Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию детей для подготовительной группе "Шестиногие малыши"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Возраст детей: подготовительная группа.
Цели:
- Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
- Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
- Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
- Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
- Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shestinogie_malyshi.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятие
с детьми подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)
«Шестиногие малыши»
Воспитатель:
Чечерина.А.Р
Санкт-Петербург
2024 г
Возраст детей: подготовительная группа.
Цели:
- Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
- Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
- Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
- Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
- Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы с вами все были в лесу, гуляли по городу, и везде видели приход весны. Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну?
Дети: Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.
Воспитатель: А почему птицы улетали?
Дети: С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись значит наступила весна.
Воспитатель: Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно, а почему мы не можем увидеть всех насекомых?
Дети: Потому что окраска у них такая же, как места, на которых они любят находиться.
Воспитатель: А зачем им такая окраска?
Дети: Для защиты от врагов.
Показ детям изображения кузнечика на зелёной траве, жука-короеда на стволе дерева.
Воспитатель: Я вам предлагаю, для того что бы рассмотреть насекомых, давайте превратимся с вами совсем маленькими. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становится все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья… Что вы видите вокруг себя?
Дети: Трава как деревья, песчинки больше валуны.
Воспитатель: Посмотрите: кто это ползёт? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги.
Дети: Это божья коровка.
Воспитатель: А почему божья коровка такая яркая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, её любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает врагов. Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Дети: Потому что она выделяет молоко.
Воспитатель: Представьте, перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от ёлки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?
Дети: Это муравьи.
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на куру сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат- не шевелятся. Но пройдет пару дней, и муравьи примутся за работу.
Физкультминутка
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.
Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!
Воспитатель: Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Что это за птица?
Дети: Это дрозд.
Воспитатель: Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Вдруг сверху раздался сильный шум: «Ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое, что это?
Дети: Это пчела.
Воспитатель: Летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Как окрашена пчела кто скажет?
Дети: Желто-черным цветом окрашена пчела.
Воспитатель: Пчела тоже ярко окрашена, как вы думаете почему?
Дети: Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!
Воспитатель: Смотрите солнце закрыло облачко. Что это?
Дети: Это крыло бабочки.
Воспитатель: Посмотрите оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки пока мы очень маленькие.
Рассматриваем бабочку с детьми.
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка крытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. А где у бабочки дом?
Дети: У бабочки дом в цветке.
Воспитатель: У муравья дом?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: У пчелы?
Дети: Улей.
Воспитатель: Нет у бабочки дома. Дом для неё- каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. За такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Физкультминутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы». (Приседают на карточки.) Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Воспитатель: Слышите, издалека приближается другой звук: «3-3-3». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это?
Дети: Это комар.
Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным. и бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками.
Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка.
Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой - и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит. Вы часто видите бабочек?
Дети: Летом часто.
Воспитатель: Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
Воспитатель: Чем они непохожи?
Дети: Окраской.
Воспитатель: А что у них одинаково?
Дети: Они летают.
Воспитатель: Что одинакового у муравья и пчелы?
Дети: У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
Воспитатель: Каких еще насекомых вы знаете?
Дети: Кузнечика, стрекозу, осу, муху.
Воспитатель: Кто из них вреден человеку?
Дети: Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.
Воспитатель: Кто полезен?
Дети: Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора возвращаться снова в больших человечков. Я вам предлагаю отгадать загадки:
Воспитатель: Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке лежу, Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
Дети: Жук.
Воспитатель: На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём - миллион.
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Шевелились у цветка.
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: С ветки на тропинку, С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
Дети: Гусеница, куколка, бабочка.
Воспитатель: Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится.
Дети: Муха.
Воспитатель: Он с усами, а не кот.
Он не птица, но поет,
Ловко скачет, но не зайка,
Проживает на лугу.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко, Это...
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдет И приготовим вкусный мед.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Гудит лохматенький,
Летит за сладеньким.
Дети: Шмель, пчела.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня с вами многое узнали, вспомнили. Какое насекомое вам больше запомнилось? Что понравилось на нашем занятии?
Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Конспект занятия по познавательному развитию "День защитника Отечества"
Учитывая возраст детей занятие подготовлено в форме развлечения. Потребуется яркий демонстрационный материал(возможно мультимедиа).Послужит хорошим тоном и творческой предпосылкой для раскрытия ...
Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного...
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...
Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"
Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: «Счет движений, высота предметов»
Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитию (ФЭМП)в средней группена тему: «Счет движений, высота предметов»...
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию во второй младшей группе
азначение: данный конспект предлагаю воспитателям, педагогам, работающими с детьми, родителям.Цель:-формирование представлений о внешнем облике и поведении животных.Задачи:-создать эмоционально-п...
Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность...