Познавательное развитие Тема: «Мы - исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Ольга Валерьевна

Познавательное развитие

Тема«Мы - исследователи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Тема«Мы - исследователи»

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Материалы и оборудование: стаканчики, камешки, тарелочки, губки-тучки, салфетки,

Кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Стихотворение:

Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

- Скажите, пожалуйста, а для чего нужна вода?

- Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения;

- Для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли,

- Нужна рыбам, для чего? (они там живут – это их дом).

- Нужна животным, растениям, всем живым существам.

- Какие вы молодцы, столько много знаете о воде.

- Вы знаете из чего состоит вода?

- Из капелек.

- Конечно! Вода состоит из маленьких капелек!

Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию

Опытно-экспериментальная часть.

- Как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

- Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте.

- Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Вывод: Вода - это жидкость.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторить вода – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

- А теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода.

- Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего) запаха.

Вывод: Вода не пахнет

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

- Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы).Вывод: У чистой воды нет вкуса.

Но Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Посмотрите, на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим что будет!

(ложечками добавить соль и сахар в стаканчики и размешать.)

- А куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

- Они исчезли, растворились.

- А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

- Сладкая, соленая.

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Опыт 4. «Вода бесцветная».

- Мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответ ребёнка).

- Сейчас мы это проверим (стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

- Бесцветная.

– Закройте глаза, я покажу вам фокус! (ребёнок закрывает глаза, в это время кладете по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответ ребёнка).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответ ребёнка).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели?

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

Опыт 5 «Вода может менять цвет».

- А может ли вода менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Взять кисточку и добавим краску в воду.

- Что же случилось с водой?

- Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки.

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают и обнимают её).

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

– А хотите узнать тайну дождя.

– На столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь.

– Скажи, пожалуйста,какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный).

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой,

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды,

1-е –что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать;

2-е – она не имеет вкуса, запаха, она бесцветная.

- Все мы славно потрудились

Поиграть пришла пора,

И у Капельки - подружки

Есть для нас одна игра!

Игра:

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

Делать так руками надо:

Вместе раз - это брасс,

Одной, другой - это кроль,

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

 

ПЛАН проведения научно познавательного фестиваля  «Погружайся в науку вместе с нами»

Цель: создание условий для развития интеллектуальных  и творческих способностей дошкольников, модельных действий у детей дошкольного возраста

день недели

мероприятия

Понедельник

15.11.2021

«Путешествие в страну знаний

Образовательная деятельность: «Творцы российской науки»

Умные прогулки «Исследуем свойства воздуха», «Лети, лети воздушный шар» и др.

Консультация для родителей«Экспериментируем вместе с ребенком», «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любознательных дошколят» и др.

Вторник

16.11.2021

«Хотим все знать!»

Познавательно - исследовательская деятельность «Для чего нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Солнечные часы», «Живая природа», «Семь цветов радуги», «Волшебный звук»

Игры – эксперименты на прогулке и в группе

Среда

17.11.2021

«Играя – познаем»

Сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Умные роботы», «Почемучки», «Юные ученые» и др.

Четверг

18.11.2021

«Путешествие по стране техники»

Конкурс по конструированию из конструктора

Выставка детского творчества «От мечты к открытиям»

Пятница

19.11.2021

«Тайное и неизведанное»

Познавательный квест «Волшебники», «Первые шаги в науку»

Путешествие по научно-познавательным книгам

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию «Академия юных исследователей» в разновозрастной группе.

Занятие даёт представление детям о воздухе как о газообразном веществе.  Знакомим со свойствами воздуха и способами его обнаружения....