Проект "Этот загадочный космос" для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Паспорт проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_etot_zagadochnyy_kosmos.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный педагогический краткосрочный проект «Этот загадочный космос»
для средней группы
Познавательный педагогический краткосрочный проект.
Тема: «День космонавтики».
Вид проекта: краткосрочный
Продолжительность: 3 дня.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Участники проекта: воспитатели группы , дети средней группы.
Цель: формирование у детей реалистичных представлений о космосе и космонавтике в целом.
Задачи:
- стимулировать познавательную активность детей путем расширения кругозора;
- развивать речевые способности детей, путем обогащения активного словаря, ознакомление с детской художественной литературой, заучивание стихотворений наизусть; отгадывание загадок о космосе;
- развивать художественно – эстетические навыки у детей с помощью различных видов детской деятельности (рисование, лепка, конструирование из бумаги – техника оригами);
- развивать социально – коммуникативные навыки детей посредством игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, а также совершенствовать навыки создания коллективной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.
Предполагаемый результат: Добиться того, чтобы дети узнали, кто первый из людей полетел в космос (Ю. А. Гагарин). Познакомить с историей освоения космоса, рассказать о роли полетов животных в космос. Дать понятия о физических качествах космонавтов.
Реализация проекта:
Намечается план проекта к поставленной цели. Он обсуждается с педагогами в группе, родителями, детьми. Формируется проблема знакомства детей с историей развития космоса. После чего дети вовлекаются в решение проблемы через игровую деятельность, организованную образовательную деятельность, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры.
Распределение задач между педагогами:
Сбор информации, литературы, использование компьютерных технологий, иллюстративного материала, художественной литературы, подготовка дополнительного материала для продуктивной деятельности детей.
Пути реализации проекта.
1 день. Организованная образовательная деятельность.
Познавательное развитие: Беседа «Какое бывает небо?» Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Художественно – эстетическое развитие: лепка -«Ракета летит в космос» (по образцу);
восприятие музыки (ежедневно на протяжении всего проекта) песня, ставшая гимном отечественной космонавтики, «Земля в иллюминаторе» музыка Владимира Мигули, текст Анатолия Поперечного.
Социально – коммуникативное развитие: комплекс упражнений «Будем космонавтами»;
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики».
Сюжетно – ролевой игры «Космос».
Развитие речи: Чтение художественной литературы А. Леонов «Выхожу в космос»; отгадывание загадок.
Самостоятельная деятельность: раскрашивание цветными карандашами, «Космические пейзажи».
2 день. Организованная образовательная деятельность.
Познавательное развитие: Беседа – «Планета Земля» с использованием дидактического материала «Солнечная система и звезды», иллюстраций планет Солнечной системы.
Художественно – эстетическое развитие: занятия по художественно-продуктивной деятельности «Я рисую космос» (нетрадиционные техники рисования). Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Космоса.
Социально – коммуникативное развитие: дидактическая игра «Угадай планету».
Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников.
Подвижная игра «Космические спасатели или собери космический мусор» (средний возраст).
Развитие речи: Чтение художественной литературы К. Булычев «Девочка с земли» отрывок.
Самостоятельная деятельность: конструирование «Строим ракету» из кубиков типа «Лего».
3 день. Организованная образовательная деятельность.
Познавательное развитие: Беседа – «12 апреля – День космонавтики».
Художественно – эстетическое развитие: коллективная работа, совместно с воспитателями группы «Космическое небо». Конструирование из бумаги – техника оригами.
Социально – коммуникативное развитие: дидактическая игра «Найди лишнее»;
Подвижная игра: «Солнце, Луна и Земля».
Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»
Научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Развитие речи: Чтение художественной литературы В. Орлов «Летит корабль» заучивание наизусть; Н. Носов «Незнайка на Луне» (просмотр мультфильма)
Самостоятельная деятельность: сюжетное раскрашивание цветными карандашами, восковыми мелками, акварельными красками.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, лепят, играют.
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Этот удивительный космос»; папка-передвижка для родителей «Праздник 12 апреля — День космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин — Первый человек в космосе. История космонавтики».
Реализация проекта.
1. Работа с родителями: - консультация « Праздник 12 апреля — День космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин — Первый человек в космосе. История космонавтики». Предложить родителям список художественной литературы, в соответствии с возрастом детей, для семейного чтения.
2. Работа с детьми: - 1. Рассматривание материала по теме «Космос»; 2. Беседа «Какое бывает небо?»; 3. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос»; 4. Выкладывание из счетных палочек (путем наложения) ракеты, звездочки, самолета, солнышко (или выкладывание из геометрических фигур); 5. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»; 6. Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»; 7. Сюжетно–ролевая игра «Полёт в космос»; 8. Дыхательная гимнастика «Ветерок»; 9. Физкультминутки; 10. Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Лунтик», «Незнайка на луне».
Итог работы: 1. Выставка работ «Этот удивительный космос» 2. Коллективная работа с детьми, интересные факты о космосе».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Какое бывает небо?»
Задачи.
Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение: Черное, алое, синее, красное Небо бывает разнообразное. Утро как вечер красным подсвечен, Черное ночью, когда гаснут свечи, Лампы, фонарики и фонари, Звезды с луною ты видишь. Смотри. Утро. И солнышко лучики шлет, Снова синеет наш небосвод.
Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей) . Воспитатель: Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака — это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь ( Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы — объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки.
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека,
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь! Как цветочки незабудки — Нежно — голубое. Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда, Злится и темнеет, Вот тогда меняет цвет — Хмурится, чернеет.
Ночью — в ярких звездочках, Днем — с лучистым солнышком! С облаками, цвета снега… Что же это? Это ж… ( Небо.)
Чтение стихотворений на тему «Космос», загадывание загадок.
Земля. Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким ЮРИЙ ГАГАРИН. Спросил я у папы однажды: «А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю…» И папа тогда мне ответил: «Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете Мечту космонавтами стать подарил». Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо: Он — космонавт, первым вышедший к звездам Стать космонавтом я хочу, Гагарин мне пример. Он первый в космос полетел Тогда в СССР. С волненьем слушал целый мир- Не чудо ли для всех?!- Впервые в космос полетел Советский человек! С тех пор прошло немало лет. Привыкли мы к тому, Что побывать случилось там Уже не одному. День космонавтики у нас. Я тоже так хочу- Мне надо только подрасти- И в космос полечу!!! Автор – Татьяна Шапиро
Интерес к Космосу пробуждается уже в раннем возрасте. Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром. Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в… (телескоп) Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный …(спутник) Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля) Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце) В дверь, в окно Стучать не будет, А взойдет И всех разбудит. (Солнце) У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна, В небе светит нам …(Луна)
Выкладывание из счетных палочек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры
Подвижная игра «Самолеты»
Подготовка к игре:
В разных 3-4 местах площадки ставится флажки.
Описание игры:
Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!»- дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!»- говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.
По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено
Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Подвижная игра «Космонавты»
Подготовка к игре:
По краям площадки чертятся контуры ракет (двух, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Описание игры:
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Правила игры:
1) Опоздавшие игроки становятся в центре круга.
2) Игра повторяется несколько раз.
Варианты:
1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.
Подвижная игра «Космонавты»
Подготовка к игре:
Перед проведением игры можно поговорить с детьми о космосе, вспомнить названия планет. Для игры в разных уголках площадки чертим контуры ракет и в каждом отмечаем по 4-5 мест для пассажиров, но так, чтобы нескольким участникам игры мест не хватало. Положить таблички с названиями следующих маршрутов:
«Земля - Луна - Земля», «Земля - Марс - Земля», «Земля - Нептун - Земля», «Земля - Венера - Земля», «Земля - Сатурн - Земля».
Описание игры:
Дети берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Нас ракеты унесут
На космический маршрут.
Вместе к звездам полетим,
На какую захотим.
Но запомните, друзья,
Что опаздывать нельзя!
Стишок можно разучить заранее. Как только сказано последнее слово, ведущий дает сигнал, и все ребята разбегаются, стараясь занять свободные места в ракетах (сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя). Опоздавшие собираются в центре круга, а экипажи ракет по очереди хором называют свои маршруты. После этого все возвращаются в общий круг, и игра повторяется.
Правила игры:
1)Сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя.
2)Опоздавшие собираются в центре круга.
Подвижная игра: «Солнце и планеты»
Подготовка к игре: Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет.
Описание игры:
Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.
Правила игры:
- Действовать по сигналу воспитателя.
- Обратить внимание на легкость бега.
Подвижные игры «Солнышко и дождик»
1. Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места. Дождик, дождик, веселей- Капай, капли не жалей, Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
2. Цель: Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки, угадывать погоду.
Ход игры: Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки ( солнышко и дождик), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит муз. образ «солнышко».)
Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит муз. образ «дождик».) Можно использовать большой зонт.
«Солнечные зайчики»
Цель: Упражнять выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям… Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. Солнечные зайчики, Скачут по стене, Солнечные зайчики, Скачут в тишине. Яркий лучик солнышка Зайчиков пустил. Девочек и мальчиков Лучик разбудил.
Подвижная игра: «Солнце, Луна и Земля»
«Земля» — она вращается вокруг своей оси – по команде «Земля» нужно вращаться вокруг себя.
«Луна» — вращается вокруг Земли – слышишь «Луна», пробегаешь маленький круг.
«Солнце» — центр, он стоит на месте, слышишь «Солнце» — останавливаешься на месте.
Внимание игра началась. Луна, Земля, Луна, Солнце…
Подвижная игра «Звездные ловишки»
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Выше ноги от земли!»
Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.
Подвижная игра «Космонавты»
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».
Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса
Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом
Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Подвижная игра «Космические спасатели или собери космический мусор» (средний возраст)
Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.
По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.
Усложнение:
Передвигаться только гигантскими шагами;
Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.
Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Развивающие игры по теме «Солнышко»
Игра - эксперимент «Солнечный зайчики» (средний и старший возраст)
Цель: учить классифицировать предметы по способности отражать световые лучи, делать умозаключения, закрепление понятия «светоотражающий».
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно – какое солнышко сегодня яркое. Что дарит нам солнце?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А еще оно дарит нам своих маленьких друзей – вот послушайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке
Он на стенке, на окошке
Зайчик этот не простой
Он пушистый, золотой
Солнце зайке лучший друг
Погляди скорей вокруг
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка.
С. Александрова
Дети: Солнечный зайчик
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много различных предметов.
Подойдите, возьмите их в руки и повернитесь к солнцу. Вы обратили внимание, что не у всех появились солнечные зайчики? Значит не все предметы отражают солнечный свет.
Давайте разделим их на две группы. На стол, где нарисовано солнышко, мы положим светоотражающие предметы. Ребята, вам знакомо это слово «светоотражающий» ? Это значит какой?
Дети: Тот который отражает солнечные лучи.
Воспитатель: Давайте повторим: светоотражающий. Какие предметы мы относим к светоотражающим?
Дети называют предметы
Воспитатель: А на второй стол, где нарисована тень, положим предмете неотражающие свет. Какие это предметы?
Вот мы и справились с заданием. А теперь можно поиграть с солнечными зайчиками.
Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»
Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит,
В воздух тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков.
Обращаем внимание детей на огород на окне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут.
Дети: Наклонились к окну.
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Вот интересно, что будет, если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180 0 и время от времени наблюдаем как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему?
Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит» Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки. Материалы: Круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки. Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).
Пальчиковая гимнастика «Тучки» Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. (Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дыхательная гимнастика «Ветерок» тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. (Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Физкультминутки. Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх) Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны) Чтобы долететь до солнца (круг руками) Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибает руки в локтях) Пролетая над землею (разводит руки в стороны) Ей передадим привет . (поднимает руки вверх и машет).
Подвижная игра: «Солнце и планеты»
Подготовка к игре: Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет.
Описание игры:
Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.
Правила игры:
- Действовать по сигналу воспитателя.
- Обратить внимание на легкость бега.
Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Беседа «Почему Луна превращается в месяц?» Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца). Спутник близкий для планеты, Светит отражённым светом. То как месяц, то кругла, Мало дарит нам тепла. За собою тянет воду В океанах с небосвода, И поэтому вода Движется туда-сюда, Есть приливы и отливы. А ещё она красива, Если вся освещена – В небе полная Луна.
«Планеты и звезды». Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды.
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе.
Тема: «Ракета (лепка)»
Образовательная область: «Художественное эстетическое развитие».
Цель: Содействовать развитию умственных и личностных качеств детей.
Задачи: развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, метеоритный дождь, кометы, марсианин и т. д. Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.
Словарная работа: земляне, планета, инопланетянин, космодром, космос, космонавт, спутники, скафандр, созвездие, Марс, Юпитер, Луна, Земля, звезды, солнце, ракета и т. д.
Предварительная работа:
— оформление зала на тему «Космос»,
— знакомство детей со звёздами и планетами,
- знакомство с Луной и Солнцем,
—беседа о космосе,
- рассматривание книг и иллюстраций, альбомов о космосе, рисование, конструирование и аппликация на тему «космос».
Оборудование: пластилин, дощечка, салфетки, контейнер от киндер-сюрприза.
Ход занятия
Педагог приветствует детей и предлагает им занять свои места.
-Ребята я хочу прочитать вам стихотворение:
«В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля,
Расстилается земля».
-12 апреля наша страна отмечает день Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет.
Космонавтом можно стать,
По Галактике летать
Мимо звезд, вокруг планет
И на Землю слать привет.
--Кто такие космонавты? (ответы ребят)
-- А вы хотите полететь в космос? (ответы ребят)
-- А на чем туда можно полететь? (ответы ребят)
В космосе пусто и воздуха нет;
Нет ничего. Кроме звезд и планет,
Кроме туманностей. Кроме комет,
Там ничего интересного нет.
Но почему-то, я сам не пойму,
Ночью смотрю я в небесную тьму,
В тайну игры неземного огня…
Звезды влекут, звезды манят меня.
Я не надеюсь, но, может быть вдруг
Там, среди звезд, ждет меня новый друг,
Так же сидит по ногам в тишине,
В небо глядит и рукой машет мне.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, большую желтую луну. Загибают пальчики обеих рук
-А давайте – ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос все мы полетим.
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим полет! А скажите кто может летать? Разве люди летают?
(Нет. Летают птицы, насекомые, а люди летают на самолетах, вертолетах, ракетах).
А кто первый из людей полетел в космос? (Юрий Гагарин) Показ иллюстрации.)
- Мы с вами сейчас будем делать ракету и полетим в космос. В космосе много звезд, планет. (показ иллюстрации)
-А теперь построим ракеты! У вас на столе лежит яйцо из киндера–сюрприза и пластилин. Возьмите пластилин любого цвета разделите его ровно пополам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности
«Я рисую космос» для детей средней группы
Цель: создание условий для развития художественно-творческих
способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Космоса
в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
Познакомить дошкольников с нетрадиционным рисованием – «набрызг» и «отпечаток»; сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами.
Развивать творческие способности детей; мелкую моторику.
Воспитать эстетическое отношение к Космосу и планетам Солнечной системы; чуткость к восприятию красоты окружающего мира.
«Я рисую Космос» по нетрадиционному рисованию состоит из 2 этапов.
1. «Звездное небо» (фон) – используем нетрадиционную технику рисования «набрызг» и рисование ватными палочками.
2. «Планеты Солнечной системы» - нетрадиционная техника рисования «отпечаток» с элементами вырезания.
Первый этап: «Звездное небо» (фон)
Готовим необходимый материал:
• лист черного картона А4;
• зубную щетку и ватную палочку;
• белую, желтую (основные краски) и синюю, фиолетовую (дополнительные краски) гуашь или акварель;
• вода и емкость для нее;
• клеенка или подложка
Внимание! Для разбрызгивания выбираем 2 краски: одну из основных и одну из дополнительных. Держать щетку над листом, отвернув от себя.
Шаг 1. Смачиваем зубную щетку в воде и набираем на нее белую или желтую краску (не сильно густую и не жидкую). И пальцем проводим по щетине – разбрызгиваем краску на черный картон.
Шаг 2. Рисуем ватной палочкой желтые звездочки. Рождается необыкновенное Космическое пространство с яркими звездами!
Шаг 3. Разбрызгиваем синюю или фиолетовую краску. Созерцайте загадочное звездное небо!
Второй этап: «Планеты Солнечной системы»
Готовим необходимый материал:
• краски гуашь или акварель (лучше акварель);
• кисточка и емкость с водой;
• простой карандаш;
• листы фотоальбома и белые альбомные листы;
• ножницы, клей-карандаш, салфетка.
Шаг 1. Снимаем пленку из листа фотоальбома и рисуем на более шершавой стороне контуры кругов разных размеров.
Шаг 2. Наносим кисточкой краску на круглый контур. Можно использовать несколько красок. Рисуем круги разных размеров с опорой на серию картинок «Планеты Солнечной системы».
Внимание! Можно наносить краску на крышки разных размеров или стекло.
Шаг 3. Делаем отпечаток на белой бумаге альбомного листа – прикладываем нарисованный красками круг на альбомный лист, отнимаем. У нас получается 2 рисунка – один на бумаге фотоальбома и другой его отпечаток на белой бумаге альбомного листа. Можно использовать два или тот, который вам больше понравиться.
Шаг 4. Вырезаем планеты по контуру.
Шаг 5. Наклеиваем планеты на звездное небо! Фантазируем, мечтаем, творим загадочный Космос!
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Конспект ООД на тему: «Космос» для детей средней группы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструирование из различных материалов.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.
Задачи: — развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной); — удовлетворение потребности детей в самовыражении; — развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками; — вызывать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности; активизировать воображение детей; — формировать элементарные представления о космосе и космическом пространстве; — побуждать к активной речи.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Звезды светят», физ. минутки «Космонавты»; рассматривание иллюстраций о космосе; беседа на тему «Космонавт»; постройка из бросового материала ракеты.
Планируемые результаты: Дети выражают интерес к творческой деятельности, доброжелательны по отношению друг к другу и педагогу; имеют элементарные представления о космосе и космическом пространстве; активно выражают свои мысли посредством речи.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение в игровую ситуацию Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Нужно сказать им здравствуйте. Я здороваюсь везде — Дома и на улице, Даже здравствуй, говорю На соседней улице. Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, легкий ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Здравствуй, утро, Здравствуй, день, Мне здороваться не лень. Педагог: Дети, сегодня утром мне пришло необычное, а электронное письмо. Давайте просмотрим его вместе. О чем просит нас Незнайка? Мы ему поможем?
2. Открытие нового знания. Беседа о космосе Педагог: Ребята, посмотрите, это макет космоса. И мне кажется что чего-то в нем не хватает? Чего, вы знаете? Дети: Звезд. Педагог: Правильно, детки. Космос – это мир звёзд, он очень разнообразен. Звезды кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Возьмите каждый по звезде, давайте поместим их в наш макет космоса. Еще чего не хватает? Дети: Солнца. Педагог: Найдите солнце. Посмотрите, какое на самом деле огромное солнце. А звездочки по сравнению с ним кажутся совсем маленькими. Ребята, а возле солнца есть и необычные шары. Это планеты. Повторите… Вокруг солнца вращается девять планет, послушайте, как они называются: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Посмотрите на каждую планету, они все разные, очень красивые и необычные. Теперь незнайка знает, какие бывают планеты. Педагог: А на какой планете живем мы? Дети: Земля Педагог: Правильно, ребята. А почему нашу планету Земля называют голубой планетой? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами.
3. Дидактическая игра «Ракета».
Физкультминутка «Космонавты». Педагог: Ребята, незнайка, который ничего не знает о космосе, очень любит загадки. Но одну загадку разгадать не может. Послушайте. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться. Лишь распустит птица хвост, И поднимется до звезд (ракета). Педагог: Ребята, Вы такие знатоки космоса. Я предлагаю вам построить ракету для полета в космос незнайке из геометрических фигур. Посмотрите у нас есть шаблон ракеты. Давайте попробуем выложить такие же ракеты. Вы молодцы! А давайте с вами отдохнем. Педагог: Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх) Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны) Чтобы долететь до солнца (круг руками) Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой им не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из них атлет (сгибает руки в локтях) Пролетая над землею (разводит руки в стороны) Ей передадут привет . (поднимает руки вверх и машет).
4. Игра «Собираем Незнайку в полет» Педагог: Ракету для незнайки смастерили, а багаж для него собрать забыли. На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и прятать ручки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр, санки, половник, аптечка, фонарик, кукла).
5. Практическая часть занятия. Изготовление космоса в баночке Педагог: Ребята, незнайка теперь знает много о космосе. И он готов стать настоящим космонавтом. У нас с вами ещё нет возможности полететь в космос, мы маленькие. Я предлагаю Вам сделать свой космос. Космос в баночке. Педагог: Что бы наши пальчики отдохнули проведем пальчиковую гимнастику. В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. ( Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем на ударные слоги.) Дети, внимательно посмотрите на стол. Перед каждым стоит пустая баночка. Как же сделать так что бы в баночке появился космос. Я буду говорить и показывать. А вы выполняйте вместе со мной. Договорились? Педагог: Для создания космоса в баночке нам необходимы: звезды, вата, палочка и вода двух цветов. Возьмем вату и разделим ее на две одинаковых части. Одну часть помещаем в нашу баночку при помощи палочки. А теперь возьмем немного звезд и опустим в баночку поверх ваты. Молодцы. Заливаем вату и звезды водой из пробирки фиолетового цвета. А теперь повторим то же самое. Возьмем оставшийся кусочек ваты и аккуратно поместим в баночку при помощи палочки, расположим немного звезд, и зальем водой синего цвета, из второй пробирки. Давайте закроем наш космос крепко крышечкой.
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Педагог: Посмотрите, как здорово получилось? Вы настоящие умницы.
6. Итог: Педагог: Ребята, смотрите, нам пришло еще одно электронное письмо. Посмотрим?
Незнайка говорит нам спасибо. Дети, что нового мы сегодня узнали. Как называется наша планета? Как называется космический костюм? Кто из вас хочет быть космонавтом? Молодцы, ребята, вы были очень внимательны на занятии. Из Вас получатся хорошие космонавты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников
^ Игровой материал. Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.
Подготовка к игре :
- чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
- просмотр фильма о космонавтах.
- рисование на тему «Космос».
- разучивание песен о космонавтах.
- изготовление атрибутов.
Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.
Ход игры. Для развития интереса к игре педагог предлагает ребятам рассмотреть набор открыток «Космонавты» и иллюстрации в книге А, Андреева «Звездный», беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель обсуждает с детьми характеристики людей - космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.
После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Далее воспитатель может предложить ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов-заместителей.
Затем педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Воспитатель может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы - экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Веселый» и др.
Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры - подготовке к космическим полетам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов:
1. Только сильные ребята могут полететь в космос.
2. Только умные ребята могут стать космонавтами.
3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.
4. Только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.
После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.
Затем начинается первый этап проверки - испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель.
Командир объявляет о втором этапе испытаний. Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку» в космосе? (А. А. Леонов.) Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.» (В. В. Николаева-Терешкова.) и т. д.
Заключительный этап конкурса - экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру, прилунение).
Командир отряда и жюри (другие воспитатели, няня) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, - «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».
Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.
В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие - испытывают их и готовят к полету, третьи - обеспечивают полет и приземление.
После каждой игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций
Конспект сюжетно – ролевой игры «Космос»
для детей среднего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: ознакомление детей с новой сюжетно – ролевой игрой.
Задачи: — учить объединять несколько сюжетов в один; — учить играть вместе; — знакомить с профессиями, связанными с космосом.
Словарь: космос, космонавты, космодром, космический корабль, центр управления полётами, руководитель центра управления полётами, центр подготовки космонавтов, медицинский центр, бортинженер, программист, фотограф-репортёр, метеоритный дождь.
Материалы для игры: бейджики с надписями («1 пилот», «2 пилот», «руководитель центра управления полётами», «командир космического корабля», «врач», «бортинженер», «программист», «фотограф – репортёр»), загадки по теме Космос, блюдце, крышка, бубен, круг, муляжи (банан, морковь, яблоко, слива), портфели (по желанию) для медицинских и рабочих инструментов, медицинские инструменты (стетоскоп, градусник и так далее), рабочие инструменты (клещи, молоток и так далее), компьютерная клавиатура, лупа, фотоаппарат, «метеоритный дождь» (смятые в комки листы бумаги), крупный строительный конструктор, стулья по количеству детей.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о первом полёте в космос и первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; чтение художественной литературы по теме игры, рассматривание иллюстраций по теме «Космос».
Ход игры:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы будем с вами играть в новую игру. Она называется Космос. Мы с вами много говорили о космосе и первом космонавте. Сегодня нам пригодятся ваши знания. Как вы думаете, Где проводятся космические запуски?
Дети: Они проходят на космодроме.
Воспитатель: Правильно. А кто главный человек на космодроме?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: Давайте я вам подскажу. Он называется руководитель центра управления полётами. Как называется эта профессия?
Дети: Она называется руководитель центра управления полётами.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня нашим руководителем будет Татьяна Викторовна. Она будет руководить нашим полётом. Как вы думаете, люди каких профессий ещё есть на космодроме?
Дети: Для космических полётов нужны ещё космонавты, врачи, строители.
Воспитатель: Верно. На время нашей игры пока я буду командиром космического корабля. Ещё нам нужны два пилота. Какие будут мнения? Кого назначим в пилоты?
Дети: (предлагают кандидатуры)
Воспитатель: Мы остановились на том, что Дима – первый пилот, а Даня – второй пилот. У нас будет ещё медицинский центр и ремонтные мастерские. Кто хочет быть врачом на космическом корабле?
Дети: (предлагают кандидатуры)
Воспитатель: Хорошо. Врач пусть будет София. Ещё нам нужны программист и фотограф – репортёр. Программист нужен нам для внесения данных в компьютер. А фотограф – репортёр для чего нам нужен?
Дети: Фотограф нужен для того, чтобы всё фотографировать и потом рассказывать в газете или журнале.
Воспитатель: Верно. Кто хочет быть программистом?
Дети: (предлагают кандидатуры).
Воспитатель: Хорошо. Маша на время нашего полёта станет программистом. Кому доверим фотосъёмку?
Дети: (предлагают кандидатуры). Воспитатель: Прекрасный выбор. Геля на время полёта будет фотографом – репортёром. Бортинженером кто хочет быть?
Дети: (предлагают кандидатуры)
Воспитатель: Бортинженером мы выберем Егора. Вот и договорились. Сейчас скажите мне, пожалуйста, какими, по вашему мнению, должны быть космонавты?
Дети: Они должны быть смелыми, крепкими, сильными.
Воспитатель: А умными они должны быть? Ведь не все люди могут стать космонавтами. Им надо всего так много знать.
Дети: И умными космонавты должны быть.
Воспитатель: А где же готовят космонавтов? Кто знает?
Дети: Их готовят в школе для космонавтов.
Воспитатель: Не совсем точно. Космонавты проходят обучение в Центре подготовки космонавтов. Ну, раз мы с вами сегодня тоже космонавты, то представьте, пожалуйста, что мы находимся в таком центре и проходим в нём обучение. У нас с вами задание на знание космических объектов. Отгадайте, пожалуйста, мои загадки. Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт…
Дети: Гагарин.
Воспитатель: Правильно. На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на…
Дети: Ракете.
Воспитатель: Всё верно. Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то. Он много лет летит – летит, Космический…
Дети: Метеорит.
Воспитатель: Молодцы! Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…
Дети: Земля.
Воспитатель: Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…
Дети: Луна.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот стол и скажите, что здесь лишнее и почему. (На столе муляжи банана, яблока, моркови и сливы).
Дети: Лишняя здесь морковь. Это овощ, а всё остальное – фрукты.
Воспитатель: Вот и следующее задание, на сообразительность. Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы и скажите, что у них общего. (На столе лежат блюдце, крышка, круг, бубен).
Дети: Эти предметы круглые.
Воспитатель: Молодцы! Ну, вот мы с вами тоже убедились, что интеллектуально мы все соответствуем этой профессии. А как вы думаете, ловкими космонавты должны быть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте с вами покажем, что мы тоже ловкие. (Физминутка)
Дети: (с воспитателем выполняют упражнения).
Воспитатель: А сейчас наш руководитель центра управления полётами даст на задание.
Руководитель центра управления полётами: Вы отправляетесь в медицинский центр, где наш врач проверит все ли здоровы.
Воспитатель: давай я помогу одеть медицинский халат (помогает). И все, по очереди, подходим к нашему доктору для обследования.
Дети: (подходят к врачу, который их слушает стетоскопом)
Воспитатель: Доктор, скажите нам, пожалуйста, все ли здоровы?
Доктор: Да, все здоровы.
Воспитатель: Все могут лететь в космос?
Доктор: Все могут лететь.
Дети: (радуются).
Воспитатель: Доктор, отберите, пожалуйста, все необходимые для полёта в космос медицинские инструменты. Конечно, вы летите с нами.
Доктор: (отбирает медицинские инструменты).
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправляемся в ремонтные мастерские, где наш техник – конструктор тоже отберёт необходимые для ремонта и строительства ракеты.
Техник – конструктор: (отбирает инструменты).
Воспитатель: Самый ответственный момент. Наш техник – конструктор с нашей помощью будет строить ракету. Давайте ему поможем.
Дети: (принимаются за строительство ракеты).
Воспитатель: Ну вот, наша ракета готова к полёту. Но все сразу мы не поместимся. Давайте с помощью считалки выберем очерёдность полёта.
Дети: (определяют очерёдность).
Воспитатель: Люк ракеты открывается. Занимайте, пожалуйста, места. Первый пилот. Второй пилот. Доктор. Техник – конструктор. Фотограф – репортёр. Программист.
Дети: (проходят со своими стульями, занимают места)
Воспитатель: Итак, первая космическая экспедиция средней группы отправляется в полёт на луну. Руководитель центра управления полётами начинает отсчёт.
Руководитель центра управления полётами: Пять, четыре, три, два, один! Старт!
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Посмотрите, какая красивая наша земля сверху. Вся в голубом сиянии. Мы приближаемся к луне. Внимание, начинаем посадку. Первый пилот, начинайте отсчёт.
1 пилот: Пять, четыре…
Воспитатель: Приземлились. Как аккуратно наши пилоты посадили ракету! Настоящие профессионалы! Люк открывается. Выходим на поверхность луны. Пока мы с вами будем осматривать поверхность Луны наш техник – конструктор проверит состояние ракеты.
Техник – конструктор: (проверяет состояние ракеты, постукивает молотком, осматривает её корпус).
Дети: (выходят, гуляют вокруг ракеты)
Воспитатель: А наши фотограф – репортёр и программист проведут фотосъёмку поверхности луны и внесут данные в компьютер.
Программист и фотограф — репортёр: (ходят с лупой и фотоаппаратом, рассматривают, «фотографируют», «вносят данные в компьютер»).
Воспитатель: А что это приближается к Луне и нашему космическому кораблю? Внимание! Опасность! Метеоритный дождь! Все заходим в ракету.
«Оставшиеся на Земле» дети: (Бросают «метеориты» в сторону ракеты).
Воспитатель: Все успели укрыться в ракете?
Дети: Да, все успели.
Воспитатель: Пилоты, начинайте взлёт!
Пилоты: Пять, четыре…
Воспитатель: Возвращаемся на Землю.
Дети: (выражают радость).
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и побывали на Луне. Понравилась вам новая игра?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Вторая группа космонавтов начинает готовиться к полёту…
Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников
Игровой материал. Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.
Подготовка к игре :
- чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
- просмотр фильма о космонавтах.
- рисование на тему «Космос».
- разучивание песен о космонавтах.
- изготовление атрибутов.
Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.
Ход игры. Для развития интереса к игре педагог предлагает ребятам рассмотреть набор открыток «Космонавты» и иллюстрации в книге
А. Андреева «Звездный», беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель обсуждает с детьми характеристики людей - космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.
После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Далее воспитатель может предложить ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов-заместителей.
Затем педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Воспитатель может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы - экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Веселый» и др.
Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры - подготовке к космическим полетам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов:
1. Только сильные ребята могут полететь в космос.
2. Только умные ребята могут стать космонавтами.
3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.
4. Только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.
После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.
Затем начинается первый этап проверки - испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель.
Командир объявляет о втором этапе испытаний. Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку» в космосе? (А. А. Леонов). Назовите первую женщину, побывавшую в космосе». (В. В. Николаева-Терешкова) и т. д.
Заключительный этап конкурса - экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру, прилунение).
Командир отряда и жюри (другие воспитатели, няня) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, - «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».
Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.
В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие - испытывают их и готовят к полету, третьи - обеспечивают полет и приземление.
После каждой игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по использованию нетрадиционных техник в рисовании "Загадочный мир - подводное царство" в средней группе.
Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать новые цветовые тона путем смешивания красок....
Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.
. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Загадочный песок"
Все занятие представлено в игровой форме. Дети закрепляют знания свойств песка, развивают мелкую моторику рук, закрепляют названия геометрических фигур....
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевому развитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевомуразвитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,художественн...
Творческо-познавательный проект в средней группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Руководитель проекта: воспитатель Лазарева Мария НиколаевнаГБОУ Школа№2103 ДО№3Участники проекта: дети средней группы № 3-11, воспитатели, родители воспитанников.Продолжительность проекта: сентя...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Загадочный мир космоса"
Цели: обобщать и систематизировать представление о временах года и частях суток, продолжать знакомить с космосом, звездами, луной, солнцем, солнечной системой, закреплять умение рисовать по представле...