете? (Потому, что там очень холодно и много снега.)
- Правильно. Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан здесь покрыт льдом, толщина которого достигает высоты трёхэтажного дома. В этих местах холодно и зимой, и летом. На Северном полюсе полгода длится день и полгода – ночь.
- Рассмотрите картинку, и скажите, что перепутал художник? (Пингвин живет на Южном полюсе. Бурый медведь и попугай не могут жить на Северном полюсе, так как для них нет в этом месте еды.)
- Работа с пособием (задание 2)
- Какие животные живут в Арктике?
Покажите стрелками, кто кем питается. (Белый медведь питается тюленями, моржами, рыбой. Тюлени питаются рыбой.)
- Есть ли среди животных Северного полюса травоядные? (Нет, так как в ледяной пустыне ничего не растёт.)
- Работа с пособием (задание 3)
- Посмотрите на картинки. Между ними есть что-то общее. Как вы думаете, что их объединяет?
- Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, когда, наплававшись, вылезает на сильный мороз?
- Работа с пособием (задание 4)
- Как вы думаете, какая погода сейчас в Арктике?
- Чем похожа на ту, что мы видим за окном?
- Чем отличается?
- Отметьте в первом квадрате погоду у себя дома, во втором – на Северном полюсе.
- Сегодня ветра нет. Как можно назвать такую погоду? (Безветренная.)
- Как это изобразить? (В обоих квадратах нарисуем прямостоящие деревья.)
- Изобразите в обоих квадратах солнечную погоду. Как вы это сделаете?
- Как вы думаете, где холоднее – на Северном полюсе или у нас?
- Как это можно изобразить? (На календаре, где отмечается погода на Северном полюсе, синяя стрелка, направленная вниз, должна быть намного длиннее.)
- Работа с пособием (задание 2)
- Рассмотрите рисунок. Это – иллюстрация к сказке. Как она называется? («Цветик - семицветик».)
- Расскажите тот отрывок, которому посвящена эта иллюстрация. (Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.)
- Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.)
III. Заключительная часть
Итог
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- С кем познакомились?
- Какие животные приспособились к условиям Северного полюса?
- Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт.)
- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно? (Одеваться тепло; смазывать кожу лица жиром, например, кремом; не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками; не есть снег и пр.)
- Прощаемся с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»
познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Финансов»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Путешествие в страну Финансов»Цель: ознакомление детей и расширение знаний о финансах (деньгах).Задачи:Расширить знания дете...