Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вечкилёва Светлана Анатольевна

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steklo_i_plastmassa.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе

Тема: «История создания стекла и пластмассы»

Задачи:

  1. « Социально – коммуникативное развитие»

- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

- формировать умение эстетически оценивать окружающую обстановку, обосновывать свое мнение.

2. «Познавательное развитие»

- совершенствовать характер способов обследования с помощью сенсорных эталонов.

- развивать зрение, осязание, сенсомоторные способности.

- развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

- учить выделять характерные детали, сравнивать предметы по качеству материала.

- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам.

- продолжать учить детей  играть в различные игры.

- учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

- расширять представление детей об истории создания предметов.

- способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.

3. «Речевое развитие»

- формировать умение точно характеризовать объект, учить высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- продолжать работу по обогащению бытового словаря.

- совершенствовать умение использовать разные части речи.

- воспитывать культуру речевого общения.

4. «Художественно – эстетическое развитие»

- формировать умение реализовывать конструктивно – модельную деятельность.

- расширять интерес к иллюстрациям знакомых произведений.

5. «Физическое развитие»

- совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Методы и приемы:

Практические: обследования;

Наглядные: рассматривания;

Словесные: игровые, вопрос-ответ;

Материалы и оборудование:

  1. стеклянная посуда
  2. пластмассовые различные предметы
  3. карточки – пиктограммы
  4. сосуд с водой
  5. фишки разного цвета
  6. иллюстрации к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

 Формы и методы организации совместной деятельности

Исследовательская

- «Свойства стекла»

- «Свойства  пластмассы»

- «Сравнение качества стекла и пластмассы»

Речевая

- Речевая игра: «Я начну, а вы продолжите»

- беседа: «Всегда ли стекло хрупкое»

Двигательная

- Игра «Стеклодув»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент

Воспитатель прикрепляет к доске иллюстрации к сказке «Федорино горе»

Дети обращают внимание на знакомые иллюстрации, рассматривают их, вспоминают содержание сказки, делятся впечатлениями.

Пополнен литературный багаж сказками К.И.Чуковского.

2.

Приглашает к столу. Обращает внимание детей на предметы, находящиеся на столе.

Задает детям вопросы.

Рассказывает детям историю создания стекла.

Дети рассматривают предметы, отвечают на вопросы:

- Что вы видите на столе? (перечисляют предметы)

- Эти предметы похожи между собой?

- А чем они похожи?

- Как называется материал, из которого сделаны эти предметы?

- А теперь скажите по-другому: предметы  какие? (стеклянные)

  Слушают историю возникновения стекла.

…Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола,  то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

Сформировано умение использовать разные части речи.

3.

Игра: «Стеклодув»

Роль «стеклодува» играет воспитатель.

Дети самостоятельно делятся на «маленьких человечков» - «песчинки», «кусочки золы», «соду», «краски».

Передвигаются врассыпную – «перемешиваются в горшочке». По команде воспитателя, строят «пузырь», затем перестраиваются в линию и держатся за руки.

Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности.

4.

«Свойства стекла»

Задает детям вопросы, записывает ответы обозначениями на карточках-пиктограммах и располагает на доске.

Дети обследуют стеклянные предметы и делают выводы:

- крепкое…

- прозрачное…

- холодное…

- бьется…

- имеет вес…

-опасное: если разобьется,  можно пораниться…

Сформировано умение характеризовать объект и делать вывод.

5.

«Свойства пластмассы»

Приглашает к следующему столу.

задает вопросы.

записывает ответы обозначениями на карточках-пиктограммах и располагает на доске.

Дети рассматривают изделия и отвечают на вопросы педагога:

- Из какого материала сделаны эти предметы?

- Почему множество игрушек сделаны из пластмассы? (они безопасны)

Обследуют предметы и делают выводы:

- мягкий…

- теплый…

- непрозрачный…

- легкий…

Сформирован навык обследования предметов, с помощью сенсорных эталонов.

6.

«Сравнение качества стекла и пластмассы»

Педагог наливает воду в стеклянную посуду и в пластмассовую.

Задает детям вопросы

Отвечают на вопросы:

- Что происходит?  (высказывания детей)

- Какой сделаем вывод? ( обе емкости не пропускают воду)

- Как это свойство назвать одним словом? (водонепроницаемые)

- Стекло и пластмасса какие на ощупь? (гладкие)

- Какой еще можно сделать вывод?

( у этих предметов есть одинаковые свойства)

Частично сформировано внимание на более тонкое качество предметов.

7.

Словесная игра: «Я начну, а вы продолжите»

Воспитанники  заканчивают предложение:

- Стекло прозрачное, а пластмасса…

-Стекло холодное, а пластмасса…

- Стекло хрупкое, а …

- Стекло тяжелое, а …

И наоборот.

Сформировано умение согласовывать слова в предложении.

8.

«Всегда ли стекло хрупкое?»

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы:

- Какие предметы вы знаете из тонкого стекла? (посуда)

- В каких предметах оно крепкое?

 ( кастрюли, салатники, двери, лобовое стекло машины)

Сформировано умение отвечать на вопросы, обогащен словарь бытовым словарем.

9.

Рефлексия

Предлагает детям выбрать фишки определенного цвета, обозначающих эмоциональное отношение с образовательной деятельности.

Дети выбирают фишки:

- красный: занятие понравилось…

- зеленый: занятие не очень понравилось …

- синий: занятие не понравилось…

Сформировано умение высказывать оценочные суждения.

Приложение

http://vorotachel.ru/upload2/information_system_500/1/2/3/item_1234/information_items_1234.jpg

 

http://www.images.lesyadraw.ru/2013/08/kak_narisovat_glas_karandashom_poetapno6.jpg

http://pandia.ru/text/78/378/images/image068_5.gif

http://to-draw.ru/images/img/molotok/molotok-6.jpg

http://us.123rf.com/450wm/AlexMax/AlexMax0603/AlexMax060300044/348413-brass-scales.jpg

http://www.safetyservicescompany.com/wp-content/uploads/2013/10/Exclamation-Mark.png

http://pandia.ru/text/78/378/images/image068_5.gif

http://www.images.lesyadraw.ru/2013/08/kak_narisovat_glas_karandashom_poetapno6.jpg

http://us.123rf.com/450wm/AlexMax/AlexMax0603/AlexMax060300044/348413-brass-scales.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы раздел «Безопасность жизни деятельности» Тема: «Здоровые зубы»

План - конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа

Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Конструктивно-модельная деятельность» Тема: « Помощь жителям Формандии»

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Конструктивно-модельная деятельность» Тема: « Помощь жителям Формандии»...

Конспект ООД по образовательной области: Познание. Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Губка - голубка»

Конспект ООД.Образовательные области: «Познание».Вид деятельности: познавательно – исследовательская.Тип деятельности: интеллектуально - развивающая.Тема занятия: «Губка - голу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по ФЦКМ по теме ««Свойства материалов: дерева, пластмассы, металла и бумаги»».

Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которого выделяются ранее свойства объекта....