Конспект образовательной деятельности "Животные крайнего севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кушнырь Наталья Сергеевна

 НОД в подготовит6ельной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности,  познавательной области «Животные Севера»

 Воспитатель: Кушнырь Н.С.

Цели:

• Способствовать формированию учебно – познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.

• Учить устанавливать существенные признаки для обобщения;

Задачи:

Познавательное развитие : Формирование познавательной активности. Познакомить детей с жизнью  северных животных, закрепить знания о животных севера.

Социально — коммуникативное развитие : Воспитание нравственных качеств ребёнка. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них. • Воспитывать доброжелательность друг к другу.

Речевое развитие : Развитие памяти, внимания, мышления, кругозора, личностного самосовершенствования.

Художественно — эстетическое развитие : Учить пониманию необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека. Воспитывать у детей желание получить информацию о животных Арктики и Антарктики.

Физическое развитие : игра: «Разрезные картинки» развитие логического мышления, памяти, внимания.

Предварительная работа:

 Беседы: «Царство холода и льда» «Правила поведения на морозе», «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?», «Быт народов Севера». Рассматривание иллюстраций, чтение книг.  А. С. Барков «Кто, где живёт?», Т. Хоботов «Где живёт тюлень?» Г. Снегирёв «Про пингвинов», сказки народов Севера «Айога».

Материал и Оборудование:

• Белый плюшевый мишка• Разрезные картинки с изображением животных севера.

Словарная работа: Тундра, белек, дрейфовать, песец.

Ход

1. Организационный момент:

Ребята отгадайте, кто сегодня пришел к нам в  гости:

Загадка:

Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

Дети: Звучат ответы.

Правильно. Это белый медвежонок. И зовут его Умка. А как вы думаете где он живет?

Ответы детей :

Правильно на Севере.

Умка приглашает нас совершить путешествие на Крайний север и пришел рассказать нам еще о животных, которые с ним живу на Крайнем севере : это северные олени, арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, тюлени, морские слоны, моржи, белые медведи, полярные волки.

2. Основная часть:

Воспитатель: Поедем?

Дети: Поедем.

Воспитатель: А какую одежду и обувь мы оденем?

Дети: Зимнюю (перечисляют, что одену и обувь)

Воспитатель: А на чем мы туда поедем? (ведется беседа с детьми, на чем можно добраться до севера, какими видами транспорта)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь поехали.

Крайний Север – это далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается  тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег, где бродят полярные белые медведи и кочуют стада северных оленей. Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.

Воспитатель: В океане тёмно – синем, Лапой, выудив моржа, На полярной скользкой льдине Я дрейфую не дрожа. Дети: Медведь

Воспитатель: Правильно молодцы. Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белый медведь занесен в Красную книгу России. Белый медведь – самый большой медведь. Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. Медведь переносить сильные холода. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь белый легко может плавать в ледяной воде. Основная пища белого медведя – тюлени.

воспитатель:

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга Дети: Олень

Воспитатель: Правильно.  Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у олений, но и у оленьих. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу. Олени дают вкусное молоко.  Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Воспитатель:

На полярном берегу Все законы строгие Но морозы и пургу Терпят ластоногие Хоть от края и до края Ледяной суровый мир Но от холода спасает Их подкожный толстый жир. Дети: Тюлень

Воспитатель: Да это тюлень. Тюлени заселяют прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов, а также Балтийского и Северного морей. Обыкновенные тюлени бывают коричневого, рыжеватого или серого цвета. Взрослые тюлени достигают 1, 85 м в длину и 132 кг массы. Тюлени живут до 30—35 лет, а тюлени до 20—25 лет. Детенышей тюленей называют бельки, потому что они белого цвета. Обыкновенные тюлени обычно заселяют скалистые места, где их не могут достать хищники. Некоторые подвиды находятся под угрозой исчезновения. Питаются рыбой.

Воспитатель:

Они на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. И хобот как у африканского слона. Пусть ветер и вода свежи, На пляж идут тяжелые … Дети: Морские слоны

Воспитатель: Морские слоны — это разновидность тюленей. Они самые крупные из всех видов тюленей, даже моржей. Свое название морские слоны получили не случайно, это животные действительно больших размеров. От тюленей морские слоны отличаются большим весом и толщиной подкожного жира. Слоны имеют утолщенный мясистый вырост на носу, похожий на короткий хобот. Используют для устрашения и усиления грозного рыка (рычания). Слонихи хобота не имеют. Шкура морских слонов толстая и грубая как у моржа, но покрыта коротким густым мехом как у настоящих тюленей. У взрослых морских слонов окраска бурая, у молодых — серебристо-серая. Детеныш, весит «младенец» 20-30 кг! Детеныши морских слонов рождаются черными. Матери кормят их молоком чуть больше месяца, после чего детеныши перемещаются в другую часть лежбища и еще несколько недель не заходят в воду. Все это время детеныши живут за счет запасов подкожного жира, накопленных во время кормления молоком. Спустя некоторое время у животных происходит линька, после которой они покидают места рождения.

Воспитатель: В бурном море поохотясь, С белой пеной на боках Из холодных вод выходим Мы на ластах и китах. Дети: Моржи Воспитатель: Моржи очень крупные животные, в длину достигают 3-4, 5 м, моржихи 2, 6-3, 6 м, вес моржа 1, 5-1, 8 т, моржихи намного мельче, их масса «всего» 700-800 кг. Внешне морж больше похож на ушастых тюленей. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. У моржих их длина достигает 30-40 см, у моржей 40-50 см, изредка 80 см. У моржей очень толстая и грубая кожа, почти нет шерсти. Только у детенышей моржей можно видеть рыжеватую шерстку, у взрослых же моржей она настолько редкая, что они кажутся голыми. Единственные «настоящие» волосы на теле моржа это чувствительные волосы на морде, которые по толщине не уступают проволоке. Окраска моржей коричневый, у старых моржей часто заметны розоватые пятна — шрамы и царапины от стертой кожи, моржата чуть темнее родителей. Питаются рыбой.

Воспитатель: Хвост поджав, во льдах ночую, Выношу мороз любой. Я по северу кочую В тёплой шубе голубой. Дети: Песец

Воспитатель: Молодцы правильно это песец

Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато - серый. А зимой снежно - белый, иногда с голубым отливом. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закруглённые. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. Это хищный зверёк, к его родственникам относится и волк.

Во время пурги песец прячется в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится. Часто песец ходит за северным белым медведем. Такая "дружба" ему  выгодна: остатки медвежьего "стола" - настоящее пиршество для песца. Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Рыть норы в мёрзлой земле тундры трудно. Поэтому песцы живут в одних и тех же норах по много лет. Живут вместе несколько поколений. В песцовых жилищах много жилых помещений, много ходов - выходов. В таком подземном городке часто живут сразу несколько семей. А семья у песца - многодетная. В ней растут не только родные дети, но и приё мный: настоящий "детский сад" получается! Малыши пьют мамино молоко и быстро растут.

Воспитатель: Что, за дикий, страшный зверь, Никогда ему не верь. Быстро прыгает, кусает, Каждый точно его знает. За добычей поспешит. Знает он в охоте толк, Отвечаем, это. Дети: Волк

Воспитатель: Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в  Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Длина без  хвоста: 130—150 см. Высота в  холке: 80—93 см.   Масса: до 85 кг, волчицы меньше. Продолжительность  жизни: около 17 лет. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Пища и охота. Едят других животных птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Чаще всего встречаются семейные стаи, которые состоят из родителей, их детёнышей и из ранее родившихся. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Воспитатель: Ребята понравилась ли вам прогулка по Крайнему северу

Дети: Да.

Воспитатель: Пора нам возвращаться. Давайте поблагодарим Умку за интересное путешествие.

Дети: Дети благодарят медвежонка.

Воспитатель. А это вам ребята от Умки игра.

3. Заключительная часть:

Игра «Собери животное»

Цель: Закрепление знаний, о животных севера.

Ход игры:

Каждому ребёнку раздаются разрезные картинки с изображением животного севера. Задача ребёнка собрать картинку и сказать какое животное получилось, где живёт, кто детёныши, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Итог. Кто приходил к вам в гости? Ребята где мы с вами побывали? Каких животных видели? Понравилась вам прогулка по Северу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ".

Занятие по знакомству детей с животными Севера. Разработано в соответствии с ФГОС....

Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы "Богатство Крайнего севера (нефть, газ,торф)"

     В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношен...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расши...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект занятия по образовательной области « Познавательное развитие» Старшая подгруппа Тема: « Природа и животные Крайнего Севера».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему «Природа и животные Крайнего Севера»...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» на тему: «Животные Крайнего Севера»

Расширение кругозора детей о диких животных, обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру....