Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «В осеннем парке».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гашина Марина Сергеевна

Конспект занятия в подготовительной группе "В осеннем парке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_otkrytoe_zanyatie.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру  «В осеннем парке».

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами,  выяснить , почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о  перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»;  изучить новые понятия  ( летят стаей, фронтом,  клином);  совершенствовать навыки ведения беседы и умение  отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

 Коррекционно-развивающие:   развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух,  координацию речи с движением;  развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Оборудование: мультимедийные средства для прослушивания звуковых аудиофайлов, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты,  части птицы.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Воспитатель:

- Ребята, приглашаю вас в осенний парк. А чтобы мы точно дошли предлагаю выполнить одно простое действие.  Кулачок с секретом к ушку поднесем, три раза повернемся и в парк мы попадем. Вот мы и на месте.

-Посмотрите, как прекрасен осенний парк (иллюстрации парка), Скажите, пожалуйста, а кое время года сейчас? (Осень)

-назовите мне признаки осени? ((День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

-Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

-Сегодня птицы в нашем парке готовятся улетать и хотят с вами на прощание поиграть. Готовы?

1. Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

2. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря). Собираем птицу из фетра

Воспитатель:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

Смотрите, у меня есть детали, давайте вместе соберём птицу

3.

Воспитатель:

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

(По оперению, внешнему виду, величине,)

-А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

-  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

-Каких водоплавающих птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

 В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

- А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

 В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе;  некоторые , например, журавли, выстраиваются  « клином » в виде треугольника;  другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли,  лебеди и другие крупные птицы.)

Разложить изображения птиц на водоплавающих и насекомоядных

4.Дыхательная гимнастика “Перышки” (Развитие речевого дыхания)

Воспитатель: Смотрите,  что у нас есть, перышки. Как вы думаете чьи это могут быть перышки? Какой птицы? А давайте мы с ними поиграем

Птички летали перышки теряли

Перышки кружились и на голову садились нам

Птички летали перышки теряли  

Перышки кружились и на голову садились нам

Ветерок пролетал наши перышки поднял

Вдох- выдох на перышко

Вдох-выдох на перышко

5.Игра «Кто как голос подает?»

 Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Утка – крякает    (кря –кря кря )

Гусь- гогочет      ( га –га –га)

Кукушка –кукует     ( ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

6.Игра «У кого какое тело?».  ( Образование прилагательных)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

Молодцы , ребята, правильно.

7. Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту  стихотворения.)

Опустел скворечник,

улетели птицы,

Машут руками, как крыльями

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Приседают

Целый день сегодня

 Все летят, летят…

Встают, идут по кругу и машут руками

Видно тоже в Африку улететь хотят

Бегут по кругу


8.Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

- Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это утка. Не дорисован утиный клюв.
Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки?   Предлагаю вам закончить рисунки.

Посмотрите ребята, наш парк опустел, все птицы улетели на юг. Они обязательно к нам вернуться весной. И нам пора возвращаться.

Итог занятия. Кубик рефлексии. Каждый кидает кубик и в соответствии с тем, что выпало отвечает на вопрос.

-Вы  молодцы! Я вас благодарю и вы себя поблагодарите, обнимите вот так и скажите себе я сегодня молодец!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру: «День космонавтики».

Расширять представления детей о первом полёте в космос. Закреплять знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России. Познакомить с учёными К.Э.Циалковским, С.П.Королёвым которые стояли ...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Дары осени".

Конспект составлен для воспитателей подготовительных групп, для занятий по окружающему миру. Готовый конспект можно использовать на занятии с детьми....

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

конспект занятий в подготовительной группе по окружающему миру

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух»Цель: Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств во...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру "Красавица осень"

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру "Красавица осень"...