Конспект НОД по познавательному развитию "История создания стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В конспекте представлены теоритические материалы и материалы для закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdaniya_stekla.docx654.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

Старшая группа

Тема "История создания стекла"

Современные образовательные технологии, использованные в работе:

1. Технология исследовательской деятельности

2. Здоровьесберегающие технологии

3. ТРИЗ-технологии


Цель: знакомство детей со свойствами стекла.

Задачи

Образовательные:

- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.  

Развивающие:

- развивать внимание, любознательность;

- развивать умение обследовать предметы, наблюдательность;

- развивать память, связную речь, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла;

 -воспитывать умение выслушивать товарища;

-воспитывать уважение к труду взрослых.

Безопасность: формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.  

Материал и оборудование:

Изделия из стекла: вазочки, розеточки, стаканы, бутылочки, флакончики, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, камушки.

Ход НОД

Приветствие.

Все дети встают в круг.

Доброе утро небу и птицам! Поднимаем руки вверх.

Доброе утро улыбчивым лицам! Протягиваем руки друг другу и замыкаем круг друзей.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро продлится до вечера!

Сюрпризный момент и создание проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?

Дети: Мы видим много разных предметов.

Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.

Раздаётся незнакомый звук (пришло сообщение на телефон группы от почтальона Печкина.). Воспитатель открывает сообщение и рассказывает детям, что почтальон Печкин не может разгадать загадки из журнала "Наука и жизнь" и просит ребят ему помочь.

Воспитатель предлагает детям помочь Печкину и отгадать загадки: 

  • Холод терпит, а палку нет.
  • Его не видишь, а потрогать можно.
  • На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

  • Очень хрупко и прозрачно

        В пользу людям предназначено.

Дети: Это стекло.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла.

Воспитатель: Вот мы и на выставке. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про выставку рассказать.  

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.

Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Дети: Да. Нравятся.

Воспитатель: Мне тоже   понравилось на выставке, понравились все предметы -  они красивые, все блестят, разного цвета.

Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: Все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.

Воспитатель: Ребята, я вам расскажу, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри.  На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.

(воспитатель читает стихотворение)

«Какого только в мире нет стекла!

Стекольная промышленность – нам в помощь!

И разными бывают мастера,

И с ними не страшна любая полночь!

Ведь украшаем часто дом стеклом,

И даже обереги покупаем!

Разглядываем внешний мир в окно,

Его без стёкол мы не представляем»

Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите на нашу выставку, усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.

(звучит спокойная музыка.)

 Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы  будете определять свойства стекла. Посмотрите, как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

 Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан камушек. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане мы видим камушек.

Воспитатель: Какого цвета камушек? (ответы детей)

Воспитатель: Если в стакане вы видите камушек, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

 Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.

Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

 Дети: Стекло холодное.

Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло скользкое.

Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?

Дети: Тяжёлый.

 Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?

Дети: Игрушка разобьётся.

Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?

Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются.  Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.

Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Женя Сергеев:

«Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться  может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок.

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.

Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон,  мелодичный звук.

Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Физкультминутка «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)

Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

  • Прозрачное
  • Цветное
  • Твёрдое
  • Холодное
  • Гладкое
  • С бугорками
  • Скользкое
  • Хрупкое
  • Тяжёлое
  • Водонепроницаемое

Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо» 

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.

Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они  могут разбиться,  когда будешь убирать осколки - можно пораниться.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»

Я буду доставать предмет из корзины, а вы называть предмет и материал, из которого  он сделан. Например:

Стул – из дерева – деревянный

Шарик – из пластмассы – пластмассовый

Ложка – из металла – металлическая

Мяч – из резины – резиновый

Ваза -  из глины – керамическая

Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Вы здорово справились!

И в конце нашей выставки я предлагаю вам пройти по лабиринту.

http://vashechudo.ru/images/photos/7854c8701c5da6d80d602a20133d2bf8.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/907814/market_4qJEMW7jsBKZddNTSMZ7Mg/orighttps://s22221.cdn.ngenix.net/media/catalog/product/1/4/14615.jpghttps://www.lustrium.ru/upload/iblock/184/184103c55ef609d57664fad1a5c8237e.jpeghttp://galkoas.ru/screenshot/2016/03/%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0-12.jpg

http://vashechudo.ru/images/photos/7854c8701c5da6d80d602a20133d2bf8.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/907814/market_4qJEMW7jsBKZddNTSMZ7Mg/orighttps://s22221.cdn.ngenix.net/media/catalog/product/1/4/14615.jpghttps://www.lustrium.ru/upload/iblock/184/184103c55ef609d57664fad1a5c8237e.jpeghttp://galkoas.ru/screenshot/2016/03/%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0-12.jpg

http://tarasova.org/sites/default/files/images/06_MG_1548.preview.jpg

https://img.tourister.ru/files/1/4/9/2/0/4/3/4/clones/900_900_fixed.jpg

http://loveopium.ru/content/2013/02/bottle/11.jpg

https://i.ytimg.com/vi/3WfhlwYP2o4/hqdefault.jpg

http://newtonsociety.ru/base/data/5092mid.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возраст...

Презентация "История создания стекла"

Формировать знания детей о производстве стекла, о профессии  - стеклодув....

История создания стекла

Презентация на тему: "История создания стекла"...

Презентация "История создания стекла"

Стекло - это удивительный материал. Его довольно трудно разрезать, но при этом легко разбить. Самая главная отличительная характеристика стекла - его прозрачность....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе "История создания стекла"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: познакомить с изделиями из стекла; расширить и систематиз...