Конспект занятия по познавательному развитию «Наука вокруг нас» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ульянова Татьяна Викторовна

Экспериментальная деятельность дошкольников — это важный этап в формировании их познавательных навыков и понимания окружающего мира. Одним из увлекательных понятий, с которым могут познакомиться дети, является диффузия. Этот процесс можно продемонстрировать с помощью простых опытов, проводимых в игровой форме и представленных в данной разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diffuziya_dlya_ns_protala.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по познавательному развитию «Наука вокруг нас»

в подготовительной к школе группе

Разработала

воспитатель ГБДОУ №33

Ульянова Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

2024 год

Вступление

В ходе занятия с детьми осуществляется интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие – систематизировать знания детей о строении веществ и тел, физическом явлении диффузия.

Речевое развитие – различать и называть основные характеристики вещества; отвечать на вопросы полным ответом; использовать в речи «специальные термины»: молекула, смешение, диффузия, опыт, лупа, образец и т.д.

Физическое развитие – формировать умение выполнять движения физкультминутки в соответствии с текстом.

В ходе мероприятия формируются предпосылки универсальных учебных действий: познавательные (моделирование, анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация), регулятивных (осуществление действий по образцу и заданному правилу, осуществление контроля своей деятельности, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника), коммуникативных (овладение вербальными и невербальными средствами общения, умение слушать собеседника, задавать вопросы, формирование мотивационной и коммуникативной сферы), личностных (формирование самооценки, положительного отношения к школьному обучению). При этом используются:

1.        словесные методы: беседа, чтение художественной литературы. Приёмы: вопросы, пояснения, объяснение, педагогическая оценка.

2.        наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (схемы опытов и схема безопасного поведения, просмотр фильма, использование компьютерной презентации). Приёмы: показ способов действий, показ образца.

3.        практические методы: элементарные опыты

4.        игровые методы: дидактическая игра. Приёмы: загадывание и отгадывание загадок.

По окончании мероприятия воспитанники приобретут представление о физическом явлении диффузия. Обогатиться словарный запас детей. Повысятся коммуникативные навыки. В целом возрастёт познавательный интерес и творческая активность детей.

Цель: создать условия к формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности, фиксации наблюдений, развития умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей о строении вещества.
  2. Расширить знания детей о физических процессах в окружающем мире, в частности о диффузии, через организацию экспериментальной деятельности
  3. Формировать у детей умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.

Развивающие:

1.        Развивать речь, мыслительные операции, познавательную активность.

2.        Развивать инициативность и самостоятельность в ходе экспериментирования.

3.        Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

4.        Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки и творческие способности.

Воспитательные:

1.        Воспитывать познавательный интерес.

2.        Воспитывать аккуратность, внимательность, соблюдение правил поведения и техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Оборудование для воспитанников:

 Предварительная работа:

Оборудование для педагога: телевизор, компьютер или ноутбук, набор карточек- инструкций «Схемы проведения опытов», листы фиксации результатов, кукла- помощник «ворона»

Оборудование для воспитанников: варенье клюквенное (черничное), вареные нарезанные кубиками овощи (свекла, капуста, морковь, горошек), вода, отрезы холщовой ткани, ароматические лепестки сухих цветов, ленточки, степлеры.

Предварительная работа: беседа о строении веществ; просмотрт мультипликационных фильмов «Смешарики Пинкод. То, что нельзя объяснить», «Про атомы и молекулы»; закрепление алгоритма выполнения опытов и правил техники безопасности;

Содержание мероприятия:

Этап 1: Мотивация детей к деятельности

Проблемная ситуация

В группу «прилетает» ворона. Она обращается к детям с просьбой дать ей напиться. Дети предлагают ей морс, который делают на её же глазах, смешивая воду и варенье. Ворона удивлена, почему вода поменяла цвет.

Этап 2. Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатель: Ребята, а вы можете объяснить вороне, почему при смешении с водой напиток приобрёл иной цвет?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: А что же конкретно смешалось? Оказывается, все тела и вещества состоят из маленьких частиц- молекул.

Моделирование процесса диффузии с помощью круп.

Воспитатель обращает внимание детей на формы (например, яйцо от киндер сюрприза и воздушный шарик. В них содержаться крупы: греча и рис ) Крупы высыпаются в тарелку- демонстрация того, что вещества состоят из молекул. Затем смешиваются.

 Воспитатель: Ребята, что же получилось у нас?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: обобщает: частицы одного вещества взаимно расположились между частицами другого, и получилась однородная смесь. Это явление в науке называется Диффузия. То же произошло с маленькими частицами воды и варенья.  Они смешались. И вода окрасилась в цвет варенья.

Ворона: Ой! Морс у вас вкусненький. А мне что-то кушать захотелось. В животе урчит.  Может угостите меня?

Воспитатель: даже не знаю, что предложить тебе. Вот у нас есть немного вареной свеклы, варёной картошки, моркови, горошка, соль и растительное масло. Обращается к детям: ребята, что мы можем приготовить из этих продуктов?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: правильно! Мы можем приготовить и угостить ворону винегретом.

Дети под руководством воспитателя смешивают продукты для винегрета и угощают ворону.

Воспитатель: пока наша гостья угощается, я предлагаю посмотреть небольшой фильм о смешении мельчайших частиц вещества- молекулах. О процессе диффузии.

Фрагмент «Диффузия. Лабораториум. Маленькие исследователи» https://www.1tv.ru/-/vbngg (продолжительность 37 сек.)

Ворона: Ой! А картошечка в винегрете розовой стала!

Воспитатель: Ребята, можем мы теперь объяснить вороне почему это произошло?

Предполагаемые ответы детей

Ворона: не знаю, чем заняться. Засиделась я, что-то крылья ломит и хвост.

Воспитатель: предлагаю, немного размяться

Проводиться физминутка

Потрудились – отдохнём (шаги на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (команды и движения по тексту)- 3 раза

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Ворона: Ой, ну мы молодцы! И интересного много узнали и разминку сделали

Воспитатель: Уважаемая ворона! Оказывается процесс распространения молекул вещества , т.е. диффузию можно наблюдать не только при смешении жидкостей или твёрдых тел. Она буквально окружает нас, витает вокруг. Приглашаем тебя в нашу творческую мастерскую. Мы будем делать не простую поделку, а научную. Она поможет нам представить процесс диффузии ещё лучше. Мы попробуем изготовить ароматные подушечки. Они называются «саше». Их можно использовать для ароматизации белья и одежды, для улучшения аромата  в помещении, а если добавить в саше специальные травы или масла, то можно использовать их и ночью для улучшения сна.

Проводиться мастер- класс по изготовлению саше из холщевой ткани.

Этап 3 Рефлексия

Воспитатель:

Дорогие ребята! Вы узнали что-то новое, интересное, полезное?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: А о чем нам удалось узнать сегодня благодаря вороне?  

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: сегодня вы точно стали намного образованнее и наверняка расскажите о своих познаниях родителям.

Воспитатель: Молодцы! Большое вам спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе  группы...

Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.

В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине. Направление:- познавательное развитие- речевое развитие...

Конспект по познавательному развитию на тему «Будущие мужчины» подготовительная к школе группа

В современном обществе происходят социальные изменения, которые приводят к нарушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Женщины начинают занимать лидирующее положение среди мужчин...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Загрязнение воды»  для детей подготовительной к школе группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Страна Экономика: семь шагов" подготовительная к школе группа

Конспект  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию  "Страна  Экономика: семь шагов"...