Занятие по экологии в средней группе "Хвойные деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья».
Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.
Задачи:
«Познавательное развитие»
1.Расширять знания детей о лесе.
2.Дать детям новое понятие–хвойные деревья, их значение для человека и животных.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности.
2. Формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища, (не ссориться, обращаться за помощью).
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Использование музыкального сопровождения в играх.
2. Использование иллюстративного материала в познавательной беседе, графической схемы строения дерева.
«Физическое развитие»
1. Побуждать детей к двигательной активности (физкультурная минутка), проведение пальчиковой гимнастики, массаж дарами природы (шишками).
«Речевое развитие»
1.Развивать связную речь.
2.Закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
3.Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Материалы и оборудование: графическая схема строения дерева, картина с изображением леса, игрушка Лесовичок, корзинка, веточки хвойных деревьев (ели, сосны), колонка, шишки сосны и ели.
Ход занятия.
Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, давайте поздороваемся со всеми:
Здравствуй солнце золотое! (пальцы левой руки поочередно соединяются с пальцами правой)
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнечный денек!
Здравствуй, милый мой дружок.
Мы живем в родном краю
- Всех мы вас приветствуем. (все пальцы соединяются в замок руки вверх)
Ребята, а кто скажет, где мы живем? (ответы)
Правильно мы с вами живем в старинном городе Калининграде, с очень богатой историей. Наша область называется Калининградская, располагается на берегу Балтийского моря.
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету.
Красивей Калининграда города нет.
Калининградская область – это регион с уникальной природой, где на небольшой полоске царит только природа. Здесь есть и километры песчаных пляжей, и дюны, поросшие редкой травой, и смешанные леса, и море.
Солнце глазки открывает,
Лес притихший оживает,
Дверь лесную отворим,
С лесом мы поговорим.
Что такое лес? (ответы детей)
Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц.
(Картинка). Как богат зеленый лес!
Сколько в нем живых чудес
Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,
И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,
И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!
Какие растения живут в царстве лесном?
А как же мы их назовем?
Ответы детей (деревья кустарники и травы)
Это деревья - самые большие растения.
А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)
А деревья вроде все разные – но они ребята все же похожи.
У дерева есть ствол ветки и корни. (схема - картинка)
Что такое дерево? Как оно растет? Кто все части дерева верно назовет? (ответы детей)
Обобщение ответов воспитателем.
А теперь давайте повторим строение дерева (физкультурная минутка)
Есть у дерева крепкие корни. (в кругу с детьми)
Глубоко схоронились в земле: - наклоны
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтобы ветки и листья питаться могли. – потягивание
Есть ствол, а на стволе кора: - обхватили плечи руками
Если жара – укроет она,
Ну а если сильный мороз – гладят по бокам
Кора защитит, чтобы ствол не замерз.
Словно руки там и тут - руки в стороны
Ветки от ствола растут!
Этих веток очень много,
Может даже миллион!
Листья звонкие на ветках -трясут кистями рук
Шелестят со всех сторон!
Сюрпризный момент.
Слышите, кто-то идет?
Есть на свете старичок
Старичок - Лесовичок
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные
Сам- он в алом армяке.
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам
Ходит – бродит по травинкам
Старичок-Лесовичок –
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь,
И в зной - Сторожит он мир лесной.
Ребята, а кто это к нам пришел? - (старичок- Лесовичок)
-Я ребята старичок - старичок - Лесовичок
200 лет в лесу живу,
Все про лес вам расскажу.
Живу в лесу я издавна –
Слежу за лесом пристально.
Лес не только для забавы,
Лес-богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Слышал я что вы про деревья лесные разговор ведете.
Я все деревья в лесу знаю
Всех их от злых людей да пожаров лесных охраняю
Все деревья в лесу я люблю
Но к тем, кто зимой и летом одним цветом –особую страсть таю.
-Ребята, о каких это деревьях Лесовичок говорит?
Давайте, отгадку в его корзинке поищем. А там что-то лежит. Кто хочет определить, что это? Только громко не говорите, шепните мне на ушко. (Дети отвечают)
Загадка: Стоит красавица в зеленом платьице.
До нее дотронешься - ой, уколешься. (Ель)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Так что же в корзинке?
А давайте посмотрим.
Веточки, каких деревьев вы видите, хвойных или лиственных? (ответы)
Почему они так называются?
Рассмотрим веточку ели. Потрогайте веточку, какие у нее хвоинки? (короткие и колючие)
Хвоинки - это листочки, только узкие, в виде иголочек.
Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая живет отдельно.
А вот и шишки ели. Рассмотрите их внимательно.
А вот веточка сосны.
Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
- Говорят они: - Осина.
- Только мне не верится
даже ёлки мы вначале
от сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
Чем она отличается от веточки ели? (иголочки длинные и соединены попарно - дружат друг с другом)
В пословице говорится:
“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.
Посмотрите на картинку, чем отличается сосна от ели? (у ели - веточки растут вниз) Это потому, что ель любит тень, а сосна всегда тянется к солнцу (веточки растут вверх).
Сосны до небес хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года ясной стояла погода.
Массаж дарами природы (шишки сосны)
-Катаем по своим ладошкам и ручкам.
Возьмите и положите на руку шишку.
Ребята вы видели на ладони целый лес много-много деревьев?
А ведь именно у вас на руке целый лес.
В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут сосны - много-много – целый лес.
Игра с использованием мимики и жестов «Дерево и семена».
Давайте представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена. Наступила осень, семена созрели. Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки – семена.
Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны.
Весною вас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастете зеленым ростком
И мама помашет зеленым листком.
Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают.
Пройдет время, и вы станете большими деревьями.
Вот такими!
А вот еще одна загадка: «Стоит елочка, но без иголочек». (показ картинки)
Лиственница – самое крепкое дерево в нашем лесу. Из него делали раньше корабельные мачты. А дом, построенный из лиственницы, может простоять двести лет.
Хвойные леса Калининградской области — это удивительный мир, полный красоты, загадок и жизни.
Чаще всего в лесах нашей области можно встретить величественные сосны и стройные ели. Сосны, предпочитающие песчаные почвы, образуют светлые боры, наполненные ароматом хвои. Ели же, напротив, тянутся к влаге и создают тенистые ельники с особым микроклиматом.
Особое место среди хвойных достопримечательностей Калининградской области занимает Куршская коса — узкая полоска суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Здесь, среди песчаных дюн и сосновых боров, можно увидеть удивительное явление — «танцующий лес». Стволы сосен в этом месте изгибаются самым причудливым образом, создавая впечатление застывшего танца.
Хвойные леса играют важнейшую роль в экосистеме Калининградской области. Они являются настоящими «лёгкими» региона, очищая воздух от вредных примесей и насыщая его кислородом. Густые хвойные массивы смягчают климат, защищая от сильных ветров и перепадов температур.
А еще одно богатство нашей области – Янтарь. Это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины, мебель и тд.
Старичок. - Ребята, а вы говорили, когда ни будь с лесом?
А давайте, поиграем.
Игра «Эхо».
Эхо лесное спросить я могу?
-Ау, ау, ау. Куда это листья лесные пропали?
- Опали, опали, опали.
Цветы лесные, а вы что пропали?
-Завяли, завяли, завяли.
Птички-певички давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели
Лягушки и жабы куда подевались?
- Они закопались, они закопались
Белки и зайцы про вас мы не знаем.
- Мы шубки поменяли.
Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда зима.
Как вы думаете, зачем нам лес?
Ну, взяли бы, да срубили все, да дома построили? (ответы детей)
- Лес очищает воздух, лес - это красота.
Лес - это дом для различных животных и птиц.
Лес нужен человеку. (Зачем?)
Лесовичок: - Не зовите докторов вы из поликлиники!
Лучше всяких докторов рощи и малинники!
Лучшие таблетки - еловые ветки!
Надо в лес ходить гулять, чтоб лекарство не глотать!
Лес-богатство нашего края.
Его надо беречь и охранять.
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить – то мне Лесовичок,
Средь зарослей колючих, покажет родничок.
Жизнь кажется иною и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье: -Будем с лесом мы дружить
Охранять его, любить!
Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.
Игра “Доскажи словечко”
- Лес, в котором растут сосны, называется ....(сосновый бор)
- Лес, в котором растут ели, называется...(ельник)
- Семена у ели и сосны находятся в...(шишках)
- Елочка – короткая иголочка,
- Сосна – игла...(длинна)
- Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это - ...(янтарь)
- Лесные богатства надо...(беречь, охранять)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по экологии на тему "Дары деревьев"
Расширить знания детей о деревьях, подчеркнуть их значимость в жизни для человека и живых существ,познакомить детей с пословицами о деревьях, с традициями предков,развивать познавательно-исследователь...
Конспект занятия по экологии по теме: «Сравнение дерева и кустарника»
Задачи:*формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них общие существенные признаки(корень, стебель, лист),есть различия-у дерева один ствол а у кустарника много ство...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: " Деревья как люди"
Формирование представления о процессах, происходящих в организме человека и растений....
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема: « Осенние деревья нашего парка»
Конспект был составлен для средней разновозрастной группы (большая часть детей 4-5 лет)...
Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе «Деревья весной»
Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе«Деревья весной»...
Конспект занятия по экологии в средней группе "Деревья"
Занятие направлено на воспитание ценностного отношения к природе, закрепление знаний детей о том, что дерево живой организм...
Конспект занятия по экологии для средней группы "Деревья - какие они!"
Конспект занятия в средней группе по экологии: "Деревья - какие они!"...