Познавательное развитие. Занятие в старшей группе " Зима".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федулина Анна Ильинична

Познавательное развитие. Занятие в старшей группе " Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zima_v_starshey_gruppe.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие в старшей группе

 «Зима».

Цель:

- Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.

Задачи:

Обучающие:

- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;

- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

- Активизировать словарь детей по теме «Зима»

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.

Организация детей:

Дети сидят на стульчиках. На проекторе открыт первый слайд презентации.

Ход образовательной деятельности:

(Слайд 1)Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...  (зима)

Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней.

"Году конец и начало зиме!"

- Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...(Декабре)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ... (Январь)

Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ... (Февраль)

Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас на изображении:

(Слайд 2 с изображением зимних пейзажей)

Ребята, что изображено?

Ответы детей (зима, лес, снег)

Все верно, но правильно будет назвать эти картина зимнего пейзажа. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин: (показывает портрет поэта).

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

 

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые (снежинки).

 

На посёлки, на лужок.

Всё спускается (снежок).

 

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее (снегопад).

 

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

 

Словно в белый пуховик.

Нарядился… (снеговик).

 

Рядом снежная фигурка,

Эта девочка - (снегурка).

 

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой (снегири).

 

в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
             (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,             
 (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

  Присаживаемся на свои места, я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.

Вопросы:

1. Какие изменения произошли  природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. 

(Слайд 3)

2.Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду.

(Слайд 4)

3.(Слайд 5)  А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. 

4.(Слайд 6) Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице. 

5.(Слайд 7)Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. 

6.(Слайд 8) А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега, (Слайд 9) еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. 

7.Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. (Слайд 10)

Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.

Композитор Петр Ильич Чайковский, сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку).

 

Подведение итогов НОД (рефлексия):

А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...

Мультимедиа: " ОО "Познавательное развитие", занятие в старшей группе на тему: " По тонкому льду".

Познавательное занятие на котором дети узнают как правильно вести себя в осенне-зимний период около воды....

НОД по познавательному развитию (экология) в старшей группе на тему: « Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знания признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадо...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Всё о зиме и немного больше» Тема: «Зима»

Образовательная область: познавательное развитиеЛексическая тема: ЗимаВид занятия: комплексно - тематическоеИнтеграция образовательных областей: познавательное  развитие, речевое развитие, физиче...

Конспект интегрированного (развитие речи, познавательное развитие) занятия в старшей группе: "По страницам сказок"

Конспект интегрированного (развитие речи, познавательное развитие) занятия в старшей группе: "По страницам сказок"Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Задачи:Об...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы "Как дикие животные зимуют в лесу".

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы "Как дикие животные зимуют в лесу"....