Занятие по экологии в средней группе "Хвойные деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Крот Елена Дмитриевна
Хвойные деревья играют важную роль в природе: очищают воздух, задерживают пыль и вредные вещества. Знакомство с хвойными деревьями способствует формированию любви к природе и пониманию её важности для экосистемы. Бережное отношение к хвойным деревьям воспитывает у детей гуманное отношение к природе и желание её сохранить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья».

Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.

Задачи:

 «Познавательное развитие»

 1.Расширять знания детей о лесе.

2.Дать детям новое понятие–хвойные деревья, их значение для человека и животных.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности.

2. Формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища, (не ссориться, обращаться за помощью).

3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Использование музыкального сопровождения в играх.

2. Использование иллюстративного материала в познавательной беседе, графической схемы строения дерева.

«Физическое развитие»

1. Побуждать детей к двигательной активности (физкультурная минутка), проведение пальчиковой гимнастики, массаж дарами природы (шишками).

«Речевое развитие»

1.Развивать связную речь.

2.Закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.

3.Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Материалы и оборудование: графическая схема строения дерева, картина с изображением леса, игрушка Лесовичок, корзинка, веточки хвойных деревьев (ели, сосны), колонка, шишки сосны и ели.

Ход занятия.

Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, давайте поздороваемся со всеми:

Здравствуй солнце золотое! (пальцы левой руки поочередно соединяются с пальцами правой)

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнечный денек!

Здравствуй, милый мой дружок.

Мы живем в родном краю

- Всех мы вас приветствуем. (все пальцы соединяются в замок руки вверх)

 Ребята, а кто скажет, где мы живем? (ответы)

Правильно мы с вами живем в старинном городе Калининграде, с очень богатой историей. Наша область называется Калининградская, располагается на берегу Балтийского моря.

Обойди хоть сто дорог,

 Обогни планету.

Красивей Калининграда города нет.

Калининградская область – это регион с уникальной природой, где на небольшой полоске царит только природа. Здесь есть и километры песчаных пляжей, и дюны, поросшие редкой травой, и смешанные леса, и море.  

Солнце глазки открывает,

Лес притихший оживает,

Дверь лесную отворим,

С лесом мы поговорим.

Что такое лес? (ответы детей)

Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц.

(Картинка). Как богат зеленый лес!

Сколько в нем живых чудес

Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,

И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,

И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!

Какие растения живут в царстве лесном?

А как же мы их назовем?

Ответы детей (деревья кустарники и травы)

Это деревья - самые большие растения.

А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

А деревья вроде все разные – но они ребята все же похожи.

У дерева есть ствол ветки и корни. (схема - картинка)

Что такое дерево? Как оно растет? Кто все части дерева верно назовет? (ответы детей)

Обобщение ответов воспитателем.

А теперь давайте повторим строение дерева (физкультурная минутка)

Есть у дерева крепкие корни. (в кругу с детьми)

Глубоко схоронились в земле: - наклоны

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтобы ветки и листья питаться могли. – потягивание

Есть ствол, а на стволе кора: - обхватили плечи руками

Если жара – укроет она,

Ну а если сильный мороз – гладят по бокам

Кора защитит, чтобы ствол не замерз.

Словно руки там и тут - руки в стороны

Ветки от ствола растут!

Этих веток очень много,

Может даже миллион!

Листья звонкие на ветках -трясут кистями рук

Шелестят со всех сторон!

Сюрпризный момент.

Слышите, кто-то идет?

Есть на свете старичок

Старичок - Лесовичок

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные

Сам- он в алом армяке.

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам

Ходит – бродит по травинкам

Старичок-Лесовичок –

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь,

И в зной - Сторожит он мир лесной.

Ребята, а кто это к нам пришел? - (старичок- Лесовичок)

-Я ребята старичок - старичок - Лесовичок

200 лет в лесу живу,

Все про лес вам расскажу.

Живу в лесу я издавна –

Слежу за лесом пристально.

Лес не только для забавы,

Лес-богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Слышал я что вы про деревья лесные разговор ведете.

Я все деревья в лесу знаю

Всех их от злых людей да пожаров лесных охраняю

Все деревья в лесу я люблю

Но к тем, кто зимой и летом одним цветом –особую страсть таю.

-Ребята, о каких это деревьях Лесовичок говорит?

Давайте, отгадку в его корзинке поищем. А там что-то лежит. Кто хочет определить, что это? Только громко не говорите, шепните мне на ушко. (Дети отвечают)

Загадка: Стоит красавица в зеленом платьице.

До нее дотронешься - ой, уколешься. (Ель)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

Так что же в корзинке?

А давайте посмотрим.

Веточки, каких деревьев вы видите, хвойных или лиственных? (ответы)

Почему они так называются?

Рассмотрим веточку ели. Потрогайте веточку, какие у нее хвоинки? (короткие и колючие)

Хвоинки - это листочки, только узкие, в виде иголочек.

Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая живет отдельно.

А вот и шишки ели. Рассмотрите их внимательно.

А вот веточка сосны.

Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?

 - Говорят они: - Осина.

- Только мне не верится
даже ёлки мы вначале
от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
мы, получше поглядели,

Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Чем она отличается от веточки ели? (иголочки длинные и соединены попарно - дружат друг с другом)

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Посмотрите на картинку, чем отличается сосна от ели? (у ели - веточки растут вниз) Это потому, что ель любит тень, а сосна всегда тянется к солнцу (веточки растут вверх).

Сосны до небес хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года ясной стояла погода.

Массаж дарами природы (шишки сосны)

-Катаем по своим ладошкам и ручкам.

Возьмите и положите на руку шишку.

 Ребята вы видели на ладони целый лес много-много деревьев?

А ведь именно у вас на руке целый лес.

В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут сосны - много-много – целый лес.

Игра с использованием мимики и жестов «Дерево и семена».

Давайте представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена. Наступила осень, семена созрели. Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки – семена.

Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны.

Весною вас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастете зеленым ростком

И мама помашет зеленым листком.

Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают.

Пройдет время, и вы станете большими деревьями.

Вот такими!

А вот еще одна загадка: «Стоит елочка, но без иголочек». (показ картинки)

Лиственница – самое крепкое дерево в нашем лесу. Из него делали раньше корабельные мачты. А дом, построенный из лиственницы, может простоять двести лет.

Хвойные леса Калининградской области — это удивительный мир, полный красоты, загадок и жизни

Чаще всего в лесах нашей области можно встретить величественные сосны и стройные ели. Сосны, предпочитающие песчаные почвы, образуют светлые боры, наполненные ароматом хвои. Ели же, напротив, тянутся к влаге и создают тенистые ельники с особым микроклиматом. 

Особое место среди хвойных достопримечательностей Калининградской области занимает Куршская коса — узкая полоска суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Здесь, среди песчаных дюн и сосновых боров, можно увидеть удивительное явление — «танцующий лес». Стволы сосен в этом месте изгибаются самым причудливым образом, создавая впечатление застывшего танца. 

Хвойные леса играют важнейшую роль в экосистеме Калининградской области. Они являются настоящими «лёгкими» региона, очищая воздух от вредных примесей и насыщая его кислородом. Густые хвойные массивы смягчают климат, защищая от сильных ветров и перепадов температур.

А еще одно богатство нашей области – Янтарь. Это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины, мебель и тд.

Старичок. - Ребята, а вы говорили, когда ни будь с лесом?

А давайте, поиграем.

Игра «Эхо».

Эхо лесное спросить я могу?

-Ау, ау, ау. Куда это листья лесные пропали?

- Опали, опали, опали.

Цветы лесные, а вы что пропали?

-Завяли, завяли, завяли.

Птички-певички давно ли вы пели?

- Они улетели, они улетели

Лягушки и жабы куда подевались?

- Они закопались, они закопались

Белки и зайцы про вас мы не знаем.

- Мы шубки поменяли.

Так что же случилось, мы тебя спросим?

- Пришла сюда зима.

Как вы думаете, зачем нам лес?

Ну, взяли бы, да срубили все, да дома построили? (ответы детей)

- Лес очищает воздух, лес - это красота.

Лес - это дом для различных животных и птиц.

Лес нужен человеку. (Зачем?)

Лесовичок: - Не зовите докторов вы из поликлиники!

Лучше всяких докторов рощи и малинники!

Лучшие таблетки - еловые ветки!

Надо в лес ходить гулять, чтоб лекарство не глотать!

Лес-богатство нашего края.

Его надо беречь и охранять.

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить – то мне Лесовичок,

Средь зарослей колючих, покажет родничок.

Жизнь кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье: -Будем с лесом мы дружить

Охранять его, любить!

Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.

Игра “Доскажи словечко”

  • Лес, в котором растут сосны, называется ....(сосновый бор)
  • Лес, в котором растут ели, называется...(ельник)
  • Семена у ели и сосны находятся в...(шишках)
  • Елочка – короткая иголочка,
  • Сосна – игла...(длинна)
  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это - ...(янтарь)
  • Лесные богатства надо...(беречь, охранять)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии на тему "Дары деревьев"

Расширить знания детей о деревьях, подчеркнуть их значимость в жизни для человека и живых существ,познакомить детей с пословицами о деревьях, с традициями предков,развивать познавательно-исследователь...

Конспект занятия по экологии по теме: «Сравнение дерева и кустарника»

Задачи:*формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них общие существенные признаки(корень, стебель, лист),есть различия-у дерева один  ствол а у кустарника много ство...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: " Деревья как люди"

Формирование представления о процессах, происходящих в организме человека и растений....

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема: « Осенние деревья нашего парка»

Конспект был составлен для средней разновозрастной группы (большая часть детей 4-5 лет)...

Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе «Деревья весной»

Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе«Деревья весной»...

Конспект занятия по экологии в средней группе "Деревья"

Занятие направлено на воспитание ценностного отношения к природе, закрепление знаний детей о том, что дерево живой организм...

Конспект занятия по экологии для средней группы "Деревья - какие они!"

Конспект занятия в средней группе по экологии: "Деревья - какие они!"...