Конспект занятия "Вода - это жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сарафанникова Светлана Владимировна

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группе на тему: "Вода - это жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_voda-eto_zhizn.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация

Сергиево-Посадского городского округа Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16 Тел. 8(496) 540-43-52,

факс 8(496) 540-43-52 e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru

Конспект занятия  

по познавательно – исследовательской деятельности

для детей подготовительной к школе группы

на тему: «ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1e8b0059de334f1fc3635854cc5e29b92bb96aef-4285148-images-thumbs&n=13

Подготовила и провела: воспитатель

Сарафанникова Светлана Владимировна

Цель: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;

-  актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;

- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;

- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе родного края;

 -воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;

- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.

- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Предварительная работа:

 - Беседа о воде, её роли в жизни человека.

- Проведение занятий – экспериментирований с водой.

- Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода».

 - Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезанные картинки» и др.

 - Чтение художественной литературы.

 - Наблюдение за водой во время прогулок

 - Просмотр мультфильма «Родничок».

Материал:

 - Слайд – презентация «Вода – это жизнь».

 - Полоски бумаги.

 - Прозрачные стаканчики.

Ход занятия.

(дети заходят в группу, стоят около воспитателя)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
«Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?»

Дети: Это вода.

Воспитатель: Как вы догадались, что это вода?

Дети: Не уследишь – может пролиться и т.д.

( дети садятся на стульчики, стульчики стоят полукругом)

(слайд 1 – титульный)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о воде – она одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

Воспитатель: Скажите, ребята, а где встречается вода?

Дети: Вода встречается в реке, ручье, озере, болоте. Дождь, град, роса, снег, иней, облако – это тоже вода.

(слайд 2,3 – где встречается вода)

Ребенок читает стихотворение Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Молодец. Мы сейчас с вами услышали кому и зачем нужна вода. Да, ребята, живой мир не может прожить без воды.

Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь».

Воспитатель: Как вы понимаете эту поговорку? Можете сейчас объяснить?

Дети: Вода нужна всем, чтобы пить, купаться, поливать и т.д.

Воспитатель: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе  в 3-х состояниях. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

(слайд 4 – три состояния воды)

Воспитатель: Давай вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

Дети: В реках, озерах, в колодцах, морях, океанах.

(слайд 5 – жидкое состояние воды)

Ребенок читает стихотворение о жидком состоянии воды:

Гонит капля дождевая

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею — океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Воспитатель: Где вода встречается в твердом состоянии?

Дети: Сосульки, горки, снежные постройки, лёд.

Воспитатель: Ребята, какие правила безопасности надо знать, если на улице скользко?

Дети: Ходить осторожно, смотреть под ноги, не толкать, не бегать, ходить там, где посыпано песком.

Воспитатель: Если с  крыши свисают сосульки или может упасть снег?

Дети: Нельзя играть там , где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! Нельзя подходить и трогать свисающие сосульки! Не кидайся сосулькой или снегом! Будь внимательным и наблюдательным!

Воспитатель: Ребята сосульки, снег такие красивые, их так хочется попробовать. Что будет если съедим сосульку или снег?

Дети: Нельзя сосать и есть сосульки! Можно забелеть.

Ребенок читает стихотворение о твердом состоянии воды:

Состояния воды

Стала твердою вода.

Превратилась в лед она.

Да, в природе так бывает,

И водица замерзает.

А как в небе охладится

Станет дождиком водица.

Если сильно замерзает,

Снегом с облаков слетает.

Воспитатель: Где вода встречается в газообразном состоянии?

Дети: Пар чайника, туман, облака на небе..

Воспитатель: Пар из горячего чайника опасен?

Дети: Пар от горячего чайника может обжечь.

Ребенок читает стихотворение о газообразном состоянии воды:

ОБЛАКО

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое, далекое,

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывет и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется водой. (В. Степанов)

Воспитатель: Где ещё есть вода в природе?

Дети: В воздухе, в почве, в растениях.

Воспитатель: Объясните как это может быть?

Дети: люди пьют воду; растения поливают; животные ходят на водопой.

Круговорот воды в природе

Воспитатель: Какая самая маленькая часть воды?

Дети: Капелька.

( звучит музыка имитация шума дождя)

Воспитатель: Слышите, пошёл дождь и у меня в ладони, оказалась капелька.

Откуда она взялась?

Дети: Из тучи на землю капает дождь.

Стихотворение:

Ребёнок: «Сколько знаю я дождей

                   Сосчитайте поскорей

                    Дождик с ветром, дождь грибной

                    Дождик с радугой – дугой.

                    Дождик с солнцем, дождик с градом

                    Дождик с рыжим листопадом.

                    Дождь со снегом, дождь с грозой

                    Дождь холодный, проливной!

                    Вот как много есть дождей

                    Для растений и людей».

                                     ( Рената Муха)

Воспитатель: Эта капелька не простая она поможет нам путешествовать в мире воды. Давай представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки. Капельки, нам пора отправляться в путь.

( Детям надели маски «капельки», звучит аудиозапись со звуками дождя).

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.

( дети прыгают на месте)

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

( капельки составляют ручейки, взявшись за руки по три человека)

Встретились ручейки и стали большой речкой.

( ручейки соединяются в одну цепочку)

Текла, текла речка и попала в море, а потом в океан.

( дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

И захотелось им посмотреть, что там на глубине?

А вот, что там капельки увидели, вы сейчас покажите.

Д/ игра: «Что лишнее?»

Дети на фланелеграфе выкладывают дно водоёма (камушки, водоросли, морских обитателей).(на столах лежат ещё картинки: бобёр, цветок, кошка, солнце…)

Воспитатель: Затерялась наша капелька в бескрайнем морском просторе. Но она помогла нам в путешествии. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

( дети  снимают маски и рассаживаются на стульчики).

Воспитатель: А дома, в детском саду, где мы можем встретить капельку воды?

Дети: В кране.

Воспитатель: Для чего дома, в быту нам нужна вода?

Дети: Пить, стирать, пить, поливать и т.д.

(на мольберте картинки: моют посуду, стирают, поливают цветы…)

Воспитатель:  Посмотрите, как много воды требуется человеку, сколько необходимого и нужного делает вода для человека. Как хорошо, что вода в кране всегда есть и можно тратить сколько угодно.

Дети: Нет, воду надо беречь.

Воспитатель: Как её беречь?

Дети: Закрывать кран.

Стихотворение:

Ребёнок: «Если руки наши в ваксе

                   Если на нос сели кляксы.

                   Кто тогда наш первый друг.

                   Снимет грязь с лица и рук?

                   Без чего не может мама

                   Ни готовить, ни стирать

                   Без чего мы спросим прямо.

                   Чтобы лился дождик с неба.

                   Чтоб росли колосья хлеба.

                    Чтобы плыли корабли.

                     Чтоб варились кисели.

                    Чтобы не было беды.

                    Жить нельзя нам без воды.

                                 ( Ирис Ревю)

Воспитатель: Я согласна, что воду в кране надо расходовать очень бережно.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте ещё одну загадку:

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в сильный зной

Ледяной поит водой.

Дети: Родник.

Воспитатель: Недалеко от нашего города Сергиев Посад есть красивое место с красивым названием — Гремячий ключ. Ухоженная территория, деревянные, резные дома, часовни и храмы. А ближе к источнику - ажурная деревянная лестница, купальни и веранда.

Гремячий ключ – одна из главных достопримечательностей Сергиево-Посадской земли, связанных с именем Преподобного Сергия Радонежского.

Воспитатель:  Оказывается, что многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Родник – это ключ, бьющая из-под земли вода.

Воспитатель: Мы должны переживать, что родника в лесу не будет, зачем он нужен?

Как можно помочь родникам и кто может это сделать?

Дети: Родник нужен птицам и животным для питья. С родников начинаются многие реки.

Около родника  нельзя мусорить, мыть грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки. Надо обкладывать камушками, прочищать. Это люди, волонтеры, экологи.

Воспитатель: А если пересохнут реки и озёра?

Дети: Тогда и в кранах воды не будет,  погибнет всё живое, растения.

Воспитатель: А как сохранить чистоту рек, озёр, прудов?

Дети: Нельзя в воду бросать мусор, бутылки и т.д.

Воспитатель: Какими должны быть люди, чтоб сохранить такую красоту, которую создала природа?

Дети: Умными, добрыми, бережливыми, трудолюбивыми, заботливыми.

Воспитатель:  Молодцы, вода – настоящее богатство, которое надо беречь. Что же это за чудесная жидкость такая, какие у неё свойства? Чтоб ответить на эти вопросы, мы сейчас проведем исследования.

(дети встают)

Ребята я хочу вас пригласить в  лабораторию «Воды». Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды. 

(Дети надевают халаты)

Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь, чтобы не мешать другим. Аккуратно обращаться с посудой. Внимательно следить за результатами опыта. Закончив наблюдение, постараться сделать выводы.

ОПЫТ № 1

Воспитатель: На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги (жёлтая, синяя, зелёная, красная), с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Дети: Нет, не совпадают.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем. Какого же цвета вода?

Дети: Вода бесцветная, прозрачная. Вода не имеет цвета.

ОПЫТ № 2.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканы с кипячёной, остывшей  водой. Скажите, горячую воду можно пить?

Дети: Нет, можно обжечься.

Воспитатель: Правильно. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой.

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы положим в воду кусочек сахара, какая по вкусу будет вода?

Дети: Вода будет сладкая.

Воспитатель: Если ложку соли?

Дети: Вода будет солёной.

Воспитатель: Если сок лимона?

Дети: Вода будет кислая.

Воспитатель: Правильно. Вы почувствовали какой - нибудь из этих вкусов?

Дети: Нет, ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем.

Дети: Вода не имеет вкуса.

ОПЫТ № 3.

Воспитатель: А теперь понюхайте, вода чем – нибудь пахнет?

Дети: Нет не пахнет.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем.

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:

Что вы узнали о воде? (не имеет цвета, вкуса, запаха).

В каких трёх состояниях существует вода в природе? (бывает жидкая, твёрдая, газообразная) 

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Кто – нибудь из захочет стать экологом или волонтёром и будет следить за чистотой на нашей земле.

Спасибо вам ребята.

 

Список литературы:

  1. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.

     2.    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012

     3.    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010

     4.    Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

                                         Самоанализ занятия.

Занятие по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной        деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Вода – это жизнь». 

ОД построила в форме опытно — исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Во время образовательной деятельности решались следующие цель и задачи:

Цель: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;

-  актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;

- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;

- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе родного края;

 -воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;

- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.

- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме, был направлен на развитие   коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и детьми.        

Далее была создана проблемная ситуация посредством загадки о воде. На данном этапе были обобщены знания детей о воде и ее роли в жизни живых организмов. Использован словесный метод, наглядный метод – презентация.

Образовательная деятельность была проведена в форме занятия, с элементами экспериментальной деятельности. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным.

Смена видов деятельности (отгадывание загадок, чтение стихов, подвижная игра, экспериментирование), позволили предотвратить утомляемость. Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия: картинки, капельки, пособия для опытов, ИКТ: «Презентация «Вода – это жизнь», шум дождя.

Дети, «превратились в лаборантов», отправились в «лабораторию», где выполняли разные задания, решали проблемные ситуации, ставили эксперименты. Все это происходило в игровой форме. На каждый момент занятия я использовала наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.        

Я считаю, что работа на занятии проходила организованно, интересно, содержательно.

В ходе занятия формировались такие ценности как работа в команде, взаимодействие друг с другом и со взрослым.

В заключительной части занятия был подведен итог всей деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу. Считаю, что мне удалось достигнуть выполнения поставленных задач.

 

 

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Вода в жизни человека"

. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком ...

Конспект беседы «Гимнастика-жизнь"

Конспект беседы на тему: "Гимнастика-жизн"Конспект для младшей группы...

Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"

Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"...

Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"

Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

конспект НООД «Вторая жизнь мусора»

Данное занятие расширяет представления об экологических проблемах и способах их устранения. Воспитывает любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к...