Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "Откуда берется песок?
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кузнецова Галина Викторовна

Ежедневно сталкиваясь в игровой деятельности с песком, у ребят возник вопрос: откуда берется песок? Из чего он состоит?

Мы решили  с детьми провести небольшую опытно-эксперементальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperementalnaya_deyatelnost_srednyaya_gruppa.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ежедневно сталкиваясь в игровой деятельности с песком, у ребят возник вопрос: откуда берется песок? Из чего он состоит?

«Мы с ребятами посмотрели познавательный мультфильм и узнали, откуда берется песок. В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называются песком».

Именно на эти и другие вопросы дети средней группы искали ответы в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

 

Задачи:

  • Дать элементарные представления о песке.
  • Расширять представления детей о свойствах песка.
  • Научить детей проводить элементарные опыты.
  • Развивать умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать наблюдательность, любознательность.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Формировать потребность в исследовании природных объектов.
  • Обогащать словарь детей словами: шершавый, песчинки, сыпучий, рыхлый, рассыпчатый.

- Ребята, мы не зря находимся сейчас в научно-исследовательском центре, ведь мы будем исследовать песок.

- Хотите попробовать стать исследователями и побольше узнать о песке?

- Но, прежде чем мы приступим к научным исследованиям, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком. (Нельзя песок брать в рот; нельзя бросать песок в детей; не тереть грязными руками глаза; и после игр с песком помыть тщательно руки).

ОПЫТ 1. (лабораторный стол 1) Из чего состоит песок?

Чтобы узнать, из чего состоит песок, сначала потрогайте его пальцами, потрите.

- Какой он? (ответы детей)

- А мне кажется, что он еще и шершавый. Вы согласны со мной?

А теперь, посмотрите на него через лупу. Что вы видите? (ответы детей: камешки и т.д.)

Какие они, эти камешки? (маленькие, белые, желтые…)

- Эти мелкие камешки называют песчинками.

- Аня, как называются эти мелкие камешки?

 А теперь, скажите это слово хором (песчинки)

- Обратите внимание, какого цвета эти песчинки? Какого размера? Похожи ли песчинки одна на другую?

- Итак, ребята, песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. И на ощупь он шершавый.

- Перейдем к следующему опыту.

ОПЫТ 2. (лабораторный стол №1)

(Предложить детям пересыпать сухой песок из одного стакана в другой).

- Перед вами два стакана: 1 – с песком, другой – пустой. Давайте пересыплем сухой песок из одного стакана в другой.

-Ну что получается? (Да) Значит, песок сыпучий.

- А теперь опустите в стакан с песком карандаш и поводите ею в разные стороны.

- Что происходит? (ответы детей: палочка двигается)

 Да, палочка двигается, потому что песок рыхлый.

- А теперь, попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый и из сухого песка невозможно слепить куличики в отличии от влажного песка (он плотный, т.к. вода, которая содержится во влажном песке соединяет песчинки, и они не рассыпаются)

Какой вывод можно сделать здесь? Песок какой? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый). 

 Ребята, а теперь я вас приглашаю за лабораторный стол №2.

- Скажите, вы верите в то, что песок может двигаться? А убедиться в этом нам поможет опыт, который называется «Песчаная горка».

ОПЫТ 3. (лабораторный стол 2). Встаньте свободно, чтобы не мешать друг другу.

Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, и у вас получается песчаная горка, вот такая! Обратите внимание на то, как эта горка растет в высоту, а его основание становится все шире. И если долго сыпать песок то в одном, то в другом месте образуются волны. Это движение песка похоже на течение. Подуйте трубочкой на песок, как легкий ветерок, что происходит с частичками песка? (двигаются, передвигаются)

Какой вывод можно сделать? Оказывается, песок может двигаться. 

 

- Давайте и мы с вами немного отдохнем и подвигаемся. Поиграем в игру «Песчинки» (повторяется 2 раза) под музыку.

- Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. Сколько у нас песка!! Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

 - Отдохнули, ну а теперь вернемся к лабораторному столу №2 и продолжим исследование.

ОПЫТ 4. (лабораторный стол 2)

Давайте в стакан с водой опустим горсть сухого песка и понаблюдаем.

- Что происходит? (песок оседает) Песок осел, а на поверхности воды мы видим песочную пыль. - А почему, ребята, песок ушел на дно? (потому что он тяжелый)

- Размешаем ложечкой воду. Что случилось? (песочная пыль растворилась).

- Куда исчезла песочная пыль? Посмотрите, какая вода стала (песочная пыль окрасила воду)

Вывод: песок тяжелый, песочная пыль легкая остается на поверхности и окрашивает воду.

 

ОПЫТ 5. (лабораторный стол 3) Проводит воспитатель, дети наблюдают.

- Ребята, перед вами пробирки с сухим и влажным песком. Я сейчас возьму стаканы с водой и полью сухой и влажный песок. А вы смотрите внимательней, что будет происходить.

- Что вы наблюдаете? Смотрите, влажный песок быстро пропустил влагу (вода просочилась гораздо быстрее), а сухой некоторое время держит ее на поверхности, только затем она уходит вглубь.

- Ну что, ребята, вода проходит через песок? Значит, песок пропускает воду.

-Ребята, вы знаете, почему влажный песок так быстро пропускает воду через себя?

Потому что воздуха между частичками нет. А в сухом песке между песчинками находится воздух и при попадании воды в сухой песок он начинает менять свои свойства: песок становится плотным, вязким, приобретает более темный цвет (посмотрите на стаканчик с сухим песком) и из него теперь можно даже сделать куличики, т. к. именно вода соединила песчинки, и они не рассыпаются.

Вывод: песок пропускает воду; влажный песок пропускает воду быстрее, чем сухой; песок может изменить свои свойства под воздействием воды  

- Из чего состоит песок? (из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер)

- Какими свойствами обладает песок?

- Какой он песок? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый)

- Песок может двигаться.

- Песок тяжелый.

- Может пропускать воду и изменяет свои свойства под воздействием воды.

 - Итак, ребята, сегодня «наш герой» - песок. А вы знаете, где его используют, как применяют? (ответы детей) Я предлагаю вам посмотреть на экран, который покажет, где и как можно применить песок.

  1. Применяется песок в строительстве для изготовления цементных растворов
  2. Используют на дорогах в гололед
  3. При тушении пожара
  4. Используют для изготовления стекла.
  5. Песок необходим для жизни некоторых животных (например, ящерица зарывается в песок, если чувствует опасность)
  6. Для детских игр.

 

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

 

 

Молодцы ребята!

А сейчас, вы можете выбрать себе смайлики с улыбкой, если вам понравилось исследование и у вас все получилось.

Если вам что-то понравилось, а что-то нет; тогда возьмите вот такие смайлики (показ)

А для кого, задания оказались тяжелыми, можете выбрать грустные смайлики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...