Конспект занятия "Вода - это жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группе на тему: "Вода - это жизнь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_voda-eto_zhizn.docx | 63.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация
Сергиево-Посадского городского округа Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16 Тел. 8(496) 540-43-52,
факс 8(496) 540-43-52 e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru
Конспект занятия
по познавательно – исследовательской деятельности
для детей подготовительной к школе группы
на тему: «ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ».
Подготовила и провела: воспитатель
Сарафанникова Светлана Владимировна
Цель: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;
- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;
- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;
- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе родного края;
-воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.
Развивающие:
- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, её роли в жизни человека.
- Проведение занятий – экспериментирований с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода».
- Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезанные картинки» и др.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдение за водой во время прогулок
- Просмотр мультфильма «Родничок».
Материал:
- Слайд – презентация «Вода – это жизнь».
- Полоски бумаги.
- Прозрачные стаканчики.
Ход занятия.
(дети заходят в группу, стоят около воспитателя)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
«Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?»
Дети: Это вода.
Воспитатель: Как вы догадались, что это вода?
Дети: Не уследишь – может пролиться и т.д.
( дети садятся на стульчики, стульчики стоят полукругом)
(слайд 1 – титульный)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о воде – она одно из самых удивительных веществ на нашей планете.
Воспитатель: Скажите, ребята, а где встречается вода?
Дети: Вода встречается в реке, ручье, озере, болоте. Дождь, град, роса, снег, иней, облако – это тоже вода.
(слайд 2,3 – где встречается вода)
Ребенок читает стихотворение Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Молодец. Мы сейчас с вами услышали кому и зачем нужна вода. Да, ребята, живой мир не может прожить без воды.
Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь».
Воспитатель: Как вы понимаете эту поговорку? Можете сейчас объяснить?
Дети: Вода нужна всем, чтобы пить, купаться, поливать и т.д.
Воспитатель: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
(слайд 4 – три состояния воды)
Воспитатель: Давай вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?
Дети: В реках, озерах, в колодцах, морях, океанах.
(слайд 5 – жидкое состояние воды)
Ребенок читает стихотворение о жидком состоянии воды:
Гонит капля дождевая
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею — океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Воспитатель: Где вода встречается в твердом состоянии?
Дети: Сосульки, горки, снежные постройки, лёд.
Воспитатель: Ребята, какие правила безопасности надо знать, если на улице скользко?
Дети: Ходить осторожно, смотреть под ноги, не толкать, не бегать, ходить там, где посыпано песком.
Воспитатель: Если с крыши свисают сосульки или может упасть снег?
Дети: Нельзя играть там , где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! Нельзя подходить и трогать свисающие сосульки! Не кидайся сосулькой или снегом! Будь внимательным и наблюдательным!
Воспитатель: Ребята сосульки, снег такие красивые, их так хочется попробовать. Что будет если съедим сосульку или снег?
Дети: Нельзя сосать и есть сосульки! Можно забелеть.
Ребенок читает стихотворение о твердом состоянии воды:
Состояния воды
Стала твердою вода.
Превратилась в лед она.
Да, в природе так бывает,
И водица замерзает.
А как в небе охладится
Станет дождиком водица.
Если сильно замерзает,
Снегом с облаков слетает.
Воспитатель: Где вода встречается в газообразном состоянии?
Дети: Пар чайника, туман, облака на небе..
Воспитатель: Пар из горячего чайника опасен?
Дети: Пар от горячего чайника может обжечь.
Ребенок читает стихотворение о газообразном состоянии воды:
ОБЛАКО
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется водой. (В. Степанов)
Воспитатель: Где ещё есть вода в природе?
Дети: В воздухе, в почве, в растениях.
Воспитатель: Объясните как это может быть?
Дети: люди пьют воду; растения поливают; животные ходят на водопой.
Круговорот воды в природе
Воспитатель: Какая самая маленькая часть воды?
Дети: Капелька.
( звучит музыка имитация шума дождя)
Воспитатель: Слышите, пошёл дождь и у меня в ладони, оказалась капелька.
Откуда она взялась?
Дети: Из тучи на землю капает дождь.
Стихотворение:
Ребёнок: «Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей
Дождик с ветром, дождь грибной
Дождик с радугой – дугой.
Дождик с солнцем, дождик с градом
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом, дождь с грозой
Дождь холодный, проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей».
( Рената Муха)
Воспитатель: Эта капелька не простая она поможет нам путешествовать в мире воды. Давай представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки. Капельки, нам пора отправляться в путь.
( Детям надели маски «капельки», звучит аудиозапись со звуками дождя).
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
( дети прыгают на месте)
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
( капельки составляют ручейки, взявшись за руки по три человека)
Встретились ручейки и стали большой речкой.
( ручейки соединяются в одну цепочку)
Текла, текла речка и попала в море, а потом в океан.
( дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
И захотелось им посмотреть, что там на глубине?
А вот, что там капельки увидели, вы сейчас покажите.
Д/ игра: «Что лишнее?»
Дети на фланелеграфе выкладывают дно водоёма (камушки, водоросли, морских обитателей).(на столах лежат ещё картинки: бобёр, цветок, кошка, солнце…)
Воспитатель: Затерялась наша капелька в бескрайнем морском просторе. Но она помогла нам в путешествии. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
( дети снимают маски и рассаживаются на стульчики).
Воспитатель: А дома, в детском саду, где мы можем встретить капельку воды?
Дети: В кране.
Воспитатель: Для чего дома, в быту нам нужна вода?
Дети: Пить, стирать, пить, поливать и т.д.
(на мольберте картинки: моют посуду, стирают, поливают цветы…)
Воспитатель: Посмотрите, как много воды требуется человеку, сколько необходимого и нужного делает вода для человека. Как хорошо, что вода в кране всегда есть и можно тратить сколько угодно.
Дети: Нет, воду надо беречь.
Воспитатель: Как её беречь?
Дети: Закрывать кран.
Стихотворение:
Ребёнок: «Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда наш первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы спросим прямо.
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли.
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без воды.
( Ирис Ревю)
Воспитатель: Я согласна, что воду в кране надо расходовать очень бережно.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте ещё одну загадку:
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.
Дети: Родник.
Воспитатель: Недалеко от нашего города Сергиев Посад есть красивое место с красивым названием — Гремячий ключ. Ухоженная территория, деревянные, резные дома, часовни и храмы. А ближе к источнику - ажурная деревянная лестница, купальни и веранда.
Гремячий ключ – одна из главных достопримечательностей Сергиево-Посадской земли, связанных с именем Преподобного Сергия Радонежского.
Воспитатель: Оказывается, что многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Родник – это ключ, бьющая из-под земли вода.
Воспитатель: Мы должны переживать, что родника в лесу не будет, зачем он нужен?
Как можно помочь родникам и кто может это сделать?
Дети: Родник нужен птицам и животным для питья. С родников начинаются многие реки.
Около родника нельзя мусорить, мыть грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки. Надо обкладывать камушками, прочищать. Это люди, волонтеры, экологи.
Воспитатель: А если пересохнут реки и озёра?
Дети: Тогда и в кранах воды не будет, погибнет всё живое, растения.
Воспитатель: А как сохранить чистоту рек, озёр, прудов?
Дети: Нельзя в воду бросать мусор, бутылки и т.д.
Воспитатель: Какими должны быть люди, чтоб сохранить такую красоту, которую создала природа?
Дети: Умными, добрыми, бережливыми, трудолюбивыми, заботливыми.
Воспитатель: Молодцы, вода – настоящее богатство, которое надо беречь. Что же это за чудесная жидкость такая, какие у неё свойства? Чтоб ответить на эти вопросы, мы сейчас проведем исследования.
(дети встают)
Ребята я хочу вас пригласить в лабораторию «Воды». Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Дети надевают халаты)
Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь, чтобы не мешать другим. Аккуратно обращаться с посудой. Внимательно следить за результатами опыта. Закончив наблюдение, постараться сделать выводы.
ОПЫТ № 1
Воспитатель: На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги (жёлтая, синяя, зелёная, красная), с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет, не совпадают.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем. Какого же цвета вода?
Дети: Вода бесцветная, прозрачная. Вода не имеет цвета.
ОПЫТ № 2.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканы с кипячёной, остывшей водой. Скажите, горячую воду можно пить?
Дети: Нет, можно обжечься.
Воспитатель: Правильно. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой.
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы положим в воду кусочек сахара, какая по вкусу будет вода?
Дети: Вода будет сладкая.
Воспитатель: Если ложку соли?
Дети: Вода будет солёной.
Воспитатель: Если сок лимона?
Дети: Вода будет кислая.
Воспитатель: Правильно. Вы почувствовали какой - нибудь из этих вкусов?
Дети: Нет, ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем.
Дети: Вода не имеет вкуса.
ОПЫТ № 3.
Воспитатель: А теперь понюхайте, вода чем – нибудь пахнет?
Дети: Нет не пахнет.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем.
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель:
Что вы узнали о воде? (не имеет цвета, вкуса, запаха).
В каких трёх состояниях существует вода в природе? (бывает жидкая, твёрдая, газообразная)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Кто – нибудь из захочет стать экологом или волонтёром и будет следить за чистотой на нашей земле.
Спасибо вам ребята.
Список литературы:
- «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
Самоанализ занятия.
Занятие по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Вода – это жизнь».
ОД построила в форме опытно — исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Во время образовательной деятельности решались следующие цель и задачи:
Цель: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;
- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;
- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;
- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе родного края;
-воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.
Развивающие:
- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме, был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и детьми.
Далее была создана проблемная ситуация посредством загадки о воде. На данном этапе были обобщены знания детей о воде и ее роли в жизни живых организмов. Использован словесный метод, наглядный метод – презентация.
Образовательная деятельность была проведена в форме занятия, с элементами экспериментальной деятельности. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным.
Смена видов деятельности (отгадывание загадок, чтение стихов, подвижная игра, экспериментирование), позволили предотвратить утомляемость. Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия: картинки, капельки, пособия для опытов, ИКТ: «Презентация «Вода – это жизнь», шум дождя.
Дети, «превратились в лаборантов», отправились в «лабораторию», где выполняли разные задания, решали проблемные ситуации, ставили эксперименты. Все это происходило в игровой форме. На каждый момент занятия я использовала наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Я считаю, что работа на занятии проходила организованно, интересно, содержательно.
В ходе занятия формировались такие ценности как работа в команде, взаимодействие друг с другом и со взрослым.
В заключительной части занятия был подведен итог всей деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу. Считаю, что мне удалось достигнуть выполнения поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Вода в жизни человека"
. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком ...
Конспект беседы «Гимнастика-жизнь"
Конспект беседы на тему: "Гимнастика-жизн"Конспект для младшей группы...
Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"
Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"...
Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"
Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....
Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....
Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....
конспект НООД «Вторая жизнь мусора»
Данное занятие расширяет представления об экологических проблемах и способах их устранения. Воспитывает любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к...