Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию детей для подготовительной группе "Шестиногие малыши"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чечерина Анастасия Романовна

Возраст детей: подготовительная группа.

Цели:

  1. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
  2. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

  1.  Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  2. Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
  3. Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shestinogie_malyshi.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятие
с детьми подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)

«Шестиногие малыши»

Воспитатель:

Чечерина.А.Р

Санкт-Петербург

2024 г

Возраст детей: подготовительная группа.

Цели:

  1. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
  2. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

  1.  Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  2. Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
  3. Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы с вами все были в лесу, гуляли по городу, и везде видели приход весны. Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну?

Дети: Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.

Воспитатель: А почему птицы улетали?

Дети: С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись значит наступила весна.

Воспитатель: Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно, а почему мы не можем увидеть всех насекомых?

Дети: Потому что окраска у них такая же, как места, на которых они любят находиться.

Воспитатель: А зачем им такая окраска?

Дети: Для защиты от врагов.

Показ детям изображения кузнечика на зелёной траве, жука-короеда на стволе дерева.

Воспитатель: Я вам предлагаю, для того что бы рассмотреть насекомых, давайте превратимся с вами совсем маленькими. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становится все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья… Что вы видите вокруг себя?

Дети: Трава как деревья, песчинки больше валуны.

Воспитатель: Посмотрите: кто это ползёт?  Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги.

Дети: Это божья коровка.

Воспитатель: А почему божья коровка такая яркая?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, её любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает врагов. Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Дети: Потому что она выделяет молоко.

Воспитатель: Представьте, перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от ёлки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это муравьи.

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на куру сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат- не шевелятся. Но пройдет пару дней, и муравьи примутся за работу.

Физкультминутка

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.

Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!

Воспитатель: Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Что это за птица?

Дети: Это дрозд.

Воспитатель: Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «Ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое, что это?

Дети: Это пчела.

Воспитатель: Летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Как окрашена пчела кто скажет?

Дети: Желто-черным цветом окрашена пчела.

Воспитатель: Пчела тоже ярко окрашена, как вы думаете почему?

Дети: Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!

Воспитатель: Смотрите солнце закрыло облачко. Что это?

Дети: Это крыло бабочки.

Воспитатель: Посмотрите оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки.  Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки пока мы очень маленькие.

Рассматриваем бабочку с детьми.

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка крытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. А где у бабочки дом?

Дети: У бабочки дом в цветке.

Воспитатель: У муравья дом?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: У пчелы?

Дети: Улей.

Воспитатель: Нет у бабочки дома. Дом для неё- каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. За такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультминутка

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы». (Приседают на карточки.) Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Воспитатель: Слышите, издалека приближается другой звук: «3-3-3». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это?

Дети: Это комар.
Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным. и бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками.
Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка.
Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой - и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит. Вы часто видите бабочек?

Дети: Летом часто.
Воспитатель: Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

Воспитатель: Чем они непохожи?

Дети: Окраской.
Воспитатель: А что у них одинаково?

Дети: Они летают.

Воспитатель: Что одинакового у муравья и пчелы?

 Дети: У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

Воспитатель: Каких еще насекомых вы знаете?

Дети: Кузнечика, стрекозу, осу, муху.
Воспитатель: Кто из них вреден человеку?

Дети: Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.
Воспитатель: Кто полезен?

Дети: Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора возвращаться снова в больших человечков. Я вам предлагаю отгадать загадки:

 Воспитатель: Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке лежу, Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
Дети: Жук.

Воспитатель: На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём - миллион.
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Шевелились у цветка.
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: С ветки на тропинку, С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
Дети: Гусеница, куколка, бабочка.
Воспитатель: Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится.
Дети: Муха.

Воспитатель: Он с усами, а не кот.
Он не птица, но поет,
Ловко скачет, но не зайка,
Проживает на лугу.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко, Это...
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдет И приготовим вкусный мед.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Гудит лохматенький,
Летит за сладеньким.
Дети: Шмель, пчела.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня с вами многое узнали, вспомнили. Какое насекомое вам больше запомнилось? Что понравилось на нашем занятии?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия по познавательному развитию "День защитника Отечества"

Учитывая возраст детей занятие подготовлено в форме развлечения. Потребуется яркий демонстрационный материал(возможно мультимедиа).Послужит хорошим тоном и творческой предпосылкой для раскрытия  ...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...

Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: «Счет движений, высота предметов»

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитию (ФЭМП)в средней группена тему: «Счет движений, высота предметов»...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию во второй младшей группе

азначение: данный конспект предлагаю воспитателям, педагогам, работающими с детьми, родителям.Цель:-формирование представлений о внешнем облике и поведении животных.Задачи:-создать эмоционально-п...

Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность...