Конспект занятия по познавательному развитию «Наука вокруг нас» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Экспериментальная деятельность дошкольников — это важный этап в формировании их познавательных навыков и понимания окружающего мира. Одним из увлекательных понятий, с которым могут познакомиться дети, является диффузия. Этот процесс можно продемонстрировать с помощью простых опытов, проводимых в игровой форме и представленных в данной разработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diffuziya_dlya_ns_protala.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по познавательному развитию «Наука вокруг нас»
в подготовительной к школе группе
Разработала воспитатель ГБДОУ №33 Ульянова Татьяна Викторовна |
Санкт-Петербург
2024 год
Вступление
В ходе занятия с детьми осуществляется интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие – систематизировать знания детей о строении веществ и тел, физическом явлении диффузия.
Речевое развитие – различать и называть основные характеристики вещества; отвечать на вопросы полным ответом; использовать в речи «специальные термины»: молекула, смешение, диффузия, опыт, лупа, образец и т.д.
Физическое развитие – формировать умение выполнять движения физкультминутки в соответствии с текстом.
В ходе мероприятия формируются предпосылки универсальных учебных действий: познавательные (моделирование, анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация), регулятивных (осуществление действий по образцу и заданному правилу, осуществление контроля своей деятельности, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника), коммуникативных (овладение вербальными и невербальными средствами общения, умение слушать собеседника, задавать вопросы, формирование мотивационной и коммуникативной сферы), личностных (формирование самооценки, положительного отношения к школьному обучению). При этом используются:
1. словесные методы: беседа, чтение художественной литературы. Приёмы: вопросы, пояснения, объяснение, педагогическая оценка.
2. наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (схемы опытов и схема безопасного поведения, просмотр фильма, использование компьютерной презентации). Приёмы: показ способов действий, показ образца.
3. практические методы: элементарные опыты
4. игровые методы: дидактическая игра. Приёмы: загадывание и отгадывание загадок.
По окончании мероприятия воспитанники приобретут представление о физическом явлении диффузия. Обогатиться словарный запас детей. Повысятся коммуникативные навыки. В целом возрастёт познавательный интерес и творческая активность детей.
Цель: создать условия к формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности, фиксации наблюдений, развития умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о строении вещества.
- Расширить знания детей о физических процессах в окружающем мире, в частности о диффузии, через организацию экспериментальной деятельности
- Формировать у детей умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.
Развивающие:
1. Развивать речь, мыслительные операции, познавательную активность.
2. Развивать инициативность и самостоятельность в ходе экспериментирования.
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
4. Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки и творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать аккуратность, внимательность, соблюдение правил поведения и техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Оборудование для воспитанников:
Предварительная работа:
Оборудование для педагога: телевизор, компьютер или ноутбук, набор карточек- инструкций «Схемы проведения опытов», листы фиксации результатов, кукла- помощник «ворона»
Оборудование для воспитанников: варенье клюквенное (черничное), вареные нарезанные кубиками овощи (свекла, капуста, морковь, горошек), вода, отрезы холщовой ткани, ароматические лепестки сухих цветов, ленточки, степлеры.
Предварительная работа: беседа о строении веществ; просмотрт мультипликационных фильмов «Смешарики Пинкод. То, что нельзя объяснить», «Про атомы и молекулы»; закрепление алгоритма выполнения опытов и правил техники безопасности;
Содержание мероприятия:
Этап 1: Мотивация детей к деятельности
Проблемная ситуация
В группу «прилетает» ворона. Она обращается к детям с просьбой дать ей напиться. Дети предлагают ей морс, который делают на её же глазах, смешивая воду и варенье. Ворона удивлена, почему вода поменяла цвет.
Этап 2. Совместная деятельность педагога с детьми.
Воспитатель: Ребята, а вы можете объяснить вороне, почему при смешении с водой напиток приобрёл иной цвет?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: А что же конкретно смешалось? Оказывается, все тела и вещества состоят из маленьких частиц- молекул.
Моделирование процесса диффузии с помощью круп.
Воспитатель обращает внимание детей на формы (например, яйцо от киндер сюрприза и воздушный шарик. В них содержаться крупы: греча и рис ) Крупы высыпаются в тарелку- демонстрация того, что вещества состоят из молекул. Затем смешиваются.
Воспитатель: Ребята, что же получилось у нас?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель: обобщает: частицы одного вещества взаимно расположились между частицами другого, и получилась однородная смесь. Это явление в науке называется Диффузия. То же произошло с маленькими частицами воды и варенья. Они смешались. И вода окрасилась в цвет варенья.
Ворона: Ой! Морс у вас вкусненький. А мне что-то кушать захотелось. В животе урчит. Может угостите меня?
Воспитатель: даже не знаю, что предложить тебе. Вот у нас есть немного вареной свеклы, варёной картошки, моркови, горошка, соль и растительное масло. Обращается к детям: ребята, что мы можем приготовить из этих продуктов?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель: правильно! Мы можем приготовить и угостить ворону винегретом.
Дети под руководством воспитателя смешивают продукты для винегрета и угощают ворону.
Воспитатель: пока наша гостья угощается, я предлагаю посмотреть небольшой фильм о смешении мельчайших частиц вещества- молекулах. О процессе диффузии.
Фрагмент «Диффузия. Лабораториум. Маленькие исследователи» https://www.1tv.ru/-/vbngg (продолжительность 37 сек.)
Ворона: Ой! А картошечка в винегрете розовой стала!
Воспитатель: Ребята, можем мы теперь объяснить вороне почему это произошло?
Предполагаемые ответы детей
Ворона: не знаю, чем заняться. Засиделась я, что-то крылья ломит и хвост.
Воспитатель: предлагаю, немного размяться
Проводиться физминутка
Потрудились – отдохнём (шаги на месте)
Встанем, глубоко вздохнём. (команды и движения по тексту)- 3 раза
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
Ворона: Ой, ну мы молодцы! И интересного много узнали и разминку сделали
Воспитатель: Уважаемая ворона! Оказывается процесс распространения молекул вещества , т.е. диффузию можно наблюдать не только при смешении жидкостей или твёрдых тел. Она буквально окружает нас, витает вокруг. Приглашаем тебя в нашу творческую мастерскую. Мы будем делать не простую поделку, а научную. Она поможет нам представить процесс диффузии ещё лучше. Мы попробуем изготовить ароматные подушечки. Они называются «саше». Их можно использовать для ароматизации белья и одежды, для улучшения аромата в помещении, а если добавить в саше специальные травы или масла, то можно использовать их и ночью для улучшения сна.
Проводиться мастер- класс по изготовлению саше из холщевой ткани.
Этап 3 Рефлексия
Воспитатель:
Дорогие ребята! Вы узнали что-то новое, интересное, полезное?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: А о чем нам удалось узнать сегодня благодаря вороне?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: сегодня вы точно стали намного образованнее и наверняка расскажите о своих познаниях родителям.
Воспитатель: Молодцы! Большое вам спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы
Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.
В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине. Направление:- познавательное развитие- речевое развитие...
Конспект по познавательному развитию на тему «Будущие мужчины» подготовительная к школе группа
В современном обществе происходят социальные изменения, которые приводят к нарушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Женщины начинают занимать лидирующее положение среди мужчин...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Страна Экономика: семь шагов" подготовительная к школе группа
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Страна Экономика: семь шагов"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа Воспитатель: Белякина В.В. Тема НОД: «Состав числа 6» Тема н
Формирование элементарных математических представлений...