Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhizn_rasteniy.doc | 52.5 КБ |
konspekt_zhizn_rasteniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. «Жизнь растений»
Цель. Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с растениями. (познавательное развитие);
- обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика);
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | На столе лежит искусственный цветок и горшок с комнатным растением. Появляется схема модели №1 | Взрослый обращает на цветок и растение. В: Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Значит и ваше растение не живое? Воспитатель предлагает сесть в круг на ковер А вы можете перечислить признаки живого, а то я забыла. | Дети заходят в группу. Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой. Дети говорят, что это растение живое. Дети садятся в круг. Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Появляется схема модели №2 У воспитателя карточки с частями растения | В: А расскажите, что есть у каждого растения? В: А, я, поняла! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет. (Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности) Правильно я разложила? В: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно Я придумала давайте проведем опыты, и поймем какие важные функции выполняет корень у растения. | Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами Ответы детей Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Ответы детей | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для самостоятельной деятельности | |
После того, как дети объяснили в каком порядке растет растение, дети с помощью геометрических фигур разбиваются на группы делятся на пары. | Взрослый предлагает каждому поделится на группы | Дети делятся на группы | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности. | |
Основная часть | Опыт№1 По количеству пар организованы рабочие места. | Взрослый предлагает подойти к столам В: Ребята как вы думаете, что это такое? Для чего эти все предметы нам нужны? (если дети не отгадывают воспитатель подводит наводящими вопросами к правильному ответу). В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает? Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Падает ли сейчас палочка? | Дети обнаруживают на столах коробки с песком и модели стволов без корней и с корнями. Ответы детей (для опыта) Совместно с воспитателем дети проводят опыт №1 Ответы детей Ответы детей: во втором случае палочка более устойчива. | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для проявления поисковой активности
Условия для развития исследовательских действий. Условия для проявления поисковой активности Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
В.: Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей). | Ответы детей | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что корни удерживают растение в земле. | ||||
Опыт№2 На столах стоят стаканы с окрашенной водой и модели корня из марли. | В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? | Совместно с воспитателем дети проводят опыт №2 Ответы детей (вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше) | Условия для развития исследовательских действий. Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |
Совместно приходят к выводу, что корни всасывают из почвы влагу. | ||||
Появляется модель-схему №3 | Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Смотрим модель-схему №3) | Ответы детей. (Дышат). Ответы детей: он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Завершение занятия | Ребята где живут растения? Как же мы должны относиться к ним? Ребята, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе. | Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Беречь, охранять, ухаживать и т.д. Ответы детей | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности Условия для поддержки развития режиссерской игры Условия для закрепления цветов |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. «Жизнь растений»
Цель. Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с растениями. (познавательное развитие);
- обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика);
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | На столе лежит искусственный цветок и горшок с комнатным растением. Появляется схема модели №1 | Взрослый обращает на цветок и растение. В: Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Значит и ваше растение не живое? Воспитатель предлагает сесть в круг на ковер А вы можете перечислить признаки живого, а то я забыла. | Дети заходят в группу. Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой. Дети говорят, что это растение живое. Дети садятся в круг. Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Появляется схема модели №2 У воспитателя карточки с частями растения | В: А расскажите, что есть у каждого растения? В: А, я, поняла! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет. (Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности) Правильно я разложила? В: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно Я придумала давайте проведем опыты, и поймем какие важные функции выполняет корень у растения. | Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами Ответы детей Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Ответы детей | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для самостоятельной деятельности | |
После того, как дети объяснили в каком порядке растет растение, дети с помощью геометрических фигур разбиваются на группы делятся на пары. | Взрослый предлагает каждому поделится на группы | Дети делятся на группы | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности. | |
Основная часть | Опыт№1 По количеству пар организованы рабочие места. | Взрослый предлагает подойти к столам В: Ребята как вы думаете, что это такое? Для чего эти все предметы нам нужны? (если дети не отгадывают воспитатель подводит наводящими вопросами к правильному ответу). В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает? Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Падает ли сейчас палочка? | Дети обнаруживают на столах коробки с песком и модели стволов без корней и с корнями. Ответы детей (для опыта) Совместно с воспитателем дети проводят опыт №1 Ответы детей Ответы детей: во втором случае палочка более устойчива. | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для проявления поисковой активности
Условия для развития исследовательских действий. Условия для проявления поисковой активности Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
В.: Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей). | Ответы детей | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что корни удерживают растение в земле. | ||||
Опыт№2 На столах стоят стаканы с окрашенной водой и модели корня из марли. | В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? | Совместно с воспитателем дети проводят опыт №2 Ответы детей (вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше) | Условия для развития исследовательских действий. Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |
Совместно приходят к выводу, что корни всасывают из почвы влагу. | ||||
Появляется модель-схему №3 | Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Смотрим модель-схему №3) | Ответы детей. (Дышат). Ответы детей: он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Завершение занятия | Ребята где живут растения? Как же мы должны относиться к ним? Ребята, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе. | Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Беречь, охранять, ухаживать и т.д. Ответы детей | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности Условия для поддержки развития режиссерской игры Условия для закрепления цветов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....
Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»
Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и п...
Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....
Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "Жизнь растений"
Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем гр...
Конспект занятия-экспериментирования по природе в старшей группе на тему: "Жизнь растений" ________________________________________
Программное содержание.Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать ра...
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие Задачи: Образовательные: формировать представление детей о том что, дикиеживотныеприспоса...
Конспект занятия Тема: «Комнатные растения». Средняя группа
Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; закреплять знания названий...