Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Путешествие по Японии»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миру на тему:
«Путешествие в Японию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миру на тему:
«Путешествие в Японию»
Цель: Развитие познавательной активности старших дошкольников
в процессе формирования элементарных представлений о Японии.
Задачи:
Формировать целостную картину мира. Расширять кругозор детей, (знакомство детей с государственными символами: герб, флаг, с жителями Японии их традициями и увлечениями).
Вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве.
Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровой, пальчиковая гимнастика, технические средства.
Развивающая среда: глобус, презентация.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в удивительную, полную загадок страну, которая называется Япония и познакомимся с её тайнами.
Обратите внимание на глобус. Япония вся окружена водой. Это Тихий океан и Японское море. Теперь начнём наше путешествие.
Воспитатель:
Я построю самолёт, (Фото самолёта)
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой. (В. Шишков)
— Приготовились к полёту! Наш самолёт держит курс на Японию! Завести моторы!
Дети выполняют вращательные движения руками перед грудью и имитируют звук самолёта «р-р-р».
— Полетели! — дети разводят руки в стороны, копируя крылья самолёта и «летят».
Музыкальное сопровождение - звук самолёта
Руки в стороны – в полет (Анимация летит самолёт)
Отправляем самолёт. (Руки в стороны)
Правое крыло вперёд - (Правую руку вперёд)
Левое крыло вперёд - (Левую руку вперёд)
Полетел наш самолёт. (Руки в стороны)
Над Японией летим
И в окошечки глядим. (Складываем руки окошком и смотрим
Повернулась голова - (Поворот головы налево)
Что за чудо острова?!
От волненья часто дышим: (Глубокий вдох)
«Всё б успеть и всё услышать!»
Вдохнули глубоко, друзья,
Нас ждёт страна Япония! (Руки вверх)
Воспитатель:
Закрываем все глаза
Быстро крутится земля (Глобус крутится)
Вот Москва, вот Казахстан,
Вот Монголия, Китай,
и немного страшно
Плещет Тихий океан
Крепче за руки возьмитесь!
Осторожно приземлитесь!
Вот она Япония. (Флажок на глобусе на Японии)
Воспитатель показывают иллюстрацию горы Фудзияма:
Посмотрели все направо на демонстрацию картинок)
Гора пред нами Фудзияма. (Повороты головы направо)
- Мы пролетаем сейчас над высокой горой, которая является одним из символов Японии и чтится, как священная. Это гора-вулкан Фудзияма. (Фото горы)
Воспитатель показывает иллюстрацию с городом Токио:
– Продолжаем наш полет! Что мы видим? Большой, яркий город с огромными красивыми зданиями! Кто знает, как называются эти огромные многоэтажные дома? (Небоскрёбы) Для чего их строят такими большими? Потому что в Японии очень много людей, им нужно где то жить, а земли очень мало, поэтому строят огромные дома, в которых они живут. На фотографии мы видим столицу Японии – Токио. (Фото города Токио)
Вот и прилетели мы в Японию. Как вы думаете, дети, с чего начинается знакомство со страной?
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы обычно приветствуете друг друга?
Дети. Мы говорим «Привет», «Здравствуйте», улыбаемся, жмем руки.
Воспитатель: Правильно. Поприветствуйте друг друга.
Дети приветствуют друг друга.
А теперь посмотрите, как я вас поприветствую.
Воспитатель кланяется и произносит: «Коннити(чи)ва».
Воспитатель: Я поприветствовала вас по-японски. Давайте поприветствуем друг друга ещё раз, теперь по-японски, с поклонами.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: В Японии приветствием считается поклон. И чем он ниже, тем больше оказывается почтения и уважения. Младшие по возрасту и положению при встрече кланяются первыми и более низким, вежливым поклоном. (Фото поклон)
Воспитатель: Знакомство с каждой страной начинается с её названия, столицы, флага, герба . Название страны и столицу мы уже знаем. Флаг Японии - представляет собой белое полотно с большим красным кругом в середине, который обозначает восходящее солнце. (Флаг Японии)
Воспитатель:Герб Японии: 16-и лепестковая хризантема. Этот цветок в Японии окружен любовью и заботой. Хризантема очень долго цветет и поэтому олицетворяет счастье и долголетие. (Герб Японии)
Воспитатель: Япония - Это удивительная страна, которую называют Страной Восходящего Солнца. А кто знает, почему ее так называют? (Солнце)
Правильно , Потому что японцы первые видят восход солнца.
Воспитатель: Япония - Страна восходящего солнца
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно -
И сразу увидит, как всходит оно!
Воспитатель: Итак, добро пожаловать в японский дом. Он называется «минка». Основные материалы для его строительства — бамбук, солома, трава, дерево, глина. Значит, каким по материалу являет традиционный дом?
Дети. Дом из глины — глиняный, из дерева—деревянный, детали из соломы — соломенные, из бамбука — бамбуковые, из травы- травяные. И т.д.
Воспитатель: Да, верно. Внешние стены делают из бамбука и глины. Каркас дома, крышу и стены изготавливают из дерева. У дома — раздвижные внешние стены, которые в тёплое время года убирают специальную нишу. Внутренних стен нет, а вместо них используют подвижные перегородки, т.е. рамы, а в них — очень плотная рисовая бумага. Планировка и мебель в японском доме обычно очень простая. Вспомните, какая мебель в наших квартирах.
Дети называют мебель
Воспитатель: А вот в минка вместо громоздких шкафов- встроенные шкафы с раздвижными дверями. Вместо стульев- подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей - футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после ночного сна их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни. Пол устилают матами из прессованной рисовой соломы—татами. Давайте сравним, на чем сидим и спим мы, а на чем — японцы. В чем мы храним вещи, а в чем -японцы.
Дети. Мы сидим на диване, на кресле, на стуле, на табурете, а японцы на полу, на подушке, на мате, на татами. Мы кладем вещи в шкаф, а японцы в него убирают еще и маты, матрасы, чтобы стало свободней.
Воспитатель: У японцев есть такое правило: попадая в дом, вы должны разуться. (По традиции японцы носят белые носки, и в доме всегда царит идеальная чистота.
Воспитатель: Самое значимое место в японском доме — токонома. Это ниша, куда помещают самое ценное для японца: картину, гравюру старинный веер, икебану. Что же такое икебана? В России собирают букеты, а в Японии составляют икебану. Икебана — искусство составления композиции из веток, листьев и цветов. Очень важен сосуд для композиции. Он должен выглядеть единым целым с растениями. Элементы икебаны обязательно располагаются так, чтобы вся композиция не симметричной, правильной, наоборот, ценится неправильность, но гармоничная.
Воспитатель Жители этой страны тоже любят заниматься творчеством , посмотрите, вот некоторые из работ (на экране поделки). Делать разные фигурки из бумаги придумали в Японии очень давно. Мы с вами уже складывали из бумаги разные фигурки. Помните? Как это называется? (оригами)
Воспитатель: Ребята вы заметили, кого изображали в своих работах японские мастера?
Воспитатель: Правильно! В работах разных мастеров очень часто присутствует образ птицы. В Японии птица олицетворяет счастье, свет, мир, гармонию.
Воспитатель: Японцы выращивают деревья, которые называются Бонсай - японское искусство выращивания карликовых деревьев в декоративных целях, а также само такое дерево.
Воспитатель:Природа страны отлична от природы России. Растительность не такая богатая и разнообразная, так как много места занимают горы. Любимое дерево – сакура. Национальная гордость японцев в мире животных – это бело-черный медведь - панда.
Воспитатель: Из деревянных игрушек знаменитыми являются изображения японских девочек —куколки кокэси. Эта тонкая изящная куколка немного напоминает нашу матрёшку, также изображающую девочку.
Воспитатель : Одно из главных чудес Японии – это рис. Японцы называют его «белое золото», так как продажа риса в другие страны приносит прибыль Японии. Уход за рисовым полем очень тяжёлый. Заливное поле похоже на широкий мелкий пруд, сначала распахивается земля на поле, потом прямо в воду сеют рис. (Фото работа на рисовом поле)
Воспитатель: Японцы очень любят рис и рыбу, морепродукты. И в Японии есть блюдо традиционной японской кухни, приготовленное из риса и различных морепродуктов – суши, которое едят специальными палочками.
(Фото еды с палочками)
Воспитатель : Япония – Родина спорта сумо, борьба толстяков с интересной историей возникновения. (фото сумо)
Воспитатель: Японии пишут с помощью иероглифов (Фото иероглифов)
Воспитатель: Одно из самых интересных мест в Японии — Сад камней. На первый взгляд, это ровная площадка, покрытая песком или галькой, на которой находятся камни, но на самом деле расположение камней подчинено определенным правилам. Например, они кладутся группами по три камня, а всего их пятнадцать. Считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но каждый посетитель может представить что-то своё... Сад камней имеет также одну особенность. В какой бы его точке не находился наблюдатель, его взгляд упадёт на равное число камней... Японцы посещают такие сады, чтобы отстраниться от повседневных проблем, поразмышлять, уединиться, полюбоваться природой. Давайте и мы полюбуемся садом камней.
Воспитатель: А теперь поговорим о национальной японской одежде, относится кимоно — одежда, напоминающая халат. Его длина может быть разной. Кимоно закрепляется на теле поясом «оби», который расположен на талии. Вместо пуговиц используют ремешки и бечёвки. Характерная черта кимоно — рукава содэ, которые обычно намного шире толщины руки, имеют форму мешка. В целом оно удобно и не сковывает движений. Мужчины тоже носят кимоно. Главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. В основном оно бывает чёрным, темно-синим, зеленью и коричневым. Кимоно шьют из шелка и шерсти. Какое оно по материалу?
Дети. Шёлковое, шерстяное.
Воспитатель: Ещё один предмет традиционной японской одежды- хакама. Это широкие длинные штаны в складку, похожие на юбку. Первоначально хакама представляли собой кусок материи, обёрнутые вокруг бёдер.
Воспитатель: Рисунок на кимоно — цветочный или растите, в виде красивых птиц... Мы тоже создадим кимоно.
Воспитатель раздаёт детям заготовки-раскраски с изображением кимоно и цветные карандаши. Дети раскрашивают их.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы очень постарались и хорошо поработали. Узнали много нового. Спасибо вам. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-554535-1419755619.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886266-1485794837.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1054592-1536598158.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "“Путешествие в космос” в первой младшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "“Путешествие в космос” в первой младшей группе.Цель: Знакомство детей: с понятием космос в игровой форме, в космосе находя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/17/picture-998085-1521302631.jpg)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие по Временам Года»
Методическая разработка открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по Временам года", написано и разработа с учетом возраста детей. В ней содержатся игры, рисование, з...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-936816-1643713558.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в космос» в подготовительной группе
Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие в мир транспорта». Средняя группа.
Конспект занятия посвящён ознакомлению детей с разными видами транспорта....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-548079-1635683865.jpg)
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие в страну комнатных растений"
Занятие подходит для детей старшего дошкольного возраста....