Конспект НОД по познавательному развитию "История создания стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В конспекте представлены теоритические материалы и материалы для закрепления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_stekla.docx | 654.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)
Старшая группа
Тема "История создания стекла"
Современные образовательные технологии, использованные в работе:
1. Технология исследовательской деятельности
2. Здоровьесберегающие технологии
3. ТРИЗ-технологии
Цель: знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Развивающие:
- развивать внимание, любознательность;
- развивать умение обследовать предметы, наблюдательность;
- развивать память, связную речь, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла;
-воспитывать умение выслушивать товарища;
-воспитывать уважение к труду взрослых.
Безопасность: формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.
Материал и оборудование:
Изделия из стекла: вазочки, розеточки, стаканы, бутылочки, флакончики, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, камушки.
Ход НОД
Приветствие.
Все дети встают в круг.
Доброе утро небу и птицам! Поднимаем руки вверх.
Доброе утро улыбчивым лицам! Протягиваем руки друг другу и замыкаем круг друзей.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро продлится до вечера!
Сюрпризный момент и создание проблемной ситуации.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?
Дети: Мы видим много разных предметов.
Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.
Раздаётся незнакомый звук (пришло сообщение на телефон группы от почтальона Печкина.). Воспитатель открывает сообщение и рассказывает детям, что почтальон Печкин не может разгадать загадки из журнала "Наука и жизнь" и просит ребят ему помочь.
Воспитатель предлагает детям помочь Печкину и отгадать загадки:
- Холод терпит, а палку нет.
- Его не видишь, а потрогать можно.
- На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
- Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
Дети: Это стекло.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла.
Воспитатель: Вот мы и на выставке. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про выставку рассказать.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.
Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.
Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?
Дети: Да. Нравятся.
Воспитатель: Мне тоже понравилось на выставке, понравились все предметы - они красивые, все блестят, разного цвета.
Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: Все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
(воспитатель читает стихотворение)
«Какого только в мире нет стекла!
Стекольная промышленность – нам в помощь!
И разными бывают мастера,
И с ними не страшна любая полночь!
Ведь украшаем часто дом стеклом,
И даже обереги покупаем!
Разглядываем внешний мир в окно,
Его без стёкол мы не представляем»
Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите на нашу выставку, усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.
(звучит спокойная музыка.)
Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите, как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан камушек. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане мы видим камушек.
Воспитатель: Какого цвета камушек? (ответы детей)
Воспитатель: Если в стакане вы видите камушек, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети: Прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.
Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло скользкое.
Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.
Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Женя Сергеев:
«Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бочок.
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Физкультминутка «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)
Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.
Дети:
- Прозрачное
- Цветное
- Твёрдое
- Холодное
- Гладкое
- С бугорками
- Скользкое
- Хрупкое
- Тяжёлое
- Водонепроницаемое
Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»
Я буду доставать предмет из корзины, а вы называть предмет и материал, из которого он сделан. Например:
Стул – из дерева – деревянный
Шарик – из пластмассы – пластмассовый
Ложка – из металла – металлическая
Мяч – из резины – резиновый
Ваза - из глины – керамическая
Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Вы здорово справились!
И в конце нашей выставки я предлагаю вам пройти по лабиринту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возраст...
Презентация "История создания стекла"
Формировать знания детей о производстве стекла, о профессии - стеклодув....
История создания стекла
Презентация на тему: "История создания стекла"...
Презентация "История создания стекла"
Стекло - это удивительный материал. Его довольно трудно разрезать, но при этом легко разбить. Самая главная отличительная характеристика стекла - его прозрачность....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...
Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе "История создания стекла"
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: познакомить с изделиями из стекла; расширить и систематиз...