конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нод Как люди на Руси жили

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lyudi_na_rusi_zhili.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 30.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию использованием интерактивной презентации

на тему:

«Как жили люди на Руси»

Автор : Подкорытова Ольга Викторовна

Воспитатель первой квалификационной категории

Г. Сатка 2020

Цель: Расширить представления детей о том, как жили люди на Руси. Рассказать детям, чем питались люди, на чем готовили еду, как одевались. Уточнить, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали. (красили ткани - показать опытным путем, что ткань имеет свойство окрашиваться в разные цвета), как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

Задачи:

- формирование представления о характере русского человека.

- развитие речевой активности посредством русского народного фольклора.

- способствование развитию дружеских отношений между детьми.

- обогащение словаря детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки,ухват, кочерга, запечье, кринка, миска,притолока, рушник, божница

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Коммуникативная деятельность», «Восприятие художественной литературы», «Музыкальная деятельность».

Предварительная работа: беседа «Как рубаха в поле выросла»; чтение сказок: «Вершки, корешки», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Гуси-лебеди». « По щуьему веленью», « Лисичка со скалочкой», « Заюшкина избушка».

Посещение музея ДОУ

Материал и оборудование: иллюстрации русских народных сказок; презентация к НОД «Как жили люди на Руси»; иллюстрации с избами, русскими народными костюмами; предметы быта крестьянской семьи: посуда глиняная, деревянная, игрушки (дымковские игрушки, филимоновские; матрешка; посуда гжельская, хохломская,).

Ход занятия:

Деятельность детей

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Ребята как называется наша страна, в которой мы с вами живем?

А вы знаете, как называли нашу страну раньше, много лет назад?

Правильно раньше нашу страну называли Русь, Русь – матушка

А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину?

А хотите узнать? Присаживайтесь и

слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Люди ходили друг к другу в гости, угощали их пирогами, блинами. Как вы думаете, как можно назвать такой народ?

Правильно, радушный, гостеприимный.

Воспитатель: Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дом, косили сено, убирали урожай. Как можно назвать такой народ?

Воспитатель: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси?

Посмотрите внимательно на экран.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд4

Воспитатель: А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

Потому что на Руси было много лесов и это самый доступный материал.

русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо.

Ребята, что было главным в избе?

В избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Воспитатель: Как еще в старину про печку говорили?

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Слайд 5

Слайд 6

Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

Слайд 7

А вы знаете, сколько комнат было в избе?

Самая лучшая комната в избе называется горница.

Слайд 8

Воспитатель: Кого в ней принимали?

Как гости входили в избу?

А почему?

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Воспитатель. Ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки в лесистых местах, по берегам рек и озер. Селились рядом и родственники, и соседи.

Недаром говорится в русской пословице:

«Возле леса жить - голодному не быть»

- Как вы понимаете эту пословицу?

А одевались люди по-особому. У меня есть картинки про одежду. Давайте посмотрим, в какую одежду одевались раньше на Руси.

В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти

Ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду? (показ картинок) Одежду шили из льняного и шерстяного полотна.

Воспитатель: А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили

Русский народ всегда славился гостеприимством. Гостей угощали пирогами да блинами, гости пили, ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили.

Сегодня я предлагаю вам поиграть в русскую народную, хороводную игру

Заря - зарница.
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря - зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

Воспитатель: Ребята, а что вы узнали о жизни людей на Руси?

Какую одежду носили на Руси?

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Ребята, что было главным в избе?

Россия

Ответы детей

Ответы детей

радушный, гостеприимный

Дети: Дружный и отзывчивый.

Избы строились из бревен.

Ответы детей

Дети: Главной была печь.

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Ответы детей : « По щучьему веленью», « Лисичка со скалочкой», « Заюшкина избушка», « Гуси – лебеди»

Ответы детей

В горнице принимали гостей.

Кланяясь.

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить на лбу.

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыт дикий мед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....