Паспорт совместного проекта воспитателей, детей и родителей «Ай да ложка, ложечка!»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель проекта | Ознакомление детей с деревянной ложкой, ее историей и назначением |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lozhki.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта | «Ай да ложка, ложечка!» |
Вид проекта | Групповой, краткосрочный, игровой |
Участники проекта | Воспитатель, дети 3-4 года, родители |
Актуальность проекта | Интерес и внимание к народному искусству в последнее время еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, они тем самым приобщаются к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках, так, например, ложки. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций. Про нее можно говорить много, потому что у ложки есть история, ложка – семейная реликвия, ложка - сувенир, музыкант, сказка… Данный проект позволяет расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны. |
Цель проекта | Ознакомление детей с деревянной ложкой, ее историей и назначением |
Задачи проекта | Задачи для педагога: Дать первичные знания о деревянной ложке. Познакомить с ее историей. Обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды, их функциями и назначением. Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов.. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории; умение видеть прекрасное в окружающем мире. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. |
Задачи для детей: Проявление интереса к разнообразным предметам посуды. Понимание их свойств, качеств и назначений. Понимание бережного отношения к культуре своего народа. | |
Задачи для родителей: Расширить знания о деревянной ложке как об отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. | |
Продукт проекта | Выставка «Ложки своими руками» |
Итоговое мероприятие | Развлечение «В мире музыки» |
Срок реализации | 22.02.2024-29.02.2024 |
Практическая значимость проекта | - дети узнают о применении деревянных ложек в качестве шумового ударного инструмента; - расширят собственный опыт о народной культуре - повысится активность родителей в жизни группы. |
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое дидактическое обеспечение |
Подготовительный этап | |||
Неделя/день недели 22 февраля четверг | 1.Подбор художественной литературы для чтения. 2.Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми. 3.Разработка конспектов НОД. 4. Составление картотек сюж-ролевых игр, пальчиковых гимнастик 5.Составление рекомендаций для родителей. | ||
26 марта понедельник | Утро Вечер | 1. Беседа: «Ложечка точеная - ручка золоченая», 2. НОД Лепка: «Ложка для Сороки-Белобоки» 3. Рассказ воспитателя «История деревянной ложки» Кристиан Пино. 4. Рисование: «В гостях у деревянной ложки» 5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды» 6. Дидактическая игра: «Какая бывает посуда» 7. Ширма для родителей «История деревянной ложки» | Ложки Пластилин, доски Посудка, прилавок, касса, игр.деньги Ширма |
27 марта вторник | Утро Вечер | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2. Познавательное развитие «Появление деревянной ложки» 3. Сюжетно-ролевая игра «Принимайся за обед» 4. Экспериментирование на тему: «Из чего сделана ложка?» 5. Чтение «Три медведя» 6. Дидактическая игра «Ложки разные бывают» (по размеру) Консультация для родителей «Значение игры на деревянных ложках для дошкольников» 7. Дома просмотр мультфильма «Жихарка» | Ложки, картинки Посудка, стол, стулья Ложка плассмасовая, деревянная, железная Сборник сказок Лото |
28 марта среда | Утро Вечер | 1.Беседа по мультику 2. Дидактическая игра «Для чего и почему?» (по назначению) 3. Аппликация: «Путешествие в прошлое ложки» 4. Сюжетно-ролевая игра «Напоем куклу чаем» 5. Упражнение игра на ложках 5. Консультация для родителей «Обратите внимание, как ваш ребенок держит ложку» | Лото Заготовки из картона, цв.бумаги, клей Ложки, муз.колонка Ширма |
29 марта четверг | Вечер | Развлечение «В мире музыки» Выставка детских работ | Баян, синтезатор, ложки |
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело.
Пино
На полпути между лесом и морем в хорошеньком маленьком домике жила счастливая семья.
Отец всю свою жизнь рыбачил. Ему удалось отложить немного денег, и, состарившись, он ушел на покой.
Мать шила кофты и юбки деревенским щеголихам, и ее заработок выручал семью в трудную минуту.
А четырнадцатилетняя Жизлена была любящей дочерью, очаровательной девочкой, нежной и отзывчивой.
Вот, скажете вы, самая обыкновенная семья. Так что же интересного может случиться с ней? Но я еще не упомянул об одном немаловажном обстоятельстве. Отец был большим лакомкой, а его жена - замечательной поварихой. Не в этом ли и крылся отчасти секрет их благополучия? Жена проводила целые часы у печки, приготовляя изысканные блюда, которым ее муж затем отдавал должное. Что же касается Жизлены, то у нее был один недостаток: она совсем была не приспособлена к хозяйству. Не то чтобы она ничего не хотела делать, нет, она была услужливая девочка, но кухня совсем не привлекала ее, и заботы о пище лежали всецело на матери.
И вдруг в эту счастливую семью пришла беда.
Мать простудилась, заболела и через несколько дней умерла. Отец был в отчаянии - он очень любил жену,- но особенно почувствовал он потерю лишь тогда, когда Жизлена принялась за хозяйство.
Начало было просто ужасным. Я не берусь описывать первый суп, первое рагу, первую попытку приготовить то, что из деликатности мы назовем кремом.
Так же неудачны были и последующие кулинарные опыты дочери. Отец Жизлены перестал садиться за стол. Он питался сухим хлебом и сыром, потому что дочь, надежда его старости, не могла предложить ему ничего лучшего. В несколько месяцев толстяк превратился в тень.
Девочка была в отчаянии. Она старалась изо всех сил, с раннего утра чистила овощи для супа, который стоял целый день на огне и вечером был уже совершенно несъедобен, она доставала у хороших хозяек проверенные рецепты, но и по ним у нее ничего не получалось. Она никак не могла сообразить, в каком порядке надо перемешивать муку, яйца, дрожжи, воду и масло, чтобы получилось тесто. Ее пироги то рассыпались еще в печке, то выходили такими сплющенными и твердыми, что их нужно было разбивать молотком.
Однажды, когда Жизлена обливалась слезами над компотом, она услышала, как кто-то постучал в дверь. Открыв, девочка увидела старую, седую женщину, одетую во все черное.
- Дитя мое,- сказала женщина,- я очень устала и проголодалась. Не можешь ли ты накормить меня? Я не так богата, чтобы идти в харчевню.
- Войдите, сударыня,- ответила Жизлена, у которой было доброе сердце.- Считайте наш дом своим. Но только я должна предупредить вас, что я плохая стряпуха.
- Это неважно, мой старый желудок привык ко всему.- Старуха вошла и села за стол.
Жизлена подала ей ужин, приготовленный для отца. Она прекрасно знала, что отец все равно к нему не притронется. Гостья принялась за еду, а Жизлена наблюдала за ней, ожидая, что та скажет ей что-нибудь неприятное. Кушанья, которыми девочка угощала старуху и которые я не берусь даже описывать, не вызывали у гостьи ни отвращения, ни удивления. Ела она с большим аппетитом, а когда кончила, в ее глазах появилось выражение лукавства и удовлетворения.
- Превосходно,- сказала она.- Я очень довольна тобой.
Нельзя было понять, чем вызваны эти слова - исключительной вежливостью или лицемерием.
- Я не могу заплатить тебе за обед, у меня нет денег, но я оставлю тебе кое-что на память и уверена, что мой подарок сделает тебя счастливой.
С этими словами старуха достала из сумки самую обыкновенную деревянную ложку и подала ее девочке. Затем она вышла из дома и удалилась подпрыгивающей походкой.
Деревянная ложка! Какая горькая насмешка! И, рассердившись, девочка бросила ее в ящик.
Шли месяцы. Отец Жизлены, не видя смысла в жизни, быстро угасал и очень страдал от мысли, что оставит свою дочь, которая, по его мнению, так не приспособлена к жизни, совсем одну на свете.
Однажды Жизлена забыла на плите деревянную ложку своей покойной матери, которой та всегда пользовалась. Ручка ложки обуглилась, и ложка стала негодной. Тогда девочка вспомнила о старухе и достала из ящика ее подарок. Но как только Жизлена захотела помешать в чугунке какое-то варево, которое она готовила для отца, деревянная ложка нетерпеливо задергалась, вырвалась из ее рук и стала летать по кухне. Она зачерпнула соли из солонки, взяла щепотку перца, нашла сельдерей и две луковицы, вытащила из чугуна плохо очищенную морковь и наотрез отказалась вернуться в руку Жизлены, пока не сварила бульон.
Вечером девочка подала ужин больному отцу. Тот привычным усталым жестом хотел от него отказаться, но приятный запах удивил его. Он попробовал бульон и выпил его до последней капли.
- Дочь моя, ты сделала чудо. Должно быть, тебя вдохновила твоя бедная мама. В первый раз ты приготовила мне что-то вкусное.
И довольный отец уснул, мечтая о чудесных кушаньях, которые теперь будет готовить ему дочь.
Жизлена была и счастлива и озабочена. Может быть, эта летающая ложка заколдована? Не лучше ли ее сжечь? Или пусть она продолжает работать?
Наконец надежда вылечить отца и сделать его счастливым взяла верх над всеми сомнениями.
Утром девочка достала ложку, положила ее на стол и сказала, что нужно приготовить на сегодня. Успех был полный. Все утро ложка резала мясо,. чистила овощи, выбирала пряности, что-то размешивала, следила за тем, чтобы ничто не подгорало и не остывало. И Жизлена вовремя подала отцу на подносе простой, но прекрасно приготовленный завтрак.
Старик плакал от радости, опустошая тарелки. Он почувствовал себя настолько окрепшим, что смог встать с постели и пройтись по саду. Он выздоравливал. Вместе с вкусной пищей к нему вернулся вкус к жизни. Вскоре он пополнел и стал выглядеть, как прежде. Жизлена запретила отцу ходить на кухню. Она боялась, что он увидит летающую ложку, потребует объяснений и, может, даже обвинит ее в колдовстве. Но старик не был любопытен. Что ему за дело до того, что творится на кухне! Пусть только то, что подается на стол, возбуждает аппетит. И он был совершенно счастлив.
Прошло два года. Отец безобразно растолстел, девочка превратилась в прелестную девушку. Они жили вдвоем, и ничто не нарушало их спокойной жизни. Что же касается ложки, она продолжала работать. За это время и Жизлена кое-чему научилась от нее. Иногда ложка позволяла девушке помогать в приготовлении несложных блюд, однако зорко следила за ней, предотвращая малейшую ошибку.
Однажды владелец соседнего замка решил устроить грандиозный пир в честь королевского сына, который охотился в окрестностях. Принц считался изысканным лакомкой, и барон Хюнодьер, хозяин замка, хотел угостить его на славу.
Для такого большого приема не хватало слуг и пришлось пригласить нескольких молодых женщин, чтобы помочь за столом и на кухне. Жизлена попала в число судомоек.
Отправляясь в замок, девушка захватила на всякий случай свою деревянную ложку. Впрочем, она не собиралась воспользоваться ею, так как хотела остаться незамеченной. Она не любила уходить из дому и оставлять отца одного.
Главный повар замка был уже стар. Знаток своего дела, он начал приготовления к пиру за два дня до назначенного срока. Зарезав птицу, он сделал заливные блюда и паштеты. Что же касается самых сложных кушаний, то их надо было готовить в день приезда принца, а иные, как, например, телячьи почки в испанском вине и воздушный пирог с апельсинами - гордость баронской кухни,- даже перед самой подачей на стол.
Миловидное личико Жизлены приглянулось главному повару, и он стал давать ей поручения - резать почки, разбивать яйца, чистить апельсины.
В утро приезда принца случилось несчастье. В течение двух дней повар не отходил от плиты и почти не спал. Преклонный возраст, жара и усталость сделали свое дело. Повар потерял сознание.
Его удалось привести в чувство, но стоять у плиты и продолжать работу он уже не мог. Какой ужас! В кухне царила полная растерянность. Как сообщить об этом барону? Его репутация и положение были под угрозой. Жизлена попросила оставить ее наедине с поваром и предложила ему свою помощь.
- Бедное дитя,- простонал больной,- ты, может быть, сумеешь сварить яйцо всмятку, хотя и это не так просто, но телячьи почки и воздушный пирог на двадцать персон - такие подвиги тебе не под силу. Кроме того, надо зажарить заднюю ножку косули и сбить перед самой подачей на стол горчичный соус. А сколько еще всего надо суметь и приготовить и подать!
- Но у вас нет выбора,- сказала девушка.- В случае неудачи я сама буду отвечать за все, а если справлюсь - успех будет ваш. Я не хочу, чтобы знали обо мне.
Со слезами на глазах и отчаянием в душе старый повар наконец согласился и, чтобы не присутствовать при своем позоре, слег в постель.
Между тем Жизлена осталась в кухне одна, и ложка принялась за работу.
Гонзаг, сын короля, был принят в замке с великим почетом. Ему представили всю окрестную знать - нотариуса, мирового судью, капитана жандармерии и священника. На всякий случай были приглашены и несколько почтенных семейств со взрослыми дочерьми, так как принц был холост.
У молодого человека была величественная осанка, но в обращении с людьми он был прост и сердечен. У него для каждого нашлось приветливое слово, он обратил благосклонное внимание на девушек, поговорил о гражданском и военном праве, отметил исключительный вкус, с каким барон обставил свой замок.
Сели за стол. Ничего не подозревавший барон все же волновался. Завтрак был настоящим триумфом! Телячьи почки таяли во рту. Ни с чем не сравнимая подливка была ароматной и бархатистой. Задняя ножка косули оказалась зажаренной в самый раз. Немного рубленого эстрагона смягчало остроту и давало нежный привкус горчичному соусу. А воздушный пирог! Невозможно описать его совершенство.
Гонзаг незаметно распустил пояс и, не скрывая удовольствия и восхищения, принялся за третий кусок пирога.
Барон опьянел от радости и обильно льющегося вина. Он решил, что повар превзошел самого себя и заслужил щедрую награду.
Отдохнув после завтрака и выразив еще раз свою признательность барону, принц уехал. Как удивился старый повар, когда хозяин поздравил его с успехом! Следовало бы рассказать барону правду, но Жизлена пожелала оставить все в тайне, и старик промолчал. Кошелек, полученный от барона, он передал счастливой девушке.
Спустя несколько дней в замок прибыл посол от короля с важным поручением. Король просил барона уступить ему своего главного повара, которого он желал назначить шефом дворцовой кухни. Такая просьба была равносильна приказу. Жаль было терять искусного повара, но барон отпустил его, не раздумывая. Он знал щедрость короля и понимал, что отныне благополучие его рода обеспечено.
Старый повар, польщенный и встревоженный, отправился ко двору короля.
А через несколько дней старик, жалкий и униженный, вернулся обратно с собственноручным письмом его величества.
Король вежливо выражал барону свое неудовольствие. Повар превосходный, но он не оправдал тех похвал, которые расточал ему принц Гонзаг. Повар, несомненно, очень талантлив, но лишен воображения. Король решил довольствоваться своими поварами.
Несмотря на учтивый тон письма, в нем сквозила явная немилость.
Увидев, как расстроился хозяин, повар признался ему во всем.
- Завтра же пошли за этой девушкой,- сказал барон.- Надо спасать положение.
Утром, надев свое лучшее платье, Жизлена явилась в замок. Все были удивлены, что опытным поваром оказалась такая молоденькая девушка.
В тот же вечер карета барона повезла его вместе с Жизленой во дворец.
Получив аудиенцию у короля, барон представил ему девушку и рассказал о том, что произошло. Принц, который присутствовал при разговоре, поймал себя на том, что девушка заинтересовала его не только как повариха.
- Вы рассказали прелестную историю,- сказал король барону.- Но чтобы лишний раз не обижать своих поваров, я хочу сначала испытать эту девушку.
И король сам составил для Жизлены необыкновенно трудное меню и дал ей два дня на приготовление всех блюд.
Когда Жизлена попросила поваров удалиться из кухни, они сначала возмутились, но потом сообразили, что она хочет сохранить в тайне профессиональные секреты.
И вот девушка осталась одна в громадной дворцовой кухне. Она начала с того, что вслух прочитала названия заказанных блюд, а деревянная ложка при этом утвердительно кивала. Но когда была упомянута щука, которую нужно было приготовить по способу Франсуа I , ложка беспокойно задвигалась. По-видимому, это блюдо было ей незнакомо.
Жизлена с удивлением увидела, как ложка стала чертить на столе какие-то таинственные круги, а потом там внезапно появилась великолепная, ярко раскрашенная книга.
Ложка стала лихорадочно перелистывать страницы, нашла нужный рецепт и внимательно его прочитала. После этого она успокоилась и принялась за работу.
Срок в два дня был установлен потому, что надо было в течение двадцати четырех часов уваривать на медленном огне и довести до студенистой массы великолепных пулярок. Затем к полученной массе прибавлялись выдержанные вина и редкие сорта спирта, один из которых доставлялся с Британских островов. Ложка протерла несколько раз через частое сито полученную смесь и залила ею щуку, предварительно вымоченную в легком сухом белом вине с нежным ароматом. Затем ложка воткнула в еще не застывшее желе маленькие причудливые цветочки, сделанные из трав и лепестков розы. Блюдо получилось великолепное.
По сравнению с этим блюдом приготовление других было детской забавой. Ложка сделала из сахара, орехов и глазированных фруктов королевскую корону, точь-в-точь как та, на которую она потихоньку ходила смотреть ночью.
Что сказать о завтраке? Он был превосходен. Король сиял, принц плакал от радости, барон чувствовал, что его благополучие упрочено.
После трапезы появилась Жизлена.
- Дитя мое, ты самая замечательная повариха, какою когда-либо гордился мой дворец. Отныне ты станешь начальницей над моими кухнями и будешь получать министерский оклад.
- Ваше величество,- отвечала Жизлена,- я повинуюсь во всем вашей воле, но я предпочла бы, если вы разрешите, жить со своим отцом.
- Эта девушка восхитительна! - воскликнул принц.- Она даже лучше приготовленной ею щуки. Я вижу только один выход - мне надо жениться на ней. Она будет готовить всем нам изумительные блюда.
Так Жизлена стала женой принца, и ее отец доживал свои дни близ королевских кухонь.
Принц стал обедать только дома. К несчастью, он ел слишком много, и. однажды после тяжелого приступа печени врачи предупредили его, что, если он хочет когда-нибудь царствовать, ему придется довольствоваться впредь вареным картофелем и минеральной водой.
Тем не менее молодые супруги были очень счастливы, так как Жизлена, не обладая способностями своей деревянной ложки, могла похвалиться другими талантами
Сюжетная ролевая игра «Магазин посуды»
Материалы: две куклы — большая и маленькая, детская посудка, игрушечный торт и пирожные.
Ход занятий
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
А в доме живут Мама-кукла и дочка-кукла. Давайте посмотрим, мама-кукла по размеру какая? (большая). Какого цвета у нее платье? (голубое). А сумочка какого цвета? (фиолетовая). А давайте теперь посмотрим на дочку. Какого она размера? (маленького). Какого цвета у нее костюм? (зеленый). Какого цвета косынка? (желтая).
К куклам сегодня придут гости, они приготовили угощения, но оказалось, что гостей будет очень много, а посуды у кукол мало. Не далеко от дома кукол, есть магазин посуды и они просят нашей помощи, съездить в него и купить посуду.
(дети ритмично повторяют за мной движения, показывая руками руль, работу дворников и т. д.)
Колёсики, колёсики и красивый руль.
Дворники работают; водичка льёт, буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот —
Музыка на полную. Поехали. Вперёд!
Дети, куда же мы приехали? Правильно, в магазин. Давайте посмотрим, какую посуду мы здесь можем купить. Выставляю на стол детскую посудку и прошу дать название. Что это? (сковородка). А это что? (кастрюля). А как называется всё это одним словом? Верно, посуда.
Мама-кукла большая. Как вы думаете, какую посуду она выберет для себя? (большую). Давайте теперь поможем выбрать маме-кукле посуду для дочки и для гостей (выбираем чашки, ложки, блюдца, тарелки и т. д.).
По ходу действий, задаю детям вопросы:
какого цвета эта чашечка?
что больше, тарелка или блюдце?
какого цвета выбрала тарелку мама-кукла? И т. д.
После того, как нужная посуда подобрана, дети с куклами едут домой.
(дети ритмично повторяют за мной движения, показывая руками руль, работу дворников и т. д.)
Колёсики, колёсики и красивый руль.
Дворники работают; водичка льёт, буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот —
Музыка на полную. Поехали. Вперёд!
Приехали домой и стала мама-кукла раскладывать угощения по тарелкам. У мамы-куклы какая тарелка? (большая). Берем кусок торта. Какой кусок мы дадим маме-кукле, большой или маленький? А дочке? Почему?
Затем к куклам приезжают гости, к маме большие, а к дочке маленькие. И дети их угощают. Далее игра перетекает в свободную форму.
Сюжетная ролевая игра «Принимайся за обед»
Материалы: детская посуда (чашки, блюдца, ложки, салфетница, чайник, предметы заместители, куклы на каждого ребенка.
Воспитатель. Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел (на стульях сидят куклы). Давайте скажем нашим гостям «здравствуйте».
Дети подходят, здороваются с куклами, рассматривают их.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все куклы девочки среди кукол есть куклы-мальчики. Дети рассказывают, как они это поняли, если они затрудняются, педагог помогает им.
Воспитатель. Ребята, гостей обычно угощают чаем. Давайте и наших гостей угостим чаем. А что нам для этого надо?
Дети предлагают свои варианты (кружки, тарелочки, ложечки, чайник и т. д)
Воспитатель. Давай те с вами вместе сервировать стол. Вы же мне поможете?
Педагог вместе с детьми сервирует стол, расставляю кружки, тарелочки, салфетки, сахарницу. Чай ставят на плиту кипятить.
Воспитатель. Ребята, а чего-то не хватает. Наверное, печенья, с чем мы будем пить чай? Сейчас мы с вами быстренько его испечем. Кто мне поможет?
Педагог берет миску, в которой уже лежат формочки от крупной мозаике, и предлагает детям: налить молоко, насыпать сахар, соль, разбить яйцо, добавить муки. Раскладывают все это на маленький противень, ставят в воображаемую печь.
Воспитатель. Посмотрите, наши куклы заскучали. Давайте с ними потанцуем.
Игра с куклой.
Наших кукол мы возьмем,
С куклами гулять пойдем.
Мы шагаем не спеша,
Раз и два, рази два.
Мы за ручки кукол взяли
С ними вместе поплясали.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Пляшет куколка моя.
Уложила куклу спать,
Стала песню напевать.
Баю-бай,баю-бай,
Глазки кукла закрывай.
Совместная образовательная деятельность в младшей группе «Принимайся за обед»
Вот проснулась кукла - крошка,
Причешу ее немножко.
Тихо-тихо не шали.
Потихонечку сиди.
Кукла будет отдыхать,
А ребята танцевать.
Воспитатель. Вот и наше печенье испеклось, и чай вскипел. Садитесь вместе с куклами на стульчики будем их чаем поить и печеньем угощать. Только осторожно печенье горячее.
Вот мы и поиграли, и чай попили, пришло время прощаться с нашими гостями.
Сюжетно-ролевая семья «Напоем куклу чаем»
ОБОРУДОВАНИЕ: стол, скатерть, чайный сервиз, лимоны, макеты торта, конфеты, печенья, кукла.
1. «Мотивационно-целевой этап»
(стук в дверь)
Воспитатель: - Ребята, кто то к нам в гости пришёл?
(заносит куклу)
Воспитатель: - Кто это ребята? (ответ детей)
Воспитатель: - К нам в гости пришла кукла Маша.
- Давайте поздороваемся с ней.
Дети:- Здравствуй, Маша!
(кукла плачет)
Воспитатель: Почему ты плачешь?
( кукла, что – то шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Кукла очень замёрзла, может напоим куклу чаем?
Дети: - да
2 . « Содержательно-деятельностный этап»
Воспитатель: - Где можно напоить куклу чаем?
(дети показывают где стоит стол)
Воспитатель: - Куда посадим Машу?
(дети приносят стул для Маши)
Воспитатель: - Стол какой то некрасивый, чего то не хватает.
Что же нам сделать? Я думаю надо скатерть.
(дети несут скатерть)
Воспитатель: - Вот теперь красиво. А из чего кукла пить чай будет .
(ответ детей)
Воспитатель: - Расставляйте кружки и Маше не забудьте поставить.
Воспитатель:- А куда мы будем сладости выкладывать?
(дети несут блюдца)
Воспитатель: - А чем же куколка будет накладывать сахар в чай и чем перемешивать.
( дети несут ложки)
Воспитатель: Всю посуду поставили на стол. А где наш чайник?
( дети несут чайник)
- Из него мы будем наливать чай в кружки. А чтобы чай был вкусный, ароматный, что можно положить в чай?
(ответ детей)
- Принесите же сюда лимоны
Воспитатель: - А вот сейчас разложите на блюдца сладости.
Кукла пьёт горячий чай
Кушает конфетку.
Не облейся невзначай
Завяжи салфетку.
Воспитатель: А теперь стол накрыт, садитесь пить чай. Кукла всех зовёт к столу.
(идёт игрушечное чаепитие)
Воспитатель: - Ну, вот Маша повеселела. Оставайся у нас в группе, вон сколько здесь кукол живёт.
3.Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, почему кукла Маша стала весёлой?
- Что мы с ней делали?
- А из чего мы пили чай?
- Вот как мы красиво накрыли на стол. Теперь вы и дома можете помогать маме накрывать на стол.
Беседа: «Ложечка точеная - ручка золоченая», любование ложками.
Цель: Раскрытие детям внешней красоты ложки.
Стихотворение: «Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Чтение стихотворения «Ложка»
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!...
Показать детям разные по размеру ложки.
1. Ребята, что это? (ложки, посуда)
2. Для чего она нам нужна? (кушать суп, кашу и т.д.)
3. А эти ложечки одинаковые? (разные: большая, поменьше и маленькая)
4. А нужны ли нам эти ложка? (чтоб раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу, класть сахар в чай) 5.
Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая, блестящая, красивая, украшена цветами и узорами). Эта ложка красивая? Что у неё красивое? Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок, чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки - черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи - цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска.
Такую ложку ещё называют поварешкой.
Прочитать продолжение стихотворения «Ложка».
На кухне, в гостиной во время застолья
Есть ложки для сахара, перца и соли,
А суп разливают большой поварешкой
Вот только для моря не видел я ложки!
Вот какие красивые эти ложки!!!
Консультация для родителей «Значение игры на деревянных ложках для дошкольников»
В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под влиянием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.
«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» - такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливались и продолжают изготавливать из березы, осины, липы, а также украшали резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.
Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы; сейчас широко используются в исполнительской практике также ложки-веера. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.
Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника.
Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности детей и импровизации.
Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (или на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование, в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.
Конспект НОД по лепке. Тема «Ложка» (2 младшая группа)
Цель:
-вызвать у детей интерес к лепке; - знакомить детей с народным творчеством;
-формировать умение раскатывать колбаски из пластилина между ладошками;
-доставить детям радость от создания своих композиций, по мотивам народных потешек.
Материал: пластилин желтого цвета, хохломская ложка (образец, яркие черпачки из картона, игрушка сорока.
Ход НОД
Слышится пение птиц и стрекотание сороки
-Ой ребята, что это (пауза)
-Кто это, так кричит? (птичка, птички)
-И правда птичка!
Показывает птичку- сороку.
-Что это за птичка? (сорока- белобока) .
-Правильно, сорока - белобока.
Сорока -белобока,
Где была?
Далеко!
По полю летала,
Зерна собирала,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток кормила!
-А какой кашей?
-Кашей из гречки.
-Мы тоже умеем кашу варить. Приготовили ручки.
-Каша из гречки, где варилась?
-В печке! Из печки достали, ложкой помешали.
-Вот какая каша вкусная.
-Посмотрите ребята наша сорока- белобока какую красивую ложку принесла. Непростую, точеную с ручкой золоченой. Посмотрите (к каждому индивидуально) ложка хохломская.
-Ой ребята, сорока-белобока плачет. говорит у нее только одна эта ложка и осталась, а как же детки без ложек.
-Ребята давайте поможем сороке, вылепим ложки из пластилина.
-Не плачь сорока, пожалейте, погладьте сороку.
Мы с вами сейчас сядем за стол и будем лепить.
-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.
-Покажите мне, как вы будете раскатывать.
-А сейчас я раздам пластилин и мы будем работать (раздает пластилин) .
-Какого цвета пластилин?
-Правильно желтого!
Воспитатель показывает, ка раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет красочный черпачок, получается ложка.
Сорока хвалит детей. Дети складывают ложки на поднос, вокруг расписной чашки.
-Молодцы ребята! А сейчас сорока нас приглашает поиграть.
Игра "Сороки"
Дети изображают сорок. Они стоят стайками и подражают всем движениям воспитателя, который говорит:
-Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело сороки- тр- тр- тр-
(Дети бегают по комнате, размахивая руками)
-Целый день они кричали
Спать ребяткам не давали -тр- тр- тр-
Только к ночи умолкают,
Спят сороки, отдыхают -тр-тр-тр-
(Дети садятся, ручки под щечки) .
Воспитатель хвалит детей, говорит о том, что они хорошо играли, лепили ложки, помогали сороке.
Теперь у сороки много красивых ложек для своих детишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Образовательный проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей для старшей группы " Энциклопедия здоровья".
Цель моего образовательного проекта расширить знания детей о здоровом образе жизни, о полезной еде для человека,о строении тела человека, об органах чувств.А самое главное - это совместное создание " ...
Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе на тему: «Пальчиками играем — речь развиваем» младшая группа
проект совместной деятельности воспитателя ддетей и родителей в среней группе...
Совместный проект воспитателя, детей и родителей «Где живет весна?»
Совместный проект воспитателя, детей и родителей «Где живет весна?»...
разработка совместного проекта воспитателя,детей и родителей, Деревья наши друзья.
деревья наши друзья...
разработка совместного проекта воспитателя,детей и родителей, Фотографии - история без слов
Это паспорт проекта на тему "Фотографии - истории без слов", Это проект совместной деятельности детей, их родителей и воспитателя. Дети закрепляют знания о трех признаках...
Совместный проект воспитателя, детей и родителей «Новый год шагает по планете»
Изучая книгу «Детские путеводители России для детей» мы с детьми выяснили, что у нашего Дедушки Мороза есть коллеги в разных уголках мира и зовут их совершенно по разному, а наши юны...
Паспорт совместного проекта воспитателей, детей и родителей "В мире игрушек"
Цель проектаОзнакомление детей с игрушками, их свойствами и назначением...